Ещё раз о смирении

Слово клирика Свято-Успенского собора Трифонова монастыря иеросхимонаха Селафиила (Шадрина) к прихожанам.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В 14 главе Евангелия от Иоанна есть такие слова Иисуса Христа: «Если что попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:14). А в Первом послании апостола читаем: «Когда просим что по воле Его, Он слушает нас» (1Ин. 5:14).

Воля Божия раскрывается нам в Посланиях апостолов Петра и Павла.

«Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, Царя чтите… То угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо… Если делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1Пет. 2:17-20).

«Не думайте о себе более, нежели должно думать, но думайте скромно» (Рим. 12:3).

Воля Божия есть освящение ваше, чтобы воздерживались от блуда,… чтобы вы ни в чём не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво, потому что Господь – мститель за всё это… Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1Фес. 4:3-7).

Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра друг к другу и всем… За всё благодарите, ибо такова о вас воля Божия…» (1Фес. 5:15-18).

Люди часто просят Христа об устройстве своих бытовых нужд, избавлении от болезни и печали.

Иисус не говорил о мирском благополучии, не говорил, что блаженны богатые, наоборот, сказал юноше, желавшему спасения: «Пойди, продай имение твое, раздай нищим и приходи, и следуй за Мной» (Мф. 19:21). Он Сам не имел никакой собственности. Когда бывал в Капернауме, останавливался в доме будущего апостола Петра.

Господь проповедал духовно-нравственные добродетели: смирение, несение скорбей, кротость, радение о правде Божией, милосердие, чистоту совести, стремление к миру, правдолюбие, терпение гонений за веру. Обладающие этими добродетелями будут блаженны, то есть увенчаны радостью и веселием пребывания на небесах после земной кончины, то есть в Царстве Христа.

Истинно верующий обычно не просит Спасителя сверх того, что содержат молитвы домашние и те, что звучат в храмах во время богослужения, молебнов и панихид.

Имеющий смирение справится с любой страстью. Он знает, что прав всегда только Бог, что он ниже других, не будет учить других правильной жизни, без ропота переносит болезнь, не будет страдать и унывать при не имении успеха в каком-либо деле.

Терпящие беды и несчастья не будут никого обвинять в них.

Имеющие кротость, не будут возмущаться, когда что-либо будет совершаться не так, как они хотят.

Радеющие о правде Божией будут творить справедливый суд.

Милосердные будут стараться не только о своей пользе, но будут жертвовать чем-либо ради помощи другим.

Имеющие чистоту совести никого не осуждают, никому не желают зла, не завидуют.

Миротворцы при всяком случае стремятся примирить ссорящихся.

Любящие правду не боятся нетерпения их в дурном и порочном обществе и изгнания из него.

Проповедующие и любящие Христа не знают страха поношений и злословия от неверующих в Него.

Эти-то добродетели мы и должны приобрести, если хотим быть последователями Христа и наследовать Его Царство. Но мы часто идём против воли воли Его, потому что нам хочется иметь больше того, что Он дал нам и даёт. Нами руководят страсти себялюбия, тщеславия, корыстолюбия, зависти, превозношения, высокоумия, скупости, любостяжания.

Приобрести добродетели можно только великим трудом над собой при помощи благодати Святого Духа.

Главная добродетель человеческой души – смирение перед волей Божией и перед каждым человеком, являющим собой образ Божий. Поэтому, если мы осуждаем кого-то, то этим хулим Бога, создавшего его и давшего ему свободу творить добро или зло. Недовольство, которое мы испытываем от действий, или слов кого-либо, или от их внешнего вида, свидетельствует о нашем отношении к другим, а наше мнение о них свидетельствует о том, каковы мы сами.

Нам надо судить о человеке не по внешнем действием или словам против нас или независимо от нас, а о том, каковы намерения его, добры они или злы.

Мы часто сами бываем виноваты в том, что нас ругают, оскорбляют, ударяют, даже имеют желание убить, или проклинают, потому что мы поступаем необдуманно, самоуверенно и дерзко и этим вызываем гнев против себя.

Прежде всего ради мира между нами и окружающими надо хранить мир в собственной душе. Слово смирение происходит от слова мир. Христос, являющийся ученикам после Своего воскресения, говорил всякий раз: «Мир вам!», – ибо в те дни ученики Иисуса боялись иудеев.

Когда в душе мир, люди это чувствуют, так же как и тогда, когда в душе недовольство, раздражение, злые желания. Преподобный Серафим говорил собеседникам: «Стяжи мир, и тысячи спасутся вокруг тебя». Мир души обретается смирением, первой добродетелью среди тех, коими обретается блаженство души, о котором Господь проповедовал народу на горе, где первым условием обретения блаженства на небесах назвал имеющих нищету духа, «ибо их есть Царство Небесное» (ср. Мф. 5:3), что и является целью жизни христианина и одновременно волей Создателя о человеке.

Святые отцы учат: без смирения нет спасения. Следуют воле Божией, исполняют её те, кто со смирением принимает то, чего хочет от него Бог.

Господь в Своём Евангелии говорит: «Возьмите иго Мое на себя и научитеся от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Мф. 11:29). Любящий Христа и смирившийся под благую и совершенную волю Божию не просит у Него земных благ и решения бытовых вопросов.

Все мы находимся в долгу перед Господом, каждый в своей мере, поэтому, прежде чем просить у Создателя чего бы то ни было, надо погасить эту задолженность: побывать на исповеди, попросить у Бога прощения, а у священника – отпущения грехов. Если человек этого не делает, то попадает под власть тёмных сил и лишается Божия благоволения.

Будем хранить мир в душе, мир и любовь в семье, добрые отношения с окружающими, и Господь нам Своею милостию не обойдёт нас.

Господь сказал: «На кого я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущую пред словом Моим» (Ис. 66:2). Вот ключи от входа в Царства Бога нашего Иисуса Христа.

Аминь.