Распечатать Запись

День Святой Троицы в Успенском кафедральном соборе

Распечатать Запись

День Святой Троицы в Успенском кафедральном соборе

В воскресенье, 7 июня 2020 года, праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), митрополит Вятский и Слободской Марк возглавил служение Божественной литургии в Успенском кафедральном соборе Свято-Успенского Трифонова монастыря. По окончании Литургии Владыка совершил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклоненных молитв.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Трифонова монастыря игумен Вениамин (Веселов), клирики Успенского собора: ключарь собора протоиерей Александр Балыбердин, иерей Валерий Шихов, насельники Свято-Трифонова монастыря: игумен Алипий (Сторожук), иеромонах Досифей (Чернядьев), схииеромонах Селафиил (Шадрин).

Богослужебные песнопения исполнялись архиерейским хором Успенского кафедрального собора под управлением регента Людмилы Телегиной.

Праздник Святой Троицы называется Пятидесятницею потому, что сошествие Святого Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, видимо сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеками.

Первый день Пятидесятницы, воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы, этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, понедельник, – во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем. В Троицын день православные верующие украшают храмы и свои дома зеленью. Так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная. Новозаветная Церковь сохранила этот древний обычай и наполнила его новым значением: теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (цветок).

О глубоких смыслах праздника Святой Троицы и значении в жизни человека Церкви Христовой сказал сегодня в проповеди протоиерей Александр Балыбердин:

— Церковь Христова есть собрание верующих людей, где в основу положена любовь к Богу и ближнему, поэтому вокруг Бога и ближнего мы все соединяемся. Церковь – это единственное собрание, которое собирают не люди, а Сам Господь Бог посредством Духа Святого.

Далеко не каждое собрание людей можно назвать Церковью. Хотя один из святых наших дней сказал, что любое собрание человеческое задумано именно так, что оно могло бы быть церковью. И семья могла бы стать церковью, и даже рабочий коллектив, в котором мы трудимся на заводе или фабрике, на предприятии, в поле, в больнице, – любой коллектив, любое собрание человеческое могло бы стать церковью, но, к сожалению, таковой не является. Хорошо, что есть Церковь Христова, по которой можно равняться. Но что значит «собираться в Единую Церковь»?

Этот день напоминает нам о том, что быть в Церкви означает не только почитать одну книгу – Библию – Священное Писание, не только следовать одним правилам, обрядам, традициям, которые есть в Церкви, но прежде всего это означает быть одного духа. И мы с вами прекрасно знаем из нашей жизни, что из тех людей, которые нас окружают, мы тоже часто выбираем себе в спутники жизни людей, которые, как мы говорим, близкие нам по духу. Как это можно узнать? Это люди, которые читают те же книги, которые мы читаем, люди, которым нравятся фильмы, которые мы смотрим, которым нравится то же, что и нам, а что-то так же не нравится… Люди, у которых такие же жизненные принципы, которые так же поступают. И вот так мы определяем, кто нам близок по духу.

И нас сегодня какой дух за богослужением соединил? Дух Святой. Быть в Церкви – означает прежде всего – стремиться к святости. И это еще Дух Утешитель, Дух Истины. Быть в Церкви – еще означает – стремиться к Истине. Философы много на эту тему рассуждали и до сих пор не могут договориться, что же такое истина. Попробуйте задать этот вопрос в Интернете – ответов будет миллион. Этот вопрос еще задавал Понтий Пилат, когда Христос стоял напротив него, и немного с усмешкой спрашивал, что есть истина, не понимая, что истина это не «что», а Кто. Пред ним стояла Истина – Христос. Он Сам говорил ученикам: «Я есть Путь и Истина и Жизнь». И мы, христиане, отличаемся от многих (и от философов) неверующих тем, что для нас истина это не «что», а Кто. Это Христос. И мы, стремясь к истине, стремимся ко Христу, стремимся не только исполнить то, что Он сказал, не только выучить молитву «Отче Наш…», которой нас научил, но стремимся быть с Ним одного духа, быть похожим на Него не только по буквам, но и по духу, поступать так, как поступал бы Христос. Поэтому когда встает перед нами какой-то вопрос, как нам поступить в этой ситуации, самый простой способ – представить, а как бы в этой конкретной ситуации поступил бы Христос. Если мы будем поступать так же как Он, мы будем поступать так же как христиане. Мы даже себя так называем – христианами – последователями Христа, и тот Дух Святой, который жил в Нем, будет и нас соединять в единое Тело Христово – в Церковь Христову. Вот какой сегодня праздник, великой глубины и высоты… Слава Богу, что у нас есть возможность в храм ходить и напитываться, с каждым годом вновь и вновь открывать для себя по-новому этот удивительный, глубокий, соединяющий нас в Единую Церковь праздник Святой Троицы.

По окончании Литургии митрополит Вятский и Слободской Марк в сослужении духовенства совершил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклоненных молитв.