Блаженны нищие духом (Лк.6:20)

Слово клирика Свято-Успенского собора Трифонова монастыря иеросхимонаха Селафиила (Шадрина) к прихожанам.

Эти слова сказаны были Иисусом своим ученикам и одновременно множеству народа, который пришёл послушать Его и исцелиться от болезней своих, а также страждующие от нечистых духов (Лк.6:18). По-видимому, это были простые, небогатые и неучёные люди. Это были те нищие духом, которым Иисус обещал блаженство в Царстве Божием. Среди них не было ни князей, ни священников, ни учителей, изъяснявших в синагогах Священное Писание народу. Это были люди, которые своим трудом на полях и в садах добывали себе и своей семье пропитание.

Известно, что среди простых людей больше людей отзывчивых, милостивых, незлобивых, смиренных, чем среди людей обеспеченных, принадлежащих к высшим слоям общества. Иисус ни перед кем не превозносился, Он мог говорить и в синагоге, и на горе, на полях, у берега моря, исцелял болезни, изгонял бесов из людей, ничем внешне не отличался от других, но по Его поведению было видно, что Он человек необычный.

Это было нелёгкое служение, но Иисус исполнил его до конца, потому что на это была воля Его Небесного Отца, показав людям, в том числе и нам, пример смирения перед людьми и исполнения воли Божией.

Сын Божий покорял людей даже не своей проповедью, потому что Его слово больше действовало не на разум, а на дух, на сознание людей, потому что Он пользовался образами. Часто Его притчи не понимали даже Его ученики, хотя в этом нет ничего удивительного, поскольку они были такими же простыми людьми, как и все остальные. Он хотел, чтобы они приняли Его слова, как говорят, сердцем, – как они должны относиться к Богу и друг к другу. И самой главной Его проповедью была Его жизнь с начала Его служения людям и до Его смерти на Кресте.

Кто же есть нищие духом? Это люди, будучи некнижными, не превозносятся над другими, никого не учат как жить, не считают себя лучше других, не делают замечаний никому, никого не осуждают, подчиняются законам, смиряются перед жизненными обстоятельствами, часто нуждаются в самом необходимом, надеются на милость Божию, потому что не ждут помощи от людей преуспевающих. Они не избалованы и не ищут удобств, удовольствий и развлечений, которые могут позволить себе богатые, потому что воспитаны в нужде, труде и простоте. Они знают, что от нужды, болезни и смерти не убежать, и что надо терпеть и с честью исполнять свой жизненный долг перед семьёй, обществом и народом. И когда наступало время защищать отечество от нашествия иноплеменных, брали оружие и шли воевать не раздумывая, потому что это было исполнением их долга.

Не так ведут себя люди, воспитанных в достатке, в роскоши, не трудившиеся с самого детства наравне со взрослыми, в меру своих сил, избалованные вниманием близких и их заботами об их удобствах, удовольствиях и развлечениях, получивших хорошее образование и мечтающие получить высокое положение в обществе, власть над другими, славу или богатство. Они не думают о смерти, как закономерном явлении, они не могут потерпеть даже болезни, потому что болезни сразу лишают их радостей жизни; страдания невыносимы, потому что они к ним не привыкли с детства, и им не являются мысли о покаянии, потому что они не считают себя грешными, хотя любят себя больше, чем Бога и ближнего, и считают себя лучше других, простых людей. Для них свойственны требовательность к другим, превозношение, немилосердие, потому что сами они ни в чём не нуждались и не нуждаются.

Мир не может существовать без войны, потому что лежит во зле (1Ин.5:19). Это не очень беспокоило тех наших соотечественников, кто не служил в последние десятилетия во время военных действий в различных районах мира и не потерял там здоровье или получил увечье, их родственников и тех, кто не потерял там своих родных и близких.

Но вот после нескольких месяцев военных действий в соседней стране объявлена мобилизация военнообязанных. Теперь многие забеспокоились. Многие ещё до неё сбежали от призыва в соседние страны, – те, которые привыкли к свободе делать то, что им нравится, гордецы и себялюбцы, скорее всего невоцерковлённые, которых у нас великое множество; те, которые не приучены к трудностям жизни, кто не хочет умирать, потому что умирать страшно. Страшно потому, что человек весь во грехах, но ему ни разу не пришло на ум покаяться в них, да они и не знают, зачем это нужно. Люди, боящиеся Господа, не боятся смерти, они боятся греха предательства, малодушия, неисполнения долга перед обществом и отечеством, ибо нет большей любви как отдать душу свою за дру́ги своя (Ин.15:13).

Чистая совесть верующему человеку дороже всего на свете.

В таких обстоятельствах помогает вера в благой Промысл Божий и надежда на Его милосердие ко грешному человеку.

Естественно стремление человека к жизни без болезней, страданий и утрат, но именно эти скорби преобразуют душу верующего человека, если он несёт их без ропота, очищают его от страстей, подвигают его к покаянию и смирению перед волей Создателя.

Много скорбей праведным и от всех избавит их Господь (Пс.33:20).

Особенно тяжки страдания и переживания матерей, утративших или боящихся утратить единственного сына. Но смирением можно победить невыразимую словами скорбь. Невозможно не скорбеть о потерях, но не надо терять разум заранее. Само смирение даётся по вере в то, что любящим Бога всё содействует ко благу (Рим.8:28).

Война есть зло, но Господь может обратить зло в добро и делает это.

Немало молодых людей в эти дни и месяцы прибегнут к таинству покаяния впервые, чувствуя, что отправляются не на прогулку за рубеж. Тысячи матерей начнут более усердно молиться и каяться в своих грехах.

Тем, кому предстоит участвовать в боевых действиях, напомним слова Господа нашего: «Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (Лк.12:4-5).

Всем нам нужно осознать, особенно родителям, что дети всегда страдают за грехи родителей, в том числе и в мирное время, до четвёртого рода, как сказано в Библии, хотя и не отвечают за них перед Богом; страдают за грехи наших предков, предавших Бога в недалёком прошлом.

Вспомним, как стали наполняться храмы Божии после начала репрессий и гонений на Церковь в 20 ÷ 30-е годы; в 40-е – после начала Великой Отечественной войны, во все годы, до её окончания.

И что мы видим сейчас? – 1 % воцерковлённых россиян из числа всех крещёных. Это ещё меньше, чем 100 лет назад. Но Господь нас не забыл.

Пора большинству наших православных людей одуматься. Без Бога мы – ничто. Без смирения мы – ничто. Без смирения нет мира. Без смирения нет веры в Небесного Отца, нет любви к Нему, нет благодарности.

Монашествующие старцы-подвижники учат нас, говоря: «Есть смирение – есть всё, нет смирения – ничего нет».

Святитель Иоанн Златоуст, гонимый властями за правду, которую никто не любит, потому что она неприглядна, умирая в изгнании в полном изнеможении тела, сказал: «Слава Богу за всё!»