Распечатать Запись

Благовещенская церковь Трифонова монастыря: преддверие воскресения

По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка на территории Трифонова монастыря проводятся исследовательские изыскательные работы, направленные на реставрацию храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, основанного еще XVI веке самим преподобным Трифоном. Проектные восстановительные работы будут производиться в рамках государственной программы «Развитие культуры и туризма».

Сохраняя наследие

Нам довелось жить в знаменательное время: мы становимся свидетелями того, как восстанавливаются святыни, оживают приходы, в святых обителях вновь пламенеет за мир монашеская молитва. И внешним отражением возвращения душ человеческих к вере Христовой является внутренние убранство храмов, строительство новых церквей и устроение монашеских обителей и приходов.

На Вятской земле испокон веков Трифонов монастырь, основанный еще в XVI веке преподобным Трифоном Вятским Чудотворцем, являлся очагом веры. И сегодня здесь аккумулируется духовная жизнь. В главном храме монастыря – Успенском соборе – располагается первая архиерейская кафедра, в великие двунадесятые церковные праздники здесь митрополит Вятский и Слободской Марк в сонме духовенства совершает архипастырское служение.

Поэтапно обитель продолжает возрождаться и благоукрашаться.

По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка в 2013 году завершилась реставрация купола Храма во имя Московских святителей Петра, Алексея и Иона. После ремонтных кровельных работ церковь увенчал крест золотого цвета.

2015 год был ознаменован возвращением честных останков архиепископа Ионы в Вятскую Епархию. 5 сентября 2015 года в Успенском кафедральном соборе Свято-Трифонова монастыря митрополит Вятский и Слободской Марк в сослужении духовенства епархии совершил панихиду по архиепископу Вятскому Ионе (1674 – 1699), на служение которого пришлось прославление во святых преподобного Трифона Вятского и главные труды по созданию Вятской Епархии. Состоялось погребение останков архиепископа Ионы, который подвизался здесь, на Вятской земле, отстроил множество каменных храмов, в частности - Успенский кафедральный собор, надвратный Никольский храм и другие храмы на Вятке. Архиепископ Иона прославил преподобного Трифона, а с 2015-го года покоится возле его раки.

Весной 2018 года была реконструирована купель на источнике Трифонова монастыря. В июне 2018-го митрополит Вятский и Слободской Марк совершил водосвятный молебен и чин освящения купели. В ходе ремонтных работ было уложено новое покрытие чаши купели из мозаики, проведена облицовка стен и пола керамогранитом, установлена система вентиляции, пластиковые окна, сходные лестницы из нержавеющей стали. Вскоре была выложена икона Божией Матери «Скоропослушница» над купелью в технике мозаика. Сейчас обновленная купель ежедневно открыта для посещения.

В ноябре 2019 года Министерство культуры России осуществляло прием заявок на финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия за счет средств федерального бюджета на 2020 год по ряду направлений, включая объекты культурного наследия религиозного назначения. По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка была подана заявка на участие в данной программе: к рассмотрению предлагался храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Трифонова монастыря.

И 4 августа 2020 года Министерством культуры Российской Федерации в рамках государственной программы «Развитие культуры и туризма» было одобрено финансирование научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ по восстановлению Благовещенской церкви Свято-Успенского Трифонова монастыря. Для этих целей из федерального бюджета выделены средства.

В настоящий момент на территории монастыря к работе приступили геодезисты. Исследовательские, изыскательские работы, которые сейчас производятся, являются одним из этапов проведения реставрационных работ на объекте культурного наследия религиозного назначения – Благовещенской церкви.

Храм, основанный преподобным Трифоном

Примечательно, что Церковь во имя Благовещения Богородицы вместе с «малой клетицей» для Трифона являются первыми строениями, появившимися в Трифоновом монастыре. Были основаны еще XVI веке при участии самого Трифона Вятского. В книге «Русские монастыри» об основании Трифонова монастыря и Благовещенской церкви рассказывается следующее…

Основатель монастыря – преподаватель Трифон (Трофим) – был выходцем из окрестностей северного городка Мезени Архангельской губернии. Покинув родные места, Трофим обосновался в небольшом городке Орлове Пермской провинции. Там состоялось его первое знакомство со знаменитыми уральскими промышленниками Строгановыми. Очевидно по рекомендации Строганова, отправился Трофим в Спасский Пыскорский монастырь в верховье Камы. После пострижения в монахи под именем Трифона будущий первый вятский архимандрит начинает свою миссионерскую деятельность.

