Духовные писатели о любви к ближнему

Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:39).

Авва Агафон говорил: «Если бы я мог взять тело прокажённого и отдать ему моё, сделать это было бы для меня наслаждением».

Преп. Авва Исайя: «Если ум укрепится и решится последовать любви, то погашаются все страсти плоти и духа. Любовь делает естественным для сердца постоянство и не допускает ничему противодейственному насильственно порабощать ум».

Преп. Пимен Великий: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Если кто услышит огорчительное слово и, будучи в состоянии отвечать таким же словом, преодолеет себя и не скажет или, если кто будучи обманут, перенесёт это и не станет мстить обманщику, тот полагает душу свою за ближнего». (Игнатий Брянчанинов, епископ. Т. 6. Отечник. – Репринт. изд. – М., 1993).

Преп. Исаак Сирин: «Люби грешников, но ненавидь дела их, чтобы самому не быть искушённым в том, в чём искусились они… Ибо любовь не умеет раздражаться или огорчаться на кого-нибудь, или укорять кого-нибудь с досадой.

Не могут приобрести любовь к людям те, которые любят мир».

Василий Великий, архиепископ: «Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого. Кто любит ближнего, как самого себя, у того нет ничего излишнего перед ближним».

Преп. Авва Дорофей: «Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнёшь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чём он нуждается. И так, поднимаясь с одной ступеньки на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдёшь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это значит полюбить ближнего своего, как самого себя».

Тихон Задонский, епископ: «Источник любви к ближнему есть любовь к Богу, но познаётся любовь Божия от любви к ближнему».

Феофан Затворник, епископ: «Искорените прежде злые дерева страстей – и на месте их произрастёт одно многоветвистое древо, дающее цвет и плод любви… Любовь – венец жизни христианина.

Вера в Божество Сына Божия, ради нас воплотившегося, страдавшего, погребённого, даёт образец любви к ближнему, ибо то и любовь, когда любящий полагает душу свою за любимого». (Настольная книга…)

Преп. Исаак Сирин: «Не променяй любовь к брату твоему на любовь к какой-либо вещи, потому что любовью к брату твоему ты стяжал внутри себя Того, Кто драгоценнее всего мира».

Преп. Симеон Новый Богослов: «Любовь выше всех добродетелей».

«Явление духовной любви к ближнему – признак обновления души Святым Духом.

Чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя. Не ищите и не ожидайте любви от людей; всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям» (Игнатий Брянчанинов, епископ. Аскетические опыты. – М., 2011).

Иоаким Парр, схиархимандрит: «Бог создал нас друг для друга для того, чтобы мы могли избавиться от того мусора, который носим внутри, убить страсти, вырвать с корнем любовь к себе. Он дал нам других, чтобы у нас был шанс любить Его, любя друг друга. Не имеет значения во что мы одеты, не имеет значения где мы живём, не имеют значения те обряды, которые мы совершаем, не имеет значения то образование, которое мы имеем. Значение имеет только то, любим ли мы других.

Любить друг друга своим произволением мы не сможем. Это – дар Святого Духа.

Любовь – это то, что мы должны отдавать другим. То, что делается не из любви к Богу и ближнему, не имеет никакой цены, потому что в этом случае мы делаем всё, исходя из нашей самонадеянности.

Любовь – это чуткое внимание и глубокая забота о другом.

Если бы сердце было чисто, мы могли бы любить ближнего. Любовь – это и есть путь, по которому мы должны идти. Твой брат и любовь к нему стяжают тебе Небесное Царство» (Беседы на русской земле. – М., СПб., 2013).

Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси: «Существует только одна сила, которая может соединить людей, живущих друг с другом – сила любви» (Патриарший календарь. – М.: Издат. МП РПЦ, 2017).

Иеросхимонах Селафиил (Шадрин), клирик Свято-Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря