«

»

Авг 09

История Успенского собора

Из первоначальных четырех храмов обители собор в честь Успения Божией Матери отличался особой красотой. Современник, глядя на него, писал, что церковь та «велия и пречудна,» и по своей архитектуре подобных храмов «нигде не обретается.» Храм имел 6 шатров. Историки предполагают, что его идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве, где неоднократно бывал преподобный.

Храм был изъят у верующих в 1929 году, возвращен в 1989 году. Собор стал кафедральным для Вятской епархии, был вновь отреставрирован. На начало XXI века Успенский собор был древнейшим из сохранившихся вятских каменных храмов.

Назначение храма быть главным монастырским зданием и определило его тип: пятиглавый, четырех-столпный, с тремя полукружиями апсид тип, освящённый традицией. Первоначальное деревянное позакомарное покрытие в 40-е годы XVIII столетия было заменено на четырёхскатную железную кровлю, а в 1810 году деревянные крыльца уступили место каменным колонным портикам, возведённым по проекту губернского архитектора М. Кисельникова. Работы по перестройке рундуков возглавлял мастер каменных дел Фёдор Тюрин. Тогда же с запада пристроили крытую паперть с двумя палатками. Трехчастный пониженный алтарь с востока и полукружия западных помещений подчеркивают центричность объемной композиции собора, придают памятнику скульптурную пластичность.

Последующие перестройки не повлияли на архитектурно-художественные качества храма. В 1805 году каменный пол был заменён на чугунные плиты, слюдяные окна уступили место стекольчатым. В 1825 году каменщик Иван Смирнов пробивает четыре окна в цокольной части храма, где под южным крыльцом размещалась кузница, а кладовая заняла небольшое помещение под алтарём.

Внешний облик собора отличается простотой и скромностью архитектурного образа. Гладкие и широкие лопатки, соответствующие конструктивной структуре собора, членят фасады на три прясла, оставляя большие поля ничем не украшенных стен. Горизонтальные линии архитектурной орнаментики составляют лёгкий междуярусный поясок и нарядный карниз, состоящий из тяг, ширинок, сухариков, поребрика. Крутые дуги закомар подчёркивают трёхчастную структуру декоративной композиции. В традициях зодчества середины XVII столетия выдержано оформление наличников: характерное завершение трёхлопастными кокошниками с килевидным повышением в центре, тонкие колонки, перехваченные «дынькой» и пояса «бусинок» по контуру боковых окон верхнего яруса света. Богато профилированные карнизы, изящные аркатурно-колончатые пояса украшают барабаны глав.

В интерьере собора сохранилась роспись. Первые живописные композиции на стенах храма появились ещё в XVIII столетии. В 1811 году местные иконописцы Яков Чарушин, Иван Мамаев и Демид Меньшиков расписали интерьеры на темы, связанные с посвящением храма Богородице.Внушительная фигура Вседержителя в центральном куполе, полные величия евангелисты на сводах боковых глав и сейчас украшают собор. Росписи алтарной части собора, выполненные губернским секретарем Иваном Пинаевым «по предъявленным рисункам и подлинникам», относятся к 1873 году.

Остальная живопись во время ремонта 1894 года была записана приглашёнными епископом Варсонофием иконописцами из Палеха под руководством Л. И. Парилова. Новые композиции иллюстрирующие деяния Трифона Вятского представляют целый музей палехской живописи конца XIX века.

Главным же украшением собора служит резной пятиярусный иконостас. По своим художественным качествам он представляет блестящий образец высокого профессионального мастерства местных резчиков.

Настоятели Успенского собора

(с 1600 г. – архимандриты, с 1868 г. – архиереи)

Трифон (Подвизаев) (1580–1608)

Иона (Мамин) (1608–1617/18)

Иона (Калязин) (1617/18–1631)

Герасим (Путников) (в некот. документах – Куница) (1631–1633, вторично: 1635– 1638*)

Иосиф (окт. 1634*)

Александр (1641*– 1647*)

Иоаким (1648/49* – 1653)

Александр (1653*)

Моисей (июнь 1654*–1657/58*)

Сергий (Колачников) (март 1659*– апр. 1670*)

Иов (1671/72–1675)

Иоиль (1675 – июль 1679)

Александр (Лопатин) (июль 1679–1715)

Парфений (Катаев) (1715–1731)

Пафнутий (1731–1733)

Александр (Корчемкин) (1733 – нояб. 1734)

С 1734 г. монастырем управлял наместник иером. Лаврентий (Полторацкий) (1734-35*)), в 1735 г. упоминается архим. Пафнутий, в 1737–1739 гг. монастырем управлял казначей иером. Игнатий.

Павел (Вотинов) (1739–1740)

Даниил (Щпин) (1740–1744)

Иоасаф (Потёмкин) (1744–дек. 1751*)

В 1752 г. монастырем управлял наместник иеромонах Иоанн (Черепанов)

Никон (1752–1755)

Давид (1755–1764)

Софония (Македонский) (1764)

Андрей (Таршевский) (1764–1771)

Поликарп (Павловский) (1772–1774)

Транквиллин (1774–1776)

Каллист (Звенигородский) (1776–1796)

Лаврентий (Долматов) (1796–1800)

Мисаил (Сапожников) (1800–1817)

Иустин (Сементовский) (1817–1823)

Феофилакт (Пинегин) (1824–1829)

Иероним (Нестеровский) (1829–1834)

Никодим (Казанцев) (1835–1841)

Амвросий (Красовский) (1841–1868)

Указом 23 января 1868 г. монастырем управляют викарии.

Епископы Сарапульские

Геннадий (Левицкий) (1868–1872)

Палладий (Пьянков) (1872–1877)

Павел (Вильчинский) (1877–1878)

Нафанаил (Леандров) (1878–1882)

Тихон (Троицкий-Донебин) (1882–1886)

Никон (Богоявленский) (1888–1889)

Епископы Глазовские

Никон (Богоявленский) (1889–1893)

Симеон (Покровский) (1893–1894)

Варсонофий (Курганов) (1894–1904)

Филарет (Никольский) (1904)

Павел (Поспелов) (1906–1918)

С 1991 г. – вятские владыки.

Наместники (игумены)

Иов (Муравьёв) (25 сентября 1991 — 5 октября 2011)

Феодор (Рулев) (с 16 марта 2012).

Примечание:

1)​ знаком «*» обозначены даты первого или последнего упоминания настоятелей в источниках, если не известно точное время их настоятельства;

1)​ годы, указанные через дробь (напр., 1653/54), представляют собой исчисление по сентябрьскому стилю – с сентября одного года до сентября другого года;

1)​ знаком «?» отмечены даты и фамилии, которые пока не подтверждается достоверными источниками.

(из книги: Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. Справочные материалы. Киров, 2013. Т. 2. С. 4).

Использованные материалы:

Кустова, Елена, «История Вятского мужского Успенского Трифонова монастыря,» Вятка, 2009

Статья сайта Православные храмы России — источник использован частично


[1]  В статье Елены Кустовой указан «5-й штат второго класса», http://www.trifonovmonastyr.ru/monastir/.

[2]  Кустова, Елена, «История Вятского мужского Успенского Трифонова монастыря,» Вятка, 2009, http://www.trifonovmonastyr.ru/monastir/

[3]  http://www.trifonovmonastyr.ru/monastir/ указывает 1868

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

два × три =