В 1580 году он прибывает в вятские земли и предлагает местным жителям устроить святую обитель. На большом собрании именитых граждан города Хлынова ему была передана челобитная, подписанная всеми вятскими городами, «…чтобы государь пожаловал, а преосвященный митрополит благословил к созданию монастыря и о устроении его». Царь Иоанн Грозный, удовлетворяя просьбу вятчан, 21 июня 1580 года в Москве торжественно вручает монаху Трифону грамоту об отводе под монастырь старого городского кладбища с двумя ветхими деревянными церквями во имя Успения Пресвятой Богородицы и александрийских чудотворцев Афанасия и Кирилла.

Местность, отведенная под монастырские постройки, была известна в прежние времена под названием «Балясково поле». Расположенное за глубоким оврагом и речкою Сорою, удаленное от мирской суеты, оно было идеальным для обители. Быстро загоревшись новым строительством, хлыновцы также быстро и охладели к нему. Необходимо было особое вразумление свыше. И по молитвам преподобного Трифона они его получили. В ночь на 8 сентября 1581 года некоему крестьянину Никите Кучкову было явлено во сне: пресветлая женщина, похожая на Богородицу, и обратилась ко всему народу: «Вы обещали во имя мое строить монастырь. Почему же ныне монастыря не сооружаете?» И, так говоря, пошла из города со множеством людей. И придя на место, где должен быть построен храм, повелела его воздвигнуть.

Никита рассказал всем о видении. Народ со священником пошел к келии Трифона. Был отслужен молебен и началась работа. Дождь, ливший много дней, сразу прекратился. Материал для строительства по молитве преподобного Трифона был обретен чудесным образом. Жители Слободского отдали недостроенный храм, возведение которого по ряду причин не велось. Так, первыми строениями, появившимися в монастыре, были «клетская с трапезною церковь во имя Благовещения Богородицы и «малая клетица» для Трифона и двух послушников.

Окончание строительства храма привлекло к преподобному Трифону людей, желающих принять монашеский постриг. Благовещенская церковь стала мала для обители, появилась потребность в большом храме.

Строительство обширного деревянного Успенского собора при содействии со стороны местного воеводы Василия Овцына настоятель начинает в 1586 году.

«Дух древности» второго по величине храма обители

Благовещенский храм являлся вторым по размеру в монастыре. Каменная Благовещенская церковь была построена в 1728 году, располагается к югу от Успенского собора.

В 1800 году деревянная крыша на трапезной церкви была покрыта железом, в то время как сам храм получил железную кровлю еще в XVIII веке.

В середине XIX века стены в церкви были покрашены под мрамор, а в трапезной они стали небесного цвета. Когда появились в храме росписи – неизвестно. Впервые упоминание о них встречается в описи 1830 года. На потолке в клеймах были написаны образа Николая Чудотворца, Стефана Пермского и Дмитрия Ростовского. В начале XX века, помимо указанных, появляются новые потолочные росписи в клеймах: Святого Духа в виде голубя, Троицы и собора всех святых, явления Божией Матери преподобному Трифону, Лествица патриарха Иакова, явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Во втором отделении храма на потолке были золотые звезды.

В 1834 году на 500 рублей, пожертвованные неизвестным, в Благовещенском храме был перестроен иконостас, переложены печи и написано несколько изображений. В 1845 году в храме все было поновлено, а в 1850-м он был расширен. В стене между притвором и трапезной пробили арочный проем, что значительно увеличило помещение теплого храма, Также было расширено и отремонтировано помещение для ризницы, которая располагалась в трапезной. В 1854 году были покрашены иконостасы и стены.

В середине XIX века Благовещенский храм был «утеплен». Поскольку одной печи было явно недостаточно, в 1855 году было устроено дополнительно еще две. Одна «голландка» находилась в палатке, и две – под алтарем в трапезной. В 1865 году П.И. Больхозиным были устроены новые печи под церковью и алтарем, столб над печью в церкви обложен железом, а лицевая стенка в алтаре – изразцами.

В последующие годы перестройка и ремонт храма были незначительны. В 1867 году консистория позволила устроить тамбур в Благовещенской церкви. В 1874 году были выделены средства на возобновление иконостаса, очищение сводов и стен в храме. В 1910 году храм был вновь реставрирован, поновлена живопись в иконостасе и на стенах, некоторые клейма написаны вновь, вызолочен иконостас и киоты. В 1912 году, когда церковь вновь освятили, она производила по словам современника, «самое приятное впечатление своим внутренним убранством». Несмотря на ремонт, храм всегда хранил в себе дух древности. Как писал современник, «с церковных стен смотрят на вас святые лики древнего письма и невольно переносят вашу мысль в далекое прошлое, в XVI век».

В начале XX века Благовещенская церковь имела несколько небольших помещений за особыми сводами. Храм разделялся на четыре небольшие части: алтарь, храм, бывшую трапезную, ставшую в то время частью храма, и кельи. Там, где была трапезная, у западной стены стояли «деревянные загородки с сиденьями для молящихся монахов». Несмотря на то, что многочисленные окна в храме были расширены, освящение в храме все же оставалось недостаточным.

Величие обители и связь времен

Однако говоря о том или ином строении обители, важно рассматривать его органичной значимой частью всего архитектурного ансамбля Трифонова монастыря, который формировался на протяжении веков и продолжает совершенствоваться в настоящее время.

Полное величавого спокойствия здание Успенского собора Трифонова монастыря возводилось в течение пяти лет (1684 – 1689 годы) по всем канонам древнего церковного зодчества. Строители ориентировались на Успенский собор Московского Кремля, ставший образцом для церковного зодчества во второй половине XVII века после указа Патриарха Никона о регламентации церковной архитектуры.

Второй по времени возникновения из каменных храмов обители стала Никольская надвратная церковь, построенная вскоре после Успенского собора, которая и является в настоящее время собственно монастырским храмом.

На монастырской площади между Успенским собором и Никольской церковью находится каменная колокольня, построенная в 1714 году вместо сгоревшей деревянной.

В 1719 году рядом с Никольской надвратной церковью построили двухэтажные настоятельские палаты. Здание неоднократно перестраивалось, пока не приобрело современный вид. Как и Никольский храм, настоятельские палаты относятся к действующему в современное время монастырю.

К востоку от алтаря Никольского храма расположилась самая протяженная монастырская постройка – двухэтажный корпус братских келий. Здание было построено в 1742 году. Сейчас здесь располагается Епархиальное Управление. Здесь же находится Вятское Духовное училище, включая учебные классы, общежитие, библиотеку и трапезную.

За алтарем Успенского собора возведена современная деревянная часовня над святым источником преподобного Трифона Вятского. Территория монастыря обнесена оградой.

Многообразие аспектов восприятия, непрерывность меняющихся видовых композиций, перезвон колоколов, зовущих к обедне и на праздник, оповещающих о пожарах и торжествах, сливались с самой природой и подчинялись ее вековым законам, органично включаясь в просторы вятского равнинного пейзажа.

С небольшой, но исключительно пышной по своему архитектурному наряду Трехсвятительской церковью, белевшей среди таинственно шумевших кладбищенских деревьев, связана история первого в крае учебного заведения – Славяно-греко-латинской школы. В 1743 году Лаврентий (Горка) открывает при Архиерейском Доме школу, а с 1743 года она занимает больничные кельи в Трифоновой обители. Из стен школы вышли многие уроженцы Вятки, ставшие впоследствии широко известными. Здесь учились К.И. Щепин – в будущем доктор медицинских наук, любимый ученик Ломоносова, Ф.С. Ефремов – путешественник, автор книги «Десятилетнее странствие и приключение в Хиве, Бухаре, Персии и Индии». Школу окончили поэт и переводчик Е.И. Костров, В.Я. Колокольников – автор перевода «Сокращенной истории философии от начала мира до настоящих дней», первый историк Вятского края А. Вештомов. А среди кладбищенских захоронений монахов и горожан находились могилы известных краеведов А.С. Верещагина, Н.А. Спасского, Г. Никитникова.

Архитектурный ансамбль сформировался в сравнительно короткий период - с 1684 по 1725 год, когда были выстроены его основные сооружения. Возведение каменной ограды взамен деревянной закончилось в конце XVIII века.

Пристрой к северному фасаду братского корпуса в 1832 году дополнительных помещений и переделка палат настоятеля в начале XIX столетия завершили формирование монастырского ансамбля, который в основных своих чертах сохранился до наших дней.

Реорганизация обители, начавшаяся в середине XVIII века, была прервана сильнейшими пожарами 1752 и 1770 годов. Чуть позже урон монастырскому благосостоянию нанесен правлением Екатерины II. Почти все угодья стали государственной собственностью. Материальное положение Трифоновской обители ухудшилось до такой степени, что приходилось при вратах монастыря и в церквях во время служб открыть сбор пожертвований вроде милостивого подаяния на содержание штата.

