О духе человеческом

Науки о духе человеческом не существует. Его называют высшей частью души человека, но это не просто часть души, это особая, бессмертная сущность.

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Часть души – раздражительная [чувствующая] и вожделевательная [желающая], составляют животную душу, которая распадается по смерти человека. Дух возвращается к Богу. К духу относится не только способность мыслить, но и способность к ощущениям духовным – ощущению высокого, изящного, ощущения добродетели… В духе человеческом сосредоточены ощущения совести, смирения, кротости, любви к Богу и ближнему и другие подобные… Римский священник Кассий считал, что дух человека имеет тот же образ, как и тело его; «дух разлит во всех частях тела»… (Аскетические опыты. – М., 2011).

Большой вклад в познание свойств человеческого духа и души внесли проф. психологии и логики Казанской Духовной Академии В. А. Снегирев (☦1890) и австрийский психиатр К. Г. Юнг. Творческое наследие Снегирева – курс лекций «Психология», опубликованный его братом в 1894 г.

К. Г. Юнг свои взгляды изложил в нескольких трудах, в том числе в книге «Психология бессознательного», присвоив духу название «бессознательное» — личное и коллективное, как бы указывая этим на духовную преемственность человека от предыдущих поколений.

Часто некоторые авторы, пишущие, например, о творчестве, применяют термин «подсознание» или «сверхсознание», «интуиция».

А. Н. Аксаков утверждает, что человек обладает вторым сознанием.

Профессор кафедры философии и логики Казанской Духовной Академии В. И. Несмелов полагает: «Ввиду несомненного существования духовной деятельности человека есть основание утверждать субстанциальное [самостоятельное] существование духа» (Наука о человеке: в 2-х т. – СПб.: Репринт, 2000).

Прот. Григорий Дьяченко: «Кроме телесной его [человека] природы и внешнего сознания, есть духовная природа с внутренним сознанием, обращенным в духовный мир, то есть дух бессмертный, разумный и свободный.

Способность ощущения, представления, памяти, мышления предполагает существование в человеке самостоятельного духовного начала.

Наше бессознательное бессознательно не само по себе, а только для нашего «я». Эта лежащая за пределами нашего сознания половина нашего существа находится в других отношениях к вещам, чем человек пяти чувств, и обладает другими путями восприятия и изменёнными пространственной и временной мерами людей, находящихся в бодрственном состоянии.

Суть нашего организма – реальное существо, одарённое формой и волей, принадлежит по своей крайне эфирной вещественности к предметам тонким. Суть эта самостоятельно и более полно живёт после отпадения от неё грубоматериального тела, стеснявшего его волю и движение. Суть эта, если она найдёт нужным и возможным, может дать нам знать о своём загробном существовании.

Некое бессмысленное «кино» во сне, по-видимому, сообщает дух. Эти видения объясняются памятью духа (Из области таинственного: в 3 т. [в 2-х кн.]. – М.: Репринт, 1994).

И. А. Ильин: «Дух есть самое главное в человеке. Дух есть сила личного самоутверждения в человеке… Дух есть живое чувство ответственности… Дух можно было бы описать как способность к бескорыстной любви и самоотверженного служения. Дух есть сила личного самоуправления. Дух можно определить как потребность священного… как жилище совести. Дух есть сосредоточение сил не только для восприятия совершенного, но и для осуществления его.

Человеческий дух по существу есть средоточие любви и созерцания…

Дух есть высшая сила в человеке, определяющая судьбу личности». (Аксиомы религиозного опыта. – Минск, 2006).

«Дух – начало сознания и свободы и есть местопребывания личности» (Любомудрие. – М., 2004).

А. И. Осипов: «Дух является носителем информации, памяти».

Дух есть познающее, чувствующее начало души.

Дух есть религиозное, нравственное и деятельное проявление души.

* * *

А. И. Ильин: «Дух обладает нетелесной творческой силой, ему свойственны особенные ценности и силы, высшие жизненные формы и законы духовной самостоятельности, свободы, достоинства, ответственности, совершенствования, очищения, богосыновства, любви, бессмертия…» (Указ. соч.).

Свт. Лука Войно-Ясенецкий: «Бессмертен дух, который может существовать без связи с телом и душой.

Дух человека может материализоваться (например, дух умершего). Ещё примеры – явление на горе Фаворе Иисусу Христу пророков Илии и Моисея, явления ангелов в человеческом виде, явление призраков сродникам в момент смерти человека, выход из тела [живого человека] и перемещение в другое место, например, старца Амвросия.

Дух может существовать отдельно от тела. Разговор царя Саула с призраком пророка Самуила, которого вызвала для него аэндорская волшебница (1Цар.28:13-15), свидетельствует о том, что в духе Самуила после его смерти сохранились все воспоминания о его военной жизни, все способности ума, воли и чувства. Это же несомненно относительно Моисея и Илии, явившихся при Преображении Господнем на Фаворе» (Дух, душа, тело. – Изд. 2-е – М., 2008).

«В духе – свобода, вечность, бессмертие, разумность, познающая истину, добро, святость и владычество.

Дух человека проникает всё, и душевное и телесное.

Дух в противоестестве падшей природы человека остаётся господствующим органом, где обитают страсти, мятежи, борьба, раздражительность, наслаждения и страдания, сомнения, мечты и аффекты, неврозы и психозы…

Дух может в две минуты вспомнить всю жизнь человека. Обо́женный дух господствует над телом и душой, обожает всего человека, и он становится духовным.

Стремление к истине – необходимая потребность духа. Дух человеческий преобразует элементы красоты и безобразия, добра и зла в многообразие материальных форм в искусстве и музыке, и всём творчестве.

Дух человека содержит в себе мир идей и мыслей.

Бессмертный дух, оставив смертное тело по кончине человека, идёт дать ответ за прожитую жизнь» (Любомудрие. – М., 2004).

Дух может увлекаться и на доброе и на злое, как существо развивающееся.

Подъём альпинистов на восьмитысячники, переход армии Суворова с пушками и армии Ганнибала со слонами через Альпы показывают, что для человеческого духа нет непреодолимых препятствий.

Дух человеческий содержит в себе память о свойствах духовных, душевных и телесных всех предков рода до самого Адама, которые передаются через родительское семя.

Когда мы спим, дух бодрствует, ему не нужен отдых. Это доказывается, например, тем, что некоторые могут молиться Иисусовой молитвой во сне, перебирая чётки. То же самое происходит при хождении лунатиков ночью в состоянии сна.

Дух человека первичен в отношении к сознанию и в отношении к материи.

Осуществление сознания, восприятие, представление, мышление, проявление воли, существование чувств, совести, страсти, стремления, желания – тайна духа.

* * *

Свт. Кирилл Александрийский: «Дух человеческий не может быть доволен тем, что имеет человек, поэтому дух толкает человека на всяческие действия, связанные либо с материальными потребностями, нравственными, эстетическими, религиозными. В этом смысле, по-видимому, он может быть назван животворящим человека».

Преп. Симеон Новый Богослов: «Дух человека содержит чувство Божества – совесть и ничем не удовлетворяется. Когда человек в своём чине держится, то он живёт духом, страхом Божиим водится и совесть слушает и горнего ищет. А когда он поддаётся влечениям тела, то выходит из своего чина, и то, что хочет, надеется достать среди тварей. Это ему не удаётся, и он томится и кручинится.

Когда человек поддаётся чувственности, чувственная потребность предела не имеет. Эту безмерность сообщает им дух, попавший в плен к ним, и сей безмерностно пытается затушить свою жажду бесконечного».

Человек обладает духом, истинная жизнь которого есть в Боге (Любомудрие. – М., 2004).

В. И. Несмелов: «Сфера чувствования, сфера желаний и сфера представлений образуют своим содержанием внутреннюю жизнь человеческого духа». (Указ. соч.)

И. А. Ильин: «Дух живёт во плоти, но не совпадает с ней, не подчиняется ей и не разделяет её земную участь. Ему дано пользоваться ею, чтобы осуществлять в ней своё освобождение от неё.

