Избранный сосуд Божией Благодати

Слово клирика Свято-Успенского собора Трифонова монастыря иеросхимонаха Селафиила (Шадрина) к прихожанам.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В 1903 г. состоялся акт канонизации преподобного Серафима Саровского чудотворца, 19 июля (ст. ст.) в день рождения святого. С великим торжеством на месте его подвигов были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Обследование мощей преподобного было совершено ранее по решению Святейшего Синода. Когда члены Синода узнали, что сохранились только косточки святого, некоторые из членов Синода высказались простив его канонизации, несмотря на то, что святой многие десятилетия почитался верующим народом всей Русской земли.

Незадолго до этого события архимандрит Серафим Чичагов написал книгу «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря с жизнеописанием основателей его: прп. Серафима и схимонахини Александры…» и представил её царю Николаю Александровичу. Царь настоял на канонизации святого, которая и совершилась с участием Царской семьи, множества высокопоставленных чиновников и огромного стечения верующего народа.

8 лет после поступления в монастырь преподобный был послушником, 8 лет – диаконом. В этом сане о. Серафим служил каждый день. У него развилась болезнь ног, и когда его рукоположили во священника, он служить уже не мог и попросился за штат. Ему разрешили пустынножительство в лесу.

О. Серафим был избранным сосудом благодати Святого Духа. Однажды, во время литургии в Великий Четверг он сподобился видеть Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма в окружении Небесных Бесплотных Сил. Преподобный не мог ни слова промолвить, ни сойти с места. Его увели в алтарь, где он простоял ещё три часа под впечатлением Божественного посещения.

Преподобный совершал свой духовный подвиг в келье, находящейся в лесу в нескольких километрах от монастыря, раз в неделю причащался Святых Таин в монастырском храме. Он никогда не расставался со Святым Евангелием, прочитывал в течение недели весь Новый Завет, читал книги Святых Отцов и богослужебные книги, знал наизусть множество церковных песнопений и пел их в часы работы в лесу.

Около кельи он развёл огород и устроил пчельник, держал строгий пост. Около трёх лет преподобный питался одной травой снытью. По молитве преподобного дорогу к его келье преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь он мог предаться безмолвию, и его посещали только дикие звери.

Там его постигло великое искушение. Ему было предложено настоятельство в соседнем монастыре, но он отказался. Помысл, что он напрасно отказался от настоятельства угнетал его душу, и для того, чтобы избавиться от него, преподобный стал по ночам молиться в лесу на камне, взывая: «Боже, милостив буди мне, грешному», а днём молился в келлии. Так преподобный молился три года.

Дьявол задумал умертвить его и послал грабителей, которые требовали у него денег. Святой не стал обороняться, показав великое смирение перед волей Божией. Его избили, изранили почти до смерти; не нашедши денег, грабители ушли. 8 дней преподобный пролежал, страдая от ран, затем с большим трудом добрался до монастыря. Царица Небесная явилась ему в тонком сне вместе с апостолами Петром и Иоанном, коснулась головы преподобного и даровала ему исцеление. Через месяц он снова ушёл в пустынную келлию.

Преподобный взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов, предстоя Богу в непрестанной молитве, в течение трёх лет не посещая обитель. Плодом молчания явился мир души и радость о Святом Духе. В последствии преподобный говорил одному из монахов: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». После 15 лет пребывания в пу́стыни он возвратился в обитель и затворился, никуда не выходя и никого у себя не принимая. В затворе преподобный приобрёл душевную чистоту и сподобился особых благодатных даров – прозорливости и чудотворения. Матерь Божия явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления.

Старец видел сердца людей, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом.

Приходившие к о. Серафиму чувствовали его великую любовь к ним.

В 1903 г. была найдена и напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в 1831 г.

«Пост, молитва, бдение (всенощная молитва) и всякие другие дела христианские, – учил преподобный, – сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения её. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божия».

«Господь открыл мне, – сказал он, – что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их».

Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа преподобный считал молитву.

Преподобный советовал во время богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать свой взор на образ или горящую свечу.

Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться и во время труда, и шествия куда-либо, и даже в постели.

«В молитвах внимай себе, – советовал подвижник, – то есть ум собери и соедини с душою. Когда Господь согреет сердце твоё теплотою благодати Своей и соединит её с духом, тогда потечёт в тебе молитва беспрестанно и всегда будет с тобою». Преподобный говорил, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни.

«Кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары. Для сохранения мира душевного всячески должно избегать осуждения других… Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву», – учил святой.

С великой силой звучит его напоминание: «Господь ищет се́рдца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей небесной Славы. «Сыне, даждь Ми сердце твое (Пр. 23:26), – говорит Он, – а всё прочее Я Сам приложу тебе», – ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может».

Имея такие наставления преподобного Серафима, ради следования за Христом в Царство Небесное, братья и сестры, давайте неленостно потрудимся в исполнении главных заповедей Священного Писания о смирении и любви к Богу и ближнему.

Аминь.