В конце XVIII столетия с воцарением Павла монастырю возвращаются его лучшие земли, даруются новые льготы. Историк К. Селивановский в 1912 году пишет: «Кто бывал в …монастыре… тот приятно будет поражен тем благоустройством и порядком, какие ныне царствуют в обители преподобного Трифона. Внешний вид Успенского монастыря отличается уютностью и изяществом, каких он не имел уже давно».

Главную монастырскую площадь оформляли основные постройки. Монументальный Успенский собор, Никольская надвратная церковь и колокольня служили высотными акцентами ансамбля. Деревянные галереи-гульбища, тянувшиеся вдоль братских келий и опоясывающие юго-западную часть палат настоятеля, вносили в облик монастырского двора элементы уюта.

Благовещенский храм, вынесенный на второй план по отношению к парадной площади, отделял официальную часть ансамбля от внутренней монастырской территории, занятой кладбищем и хозяйственными постройками.

Мраморные надгробья монастырского кладбища, зелень настоятельского сада, яркие цветы и палисадники создавали живописное обрамление вокруг сооружений, отеняя белизну стен и позолоту ажурных крестов, устремившихся в синеву неба. Чистейшие прохладные родники в восточной части монастырской территории, рыбные садки, деревянная часовня над колодцем, который по преданию вырыл сам преподобный Трифон, бревенчатые дорожки, соединявшие сооружения, - все это дополнило облик ансамбля. Каменные стены, прорезанные с трех сторон воротами и закрепленные по древнерусской традиции на изломах башнями, замыкавшими собой перспективы дорог и улиц, окружающих слобод, отмечали границы монастырской площади, создавая белое кольцо четырехугольной конфигурации.

***

И сегодня, как в минувшие века, верующие притекают в Трифонов монастырь, чтобы разделить соборную молитву за богослужениями, получить духовный совет у насельников монастыря и поклониться святыням обители. В Успенском кафедральном собора находится рака над мощами преподобного Трифона Вятского. Под спудом собора пребывают и мощи другого вятского святого – блаженного Прокопия Вятского, Христа ради юродивого.

Главным украшением убранства Успенского собора служит резной пятиярусный иконостас. Имеет местный ряд, праздничный ряд, деисусный ряд (в центре Господь, Матерь Божия и Иоанн Предтеча), пророческий ряд и праотеческий ряд. Всего было 106 образов. Написан в стиле Строгановской школы иконописания. Украшен барочной резьбой в виде растительного рисунка. В советское время иконы местного ряда были утрачены, а остальные сильно повреждены. В 1990-е годы приглашали реставраторов из Москвы и Ярославля для реставрации сохранившихся икон.

В храме пребывает чтимые образы: икона всех Святых в земле Российской просиявших. Это икона XIX века с мощевиками святых; Икона Спаса Нерукотворного XVII века; икона преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Нила Столобенского с частицами мощей святых угодников Божиих. По благословению митрополита Марка икона преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Нила Столобенского с частицами мощей святых была специально написана в мастерских Сергиева Посада и в сентябре 2017 года была передана в Вятскую Епархию для молитвенного поклонения верующим.

На территории Трифонова монастыря также действующей сегодня является Никольская надвратная церковь – в ней пребывают святыни: Великорецкий образ святителя Николая, с которым ежегодно совершается Всероссийский крестный ход на реку Великую, башмачок святого Спиридона Тримифунтского, ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих.

Помимо храмов, на территории Трифонова мужского монастыря располагается Епархиальное Управление, в стенах которого недавно был произведен ремонт. Здесь же находится Вятское Духовное училище с общежитием для студентов, трапезной, обновленными учебными классами, организованным конференц-залом и библиотекой. В комфортных для обучения условиях воспитываются новые поколения церковно- и священнослужителей.   

По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка организована паломническая служба Трифонова монастыря. Регулярно проводятся экскурсии по храмам монастыря, обзорные экскурсии с посещением храмов города Кирова, организуются паломнические поездки в Великорецкое подворье Трифонова монастыря и в другие благочиния Вятской Епархии.

На протяжение последних десятилетий и в настоящее время мы становимся свидетелями того, как постепенно преображаются Успенский собор, Никольский надвратный храм, братский корпус, епархиальный архив, купель. А сейчас появилась надежда, что и Благовещенский храм Трифонова монастыря вновь приобретет некогда былые красоту и благолепие.

При подготовке материала использовались материалы книг:

Кустова Е.В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря : в 2 т. / Вятская Епархия Русской Православной Церкви; ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» - Вятка {Киров} : Буквица, 2012. т.1, с. 507-508.

Издательство «Очарованный странник – АФ». – Издательство «Троица» г. Новомосковск. – г. Москва. 2006. – с. 109-110. Статья «Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь».