Главный Кафедральный собор Кирова

Если внешний облик Успенского собора отличается простотой и скромностью архитектурного убранства, то интерьеры его поражают пышностью оформления. Праздничные росписи сплошным ковром покрывают стены, столбы, своды. Их выполнили палехские мастера во главе с художником Париловым в 1894 году. Длинными лентами в два яруса тянутся по стенам сцены, рассказывающие о событиях из жизни Трифона Вятского и его деяниях. Лишь фигура Вседержителя в главном куполе да величавые изображения евангелистов на сводах боковых глав сохранились от ранней росписи собора 1812 года.

Главным украшением интерьера собора служит резной пятиярусный иконостас, представляющий блестящий образец искусства древних резчиков.

После закрытия монастыря в 1918 году были сняты все кресты, обезглавлены три его храма, братский и настоятельский корпуса переоборудованы под жилье, а в помещении Благовещенской церкви ещё до недавнего времени размещался барано – сушечный комбинат. Почти никаких следов не осталось от старинного монастырского кладбища. Исчезли навсегда богатые мраморные надгробия и кованые ограды на цементном цоколе, окружавшие кладбище. Успенский собор пострадал менее всего, сохранилась роспись на его стенах, иконостас, даже серебряная рака над мощами преподобного Трифона, и только потому, что в соборе в течение долгих лет хранился партийный архив.

Своё 300-летие в 1989 году Успенский собор встретил полностью отреставрированным, сейчас он является кафедральным собором Вятки.

Самое лучшее для обозрения собора место – это противоположный берег реки Вятки. Отсюда хорошо видно, как умело строители использовали сложный рельеф Засорного оврага. При взгляде на собор с другого берега реки чётко ощущаешь его главенствующую роль над всеми постройками монастыря, его представительность, мощь и строгую красоту.