Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа…
Слово клирика Свято-Успенского собора Трифонова монастыря иеросхимонаха Селафиила (Шадрина) к прихожанам.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В притче о десяти девах в иносказательной форме Иисус говорил ученикам о Своём втором пришествии.
То, что случилось с десятью девами, вышедшими на встречу жениху, будет и в Царстве Христа. Все члены этого царства, верующие и неверующие, или только слышавшие о Христе, могут быть подобны десяти девам притчи. В притче описана личность каждого человека, состоящего членом Христова Царства или вообще имеющего какое-либо отношение ко Христу.
Христос выбрал образом второго Своего пришествия свадебный пир, вся радость и веселье которого зависят от присутствия в нём жениха. Иисус Сам Себя иногда называл женихом. Прихода жениха ожидали ночью, поэтому одни девы, которые названы мудрыми, взяли с собой не только светильники, но и масло в сосудах своих; другие, которые в притче названы глупыми, взяли только светильники, но не взяли с собой масла.
Мудрые девы взяли с собой запас масла, потому что неизвестно было, сколько придётся ждать Жениха, а глупые не взяли с собой масла по своей беспечности.
Под маслом в притче подразумеваются все добродетели, делающие человека достойным на пиру Царства Небесного, те, которые противоположны глупости, небрежности, легкомыслию и беспечности глупых дев.
Жених медлил, долго не приходил; все девы заснули.
В полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите на встречу ему; тогда встали все девы и поправили светильники свои.
Как внезапно явился жених на брачный пир, таким же внезапным наступит второе пришествие Господа нашего.
В этот момент светильники стали угасать, глупые девы стали просить у мудрых елея, но не было уже времени для того, чтобы удовлетворить их просьбу, и мудрые ответили им: идите к продающим и купите себе, а сами вошли вместе с женихом на брачный пир, и двери были затворены. Когда пришли остальные девы, они стали просить: господи! господи! Отвори нам. Он же сказал им: не знаю вас. Жених отказал им, потому что они были не готовы к брачному торжеству.
Христос говорит ученикам: бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придёт Сын Человеческий.
Христос как бы говорит: будьте лично готовы; будьте готовы во всякое время; будьте готовы к Моему приходу. Христос побуждает нас к постоянному бодрствованию, которое противно духовному застою. Побуждением к бодрствованию является, таким образом, постоянная память пришествия Сына Человеческого, хотя точно о времени этого пришествия никто не знает.
Под бодрствованием Иисус имеет в виду прежде всего духовное бодрствование, всегдашнее попечение о духовном возрастании верующих в Него, основанием которого является несомненная вера в существование Царства Христа и блаженства наследников Его, надежда на помощь Божией благодати в духовной борьбе со врагом спасения человеков и любовь к Подателю всех благ и Спасителю в жизнь вечную.
Жизнь дана нам для того, чтобы приготовиться к пришествию Владыки, постоянно памятуя о неизвестности времени Его пришествия.
Слово елей в переводе с греческого означает также милость. Пять мудрых дев позаботились совершать дела милосердия и тем самым приготовились к брачному пиру и приходу жениха.
Милосердие к ближнему рождается от любви к милосердному Творцу всех и вся. Будем благодарить Бога за всё то, что Он даёт человеку и ведёт его ко спасению через скорби и болезни, от чего у верующего рождается смирение, без которого невозможно духовное преображение человека.
Помоги нам, Господи, преодолевать в нашей духовной жизни леность, рассеянность, легкомыслие, чтобы быть готовыми к встрече Небесного Жениха, который воскресит мёртвых в духовных телах (1Кор. 15:44), восхитит живых также в нетленных телах (1Кор. 15:53) и совершит свой строгий и справедливый суд.
Аминь.