«

»

Распечатать Запись

Редкая святыня – ковчег с частицами одежд Пресвятой Богородицы

Ковчег выполнен из афонского кипариса и украшен 12-тью рельефными иконами по мотивам жизни Пресвятой Богородицы.

Покров — омофор, или мафорий, – большое головное покрывало, которое носила Пресвятая Богородица. Предание утверждает, что именно этот покров был на Пресвятой Деве в момент рождения Иисуса Христа. Эта святыня долгое время находилась на Святой земле, а затем в царствование Византийского императора Аркадия (395-408) была привезена в Константинополь и хранилась во Влахернском храме. Император священной Римской империи Карл Великий (800-814) решил утвердить свой статус браком с Византийской императрицей Ириной (797-802). В 802 г. в Константинополь были направлены послы от Карла просить Ирину «соединиться браком с Карлом, и чрез то соединить восток с западом». Намеченный династический брак не состоялся в связи с дворцовым переворотом, но императрица Ирина успела вместе с другими дарами подарить через послов Карлу Великому Покров Богоматери, а в 876 г. внук Карла Великого – Карл II (875-877) – по прозвищу Лысый дарит святыню городу Шартру.

Покров Богоматери — это фрагмент шелковой ткани бежевого цвета шириной 46 см., имеет в длину около 2 м. Первоначально его длина составляла около 5,5 м., но во время французской революции духовенство Шартрского собора разделило покров на несколько частей, уповая на то, что хотя бы одну из этих частей удастся сохранить. Впоследствии самая крупная из них была возвращена в храм.

Исторические хроники города Шартра повествуют нам о двух великих чудесах, происшедших от плата, по молитвам и заступничеству Пресвятой Богородицы. В 911-м году, когда на плохо укрепленный город наступал отряд норманнов–язычников, беспощадно разрушавших города Европы, епископ Гантельм и горожане с молитвой о заступничестве вывесили плат на стены города, и Пречистая, подобно тому, как это было в Константинополе, заступается за город. Происходит чудо – свирепые «люди с Севера» обращаются в бегство и больше никогда не нападают на город. Предводитель отряда норманнов принимает христианство. Второе чудо, связанное с историей города Шартра, происходит в 1194-м году, когда главный храм города был практически уничтожен пожаром, который бушевал три дня. Горожане в отчаянии смотрели, как пламя пожирало собор и рушило его своды. Три дня пламя не стихало, и город скорбел о потере почитаемой и любимой святыни. Великим чудом было, когда из-под развалин выбрались трое живых клириков храма с платом. Кругом бушевал огонь, но святыню и людей, сохраняющих ее, он не коснулся.

Это чудо побудило горожан построить новый храм – такой, какого не было прежде. Строили его «всем миром». Известно, что участие в строительстве храма в ту пору, согласно исторической хронике, благословлялось как важнейшее общеевропейское христианское дело. Большой вклад в строительство делает Людовик IX, который присутствует при освящении Шартрского кафедрального храма в 1260-м году. Собор этот является в истории Франции первым, посвященным Пресвятой Богородице.

Во время безбожной Французской революции, чтобы спасти святыню, её разделяют на несколько частей. Рискуя своей жизнью, благочестивые прихожане сохраняют её у себя от богоборческого революционного террора. В 1819-м году, по милости Божией, самый крупный из этих фрагментов возвращается в храм.

В 1827 году проводится экспертиза, которая устанавливает, что возраст ткани датируется первым веками и соответствует технологии Палестинского ткачества I века. «Во время проведения исследования», – говорится в акте экспертизы, – не было выявлено никаких фактов, опровергающих предположение, согласно которому на Деве Марии в момент Рождения Иисуса Христа была надета именно эта ткань».

Риза, или Хитон Пресвятой Богородицы был завещан Ею пред Своим Успением двум бедным вдовицам в Назарете, служившим Ей и получавшим от Нее пособие. Этот благословенный дар всегда передавался по наследству от одной девицы к другой и с великим благоговением сохранялся на Святой Земле. В V веке два брата, знатные греческие вельможи Гальвий и Кандид, отправились на поклонение святым местам в Палестине. В Назарете они поклонились честной Ризе Богоматери и пожелали перенести это бесценное сокровище в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский, и император Лев Великий (457–471) встретили святыню, и во Влахернах, близ берега моря, воздвигли новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 года с подобающим торжеством священная Риза была перенесена во Влахернский храм. Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы были положены Её святой Омофор и часть Её Пояса.

Хитон Пресвятой Богородицы сохранялся во Влахернском храме до 1453 года, затем из-за трагических событий, связанных с завоеванием турками Константинополя, он был перенесен в Грузию и положен в Хобском монастыре в Мингрелии.

Ныне Пречистый Хитон Богоматери находится в Зугдидском историческом музее.

Пояс Богоматери апостол Фома, опоздавший на погребение Пречистой, нашел среди Её погребальных пелен. В царствование греческого императора Аркадия (395–408) честной Пояс Пресвятой Богородицы был перенесен из Иерусалима в Константинополь и дочерью его, святой Пульхериею, положен в драгоценном ковчеге, за царскою печатью, в построенном для него храме в Халкопратиях. Разразившиеся в следующем веке общественные волнения и бедствия побудили перенести эту святыню в каппадокийский город Зилу. При императоре Юстиниане (527–565) честной Пояс Пресвятой Богородицы был вновь возвращен в Константинополь.

В X веке греческая царица Зоя, супруга императора Льва Философа (886–911), долгое время страдала от болезни, от которой врачебные средства не помогали; однажды она получила во сне откровение, что выздоровеет немедленно, если будет возложен на нее пояс Пресвятой Богородицы. Тогда в присутствии императора Льва ковчег был открыт, Пояс был возложен руками Патриарха на больную, которая тотчас же и получила исцеление.

В конце X века пояс был разделен на три части. Византийские императоры нередко брали с собой эту святыню в военные походы. Часть пояса перешла к Болгарскому царю Коломану. Еще одна часть была принесена в Грузию дочерью Византийского императора Романа III Аргира (1028–1034), которая вступила в брак с царем Абхазии и Грузии, Багратом Куропалатом. На верхней части Пояса виден древний лик Богоматери; нижняя часть его совершенно ветха. Другая часть пояса Пресвятой Богородицы была пожертвована в 1151 году князем Сербским Лазарем на Афон Ватопедскому монастырю. Здесь пояс разделили на две части. В настоящее время часть пояса находится в Ватопедском монастыре, вложенная в драгоценный ковчег, запечатанный двумя царскими печатями Аркадия и Льва Философа, и помещается в алтаре соборного храма.

Ещё одна часть честного пояса Богородицы хранится в древнем, основанном еще в XI в. Кипрском монастыре Троодитисса, расположенном на западном склоне горы Олимп. Частица пояса, сплетенного руками Богородицы, находится в сирийском городе Хомс.

Постоянная ссылка на это сообщение: http://uspenskysobor.ru/redkaya-svyatynya-kovcheg-s-chasticzami-odezhd-presvyatoj-bogorodiczy/