Распечатать Запись

В праздник святых Космы и Дамиана состоялась поездка в Трехречье, организованная паломнической службой Трифонова монастыря

Распечатать Запись

В праздник святых Космы и Дамиана состоялась поездка в Трехречье, организованная паломнической службой Трифонова монастыря

14 ноября - престольный праздник храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана села Трехречье. В храм на Божественную литургию, которую возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк, пришли помолиться прихожане, к которым присоединились вятские паломники, жители Пасегово и Стрижей.

История села Трехречье началась с деревни Рушмаки, которая располагалась по берегам реки Шиям. Интересно, что с таким названием было две деревни, но располагались они по разным берегам реки: с одной стороны были Рушмаки, а с другой — Рушмаки-II.

В Рушмаках-II около 350 метров от нынешнего села Трехречье, находилась деревянная часовня во имя Космы и Дамиана. Время её постройки неизвестно, но известно, что строили по указу Консистории от 22 октября 1742 года.

В 1900 году было основано село Трехречное, которое называлось так потому, что находилось в низине, окаймленной тремя речками. Жители занимались земледелием и различными ремеслами: валяным, кузнечным, шорным и чеботарным (сапожным), некоторые занимались производством кирпича.

В 1902—1903 годах в селе Трехречном построили деревянную церковь.

4 сентября 1905 года она была освящена малым чином в честь явления иконы бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. С 1906 года в селе находилась церковно-приходская школа.

В 1916 году по проекту архитектора И.А .Чарушина в Трехречье была построена новая каменная церковь. Сам проект был выполнен еще в 1901 году, о чем свидетельствует находящееся в Государственном архиве Кировской области дело «По отношению вятского епархиального архиерея о рассмотрении проекта и смет на местные материалы для постройки каменной церкви, причтовых домов и церковно-приходской школы в селе Трехречном при деревне Рушмаках Вятского уезда».

Каменная церковь святых Космы и Дамиана была освящена в 1916 году, приписана к селу Пасегово и входила в первый благочиннический округ Вятского уезда. Тогда же стали совершаться и крестные ходы в часовню и на кладезь при часовне для освящения воды.

По словам жителей села Трехречья в 1959-58 годах приход храма был очень большой. Со всей округи, порой за десять километров, шли в храм верующие. В 1960-х настоятелем храма в Трехречье был отец Николай Пересторонин. Церковь закрыли в 1961 году. Как это происходило, описал Борис Талантов в статье «Сергеевщина или приспособленчество к атеизму». После закрытия колокола еще долго висели, но иконостас увезли, остальное сломали. Храм стали использовать под школьный спортзал, а позднее под склад минеральных удобрений. Священника выжили из села: лишили прописки, забрали дом, построенный на средства верующих рядом с храмом, в котором он жил с семьёй, детей выгнали из школы. Самой матушке тоже угрожали, что отправят в тюрьму, а детей – в детдом. Отец Николай был вынужден уехать в Киров, стал чтецом в Серафимовском храме, а когда его лишили прописки и в Кирове, то работал в Трехречье слесарем в совхозе, пока не вернулся к служению священника, но уже в Троицком храме села Зыково Нолинского района.

Когда в Трехречье снимали кресты с храма, то никто из местных жителей не согласился принимать в этом участие. Как часто случалось в те времена, когда закрывались и разрушались храмы, уходила жизнь из сел и деревень, менялась духовная жизнь людей. Все чаще, оставляя свои дома, люди уезжали с родных мест. Так случилось и с Трехречьем.

В конце 1990-х храм возвратили Вятской епархии, и по благословению архиепископа Хрисанфа были начаты восстановительные работы. Первое богослужение в восстанавливаемой церкви святых Космы и Дамиана состоялось в престольный праздник – 14 июля 1998 года. Летом 2000 года храм преобразился: были восстановлены окна и двери, отремонтирована крыша над алтарем, 14 июля 2001 года состоялась торжественная церемония освящения крестов над храмом. Среди присутствующих на службе в те дни были сыновья местного псаломщика Леонида Кедрова: Николай и Александр. В 1937 году отец Леонид был расстрелян вместе со священником Трехреченской церкви отцом Павлом, Со временем в храме появился иконостас, алтарь с престолом, плиткой выложили амвон, отремонтировали палатки, сложили новые печи, очистили территорию, появилась церковная ограда. Сейчас в храме есть электричество и отопление. Все сделано руками рабочих, прихожан и самих священников. Появились благотворители, помогающие в восстановлении храма.

У храма святых Космы и Дамиана села Трехречье есть три брата-близнеца, построенные также по проекту архитектора Чарушина. Один – это храм святого Архангела Михаила в селе Русском, другой в селе Вяз и третий в Ижевске. Красавец храм святых Космы и Домиана поражает всех своим изяществом и архитектурной легкостью. В его стенах вновь мерцают свечи, звучат церковные песнопения. Возрожден крестный ход к святому источнику, который совершается дважды в год, в престольные праздники – 14 июля и 14 ноября.

По традиции по окончании Литургии все, кто был в этот праздничный день в храме, прошли крестным ходом к источнику. Чудотворный источник, который пробивается из земли на месте явления иконы Божией Матери, первоначально был освящен в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Источник появился раньше, чем был построен храм. Вода в нём не замерзает даже зимой. После водосвятного молебна батюшка окропил всех святой водой, затем паломники набрали воды из источника. Проходя зимним лесом, крестоходцы радовались яркому солнцу на голубом небосводе и белому пушистому снегу, скрипящему под ногами на легком морозце. Когда крестный ход подходил к храму, на всю округу радостными перезвонами зазвучали колокола. По окончании хода всех гостей пригласили на чаепитие.

В этот праздничный день паломники возвращались домой в хорошем настроении и с благодарностью Господу. Радостно, что в Трехречье восстановлена молитвенная жизнь, возрождается храм и наполняется людьми. По словам святого Феофана Затворника: «Ведение верующего во храм, есть введение в дух молитвенный. Если хочешь возгреть молитву, чаще ходи в храм, дома так не помолишься». Храм - это не просто здание, храм - это дом Божий, где человек духовно спасается. Отрадно жить в то время, когда вновь возрождаются храмы на нашей Вятской земле.

Фотиния Вотинцева