Дух, ведя до известной степени душевную жизнь, отнюдь не совпадает с ней и не исчерпывается ею, он способен утверждать свою независимость от инстинктивных влечений, пресекая их своеволие, он может господствовать над своим душевным состоянием.

Духу человеческому дана власть над его душой, власть самовоспитания, власть укреплять свою совесть, приучать душу к бескорыстной любви, очищать ум от помыслов. Состояние духа остаётся главным условием состояния телесного здоровья (Указ. соч.).

Свт. Лука Войно-Ясенецкий: «Ум – проявление духа. Акты сознания вызываются действием нашего духа. Действие благодати Божией познаём мы духом, дарованным нам от Бога.

В духе отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты – всё, что происходит в нашем сознании. В духе человеческом навеки отпечатываются все наши психофизические акты. Дух творит формы.

В шуме внешних восприятий скрыта никогда не прекращающаяся деятельность сверхсознания.

Проявления духа изумительны: необычайны, таинственны и неопровержимы. Дух может вести самостоятельное существование, оставляя по временам тело, в безбрежных далях витая.

Дух стремится вознести душу к престолу Всевышнего. Дух стремится к высшим порядкам бытия.

Дух человеческий, освященный постоянной молитвой и постом, обретает власть над плотью» (Указ. соч.).

Так же, как тело и душа, дух имеет чувства, ему принадлежащие: страх Божий, любовь к Богу и ближнему, недостоинства и окаянства, греховности, благодарности, умиления, посещения благодати Божией.

Дух участвует в молитве и понуждает к молитве. Непрерывную Иисусову молитву осуществляет дух. При этом ум должен быть отстранён от внешних впечатлений. Дух стремится к истине, добру, изяществу, справедливости или к богатству, славе, власти, материальному благополучию, удовольствиям, телесным наслаждениям, удобствам.

Дух не может быть нейтральным, никаким; он склоняется то к добру, то ко злу, либо теплохладен по выражению апостола Иоанна Богослова. Дух может радоваться, унывать, скорбеть – в этом его жизнь.

Самодовольный человек духовно спит. В духе человека отражаются свойства его личности.

Дух воспринимает информацию из духовного мира – мысле-образы, мозг воспринимает их, кодирует и запоминает. Когда информация из видимого мира воспринимается мозгом с помощью пяти чувств, она кодируется и запоминается, а дух преобразует её в мысле-образы, и человек сознаёт то, что видит и ощущает мозг.

При чтении незнакомого текста, например, незнакомой молитвы, когда дух не отвлекается на посторонние мысли, текст или молитва полностью сознаётся. При чтении знакомых молитв, которые читаются почти каждый день, дух может отвлекаться на посторонние мысли, при этом часть молитвы, хотя и воспринимается мозгом, но не осознаётся.

Звуковая или зрительная информация воспринимается духом на бессознательном уровне, когда сознание занято работой, службой или чтением.

Всё, что невозможно постичь умом, постигается духом: любовь, красота, духовные чувства – ибо они божественны по природе. Их можно чувствовать, но нельзя описать словами языка, как и все другие чувства души, потому что язык приспособлен в основном для описания видимого мира и деятельности человека.

Дух человека развивается вместе с развитием души и тела после его зачатия; плод ещё во утробе матери воспринимает духовное состояние матери и отца и их отношения друг к другу, наследует от предков их свойства, чувствует отношение родителей к нему, их нравственное поведение.

На дух воздействует совокупность душевных свойств человека, слова́ и поведение воспитателей и учителей, родственников и друзей, религиозное воспитание, окружающая обстановка, всё, что увидено, услышано, прочитано, соблазны мира, приобретения и утраты, любовь друзей и ненависть врагов, борьба со злом в себе и расслабление воли, природное окружение, жизненные условия, религиозный опыт, характер развлечений, интеллектуальные и эстетические предпочтения.

Цель жизни человека – духовное совершенство, становление духа его обителью Святого Духа.

Иеросхимонах Селафиил (Шадрин), клирик Свято-Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря