Берегитесь любостяжания!

Слово клирика Свято-Успенского собора Трифонова монастыря иеросхимонаха Селафиила (Шадрина) к прихожанам.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшнем чтении Евангелия Господь, обращаясь к народу, говорит: «Берегитесь любостяжания [то есть любви к приобретениям земным], ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк.12:15). Здесь Христос говорит о быстротечности жизни земной, о том, что человек, приобретая земные блага, надеется, что долго проживёт, в особенности человек, далёкий от Бога, часто не зная, что дни его сочтены.

Далее Спаситель говорит Своим ученикам: «Не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь [слишком], потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царства Божия [и правды Его (Мф.6:33)], и это всё приложится вам (Лк.12:29‑31)».

Под словами «ищите Царства Божия и правды Его» надо иметь ввиду то, что прежде Господь сказал ученикам: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляет и где воры подкопывают и крадут: но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19-21), то есть мысли и желания.

Мы все ученики Христовы, члены Его Церкви, созданной трудами апостолов для спасения всех верующих в Спасителя нашего, и наша задача – стремиться к тому, чтобы на земле осуществлялись царство и правда Божии, всячески содействовать этому, уклоняться от всякой неправды… (лжи, обмана и проч.). Если бы такое стремление было общим, то всё остальное могло бы появиться без особых трудов и забот.

И во втором нынешнем чтении Евангелия, которое обычно читается на праздничных службах в честь Божией Матери или какой-либо Её чудотворной иконы, говорится о том, как одна из сестёр Лазаря, друга Христова, Марфа стала суетиться, когда к ним пришёл Христос (чтобы приготовить хорошее угощение), и обратилась ко Христу (у ног Которого сидела её сестра Мария, слушая то, что Он говорил ей), чтобы Он сказал Марии помочь ей. Христос ответил ей: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую [лучшую] часть, которая не отнимется у неё» (Лк.10:41-42). Смысл этих слов Спасителя заключается в том, что мирские блага временны и тленны, а духовные непреходящи, вечны, то есть слово Божие делает жизнь осмысленной, научает его различать добро и зло, истину и заблуждение, правду и ложь. Человек начинает понимать: надо идти за Христом, нести со смирением свой крест ради спасения своей бессмертной души для вечной жизни в Царстве Христа. И в конце второго чтения слышали сказанное Христом: «Блаженны, слышавшие слово Божие и соблюдающие его» (Лк.10:28). Слово Божие – это Его Евангелие, Его заповеди (в том числе и десять заповедей Ветхого Завета), из которых главными являются заповеди любви к Богу и ближнему. И для того, чтобы человеку приблизиться к Царству Божию, ему надо много потрудиться не ради стяжания мирских благ, но ради очищения своей души от страстей, которые мешают ему идти за Христом, делают его бесчувственным в отношении благ, которые дарует ему Бог, и неблагодарными Ему. Нужно научиться смирению и милосердию, без которых невозможно привлечь благодать Святого Духа; смирению – через безропотное терпение скорбей и болезней тела, через утруждение тела, ибо когда утомляется тело – смиряется дух, а милосердие – через внимание и сочувствие к нужде и несчастию ближнего. Главные противники к обретению этих добродетелей – наши пороки: себялюбие, чревоугодие, сребролюбие, честолюбие, тщеславие, высокомерие, самодовольство, самонадеянность, лень к посту и молитве, забвение Бога. И начинать исправление себя надо с преобладающей в нас страсти. Если будем внимательны к себе и с помощью Божией победим эту страсть, возьмёмся за следующую, славя Бога и благодаря Его, и так постепенно будут угасать наши страсти. Дьявол безусловно будет препятствовать нам в этом благом подвиге, но мы ни на минуту не должны ему уступать, поддаваться на его козни (ибо он соблазняет нас сладостью греха), именно в этом состоит мужество подвизающегося. Значит, чтобы борьба с самим собой увенчалась успехом, нужны желание, воля и мужество, потому что эта борьба – жестокое противостояние добра и зла в человеке, она ведётся с переменным успехом и главное в ней – не терять надежду на помощь Божию и Его милость к нам, недостойным рабам Его. Жизнь христианина не на словах, а на деле – борьба с самим собой, с «ветхим человеком» (Еф.4:22) до земной кончины.

В «Откровении св. Иоанна Богослова» Христос говорит: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10).

Пусть эти слова Христа будут нам указанием пути в Царство Небесное.

Аминь.