О духовных и материальных ценностях человеческой культуры
Слово клирика Свято-Успенского собора Трифонова монастыря иеросхимонаха Селафиила (Шадрина) к прихожанам.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Вначале Бог сотворил небо – ангельский мир, и землю – про материю, нечто пустое и безформенное и пребывающее во тьме (Быт. 1:1-2). Преп. Иоанн Дамаскин называет природу ангелов духом и невещественным огнём. Святитель Григорий Богослов считает, что духи одарены умственной способностью, или невещественным огнём.
И сказал Бог: да будет свет, и стал свет (Быт. 1:3). Это был некий светоносный эфир (Толк. Библ.), по другому определению – световая материя. Современные учения называют её тонкой материей. Тонкая материя явилась сущностью небесных сил (ангелов) и образов подлежащего творению будущего мира. Затем Бог облёк эти образы грубой, атомно-молекулярной материей.
Бог есть свет, подобно этому и сущность сотворённого невидимого и видимого миров есть свет, а сам видимый грубоматериальный мир есть тьма, для освящения которого созданы звёзды, солнце и луна (Быт. 1:14-16).
Тварный дух человеческий также является тонкоматериальным образованием, вдуновением Творца. Таковым же по природе является и духовное (идеальное) тело человека, сущность его материального тела.
Всё, что состоит из тонкой материи, является невидимым, потому что зрение всего этого недоступно обычному человеку. Подвижники, стяжавшие святость, могут созерцать существа, состоящие из тонкой материи, которая есть свет, в том числе злых духов, сущность которых и область их обитания есть духовная тьма.
Весь видимый, грубоматериальный мир действием Святого Духа исчезнет при кончине мира, останется его невидимый, тонкоматриальный образ.
Изгнанный из Рая человек создал орудия труда, способы ухода за растениями и животными ради обеспечения себя пищей и одеждой, освоил способы строительства жилищ, создал музыкальные инструменты, разработал письменность для хозяйственных и культурных нужд, научился художественному творчеству, архитектурному искусству, отражая в своих произведениях своё отношение к Богу и окружающему миру.
Всё созданное человеком для обеспечения его материальной и культурной жизни и ценное для него, не является ценным для Творца и Спасителя человеческого рода. Для Господа важны качество духа, души и намерений человека. Церковь Христова молится и в домах и в храмах Божиих не о достижении материальных благ, но о милости Создателя к грешному человеку, о спасении душ недостойных рабов Божиих, о мире всего мира, о духовном соединении всех, о стране проживания, о власти предержащей и защитниках отечества, о всяком граде и монастыре и с верой живущих в них, о Божией помощи плавающим на реках и морях, путешествующим, болящим, страдающим, пленникам, о упокоении душ усопших православных христиан, наследовании ими Царства Божия в Небесных обителях и прочих духовных благах. И только в одном прошении во время богослужения говорится о благорастворении воздуха и изобилии плодов земных.
Всё, что состоит из тонкой материи нетленно и вечно. Всё, что сотворил человек, не имеет тонкоматериальной основы и при кончине мира действием Святого Духа исчезнет без следа (2Пет. 3:10).
Поскольку человек является существом одновременно духовным и материальным, качество его духа, души и тела зависит от его поведения и намерений, служит ли он Богу или сатане, желающего погубить род человеческий.
Дьявол в противоположность Богу является существом тёмным, обитающим в духовном мраке.
В Евангелии от Матфея есть такие стихи: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно» (Мф. 6:22-23). Они с трудом поддаются толкованию, и нет единого мнения о них среди богословов. Но с учётом вышеизложенного их можно толковать следующим образом.
Око – это отношение человека к тому, что предстоит перед его взором. Чистое око – это доброжелательное, без зависти, осуждения и каких бы то ни было злых помыслов отношения человека к другим человекам, явлениям или действиям. Оно помогает сохранить мир души и духа. В этом случае и дух и духовное тело человека (сущность плотного тела) сохраняются светлыми, ибо духовная чистота есть свет и святость. Если око будет худо, то есть завистливо, недоброжелательно, враждебно, осуждающее кого-либо или что-либо, то и дух и душа и духовное тело человека теряют чистоту и светлость, темнеют.
От проявления страсти дух и душа страдают, и эти страдания приводят к повреждению духовного, а затем и плотного тела, то есть к болезням последнего, поскольку дух, душа и тело связаны друг с другом. Здесь явлена связь греха и болезни, души и тела, поскольку нервная система человека является частью души и тела.
Бог наделил человека духом для того, чтобы была возможность духовного общения, чтобы Бог мог воздействовать на дух человека Святым Духом и, когда Ему будет угодно, призывать человека к общению и помогать своему детищу спасать душу для Царства Небесного.
Дух человека стремится к духовному, идеальному, к Царству Божию, хотя и проявляет себя в земной жизни по-разному, поскольку его борют страсти.
Душа чаще прилепляется ко всему видимому, материальному, чувственному, временному, требует довольства, развлечений. Душе свойственны и пороки и добродетели. Душа радуется красоте, но и часто соблазняется красотой видимого, в том числе плоти.
Плоть требует своего: пищи, одежды, тепла, удобств, отдыха, крыши над головой.
Для того, чтобы человек был цельным, то есть целомудренным, Бог даровал ему Священное Писание, чтобы человек смог научиться любить Его и ближнего, а свой разум и волю употребил для исполнения воли Божией, был не только образом Божиим, но стал подобным Ему, как было задумано Богом при творении его.
Богу приятны в человеке смирение, плач, кротость, воздержание, скромность, милосердие, чистота мыслей, терпение, способность жертвовать ради другого, мужество, постоянство, жажда правды.
Богу противны служение маммоне, злые помыслы, гордость, тщеславие, осуждение, жестокосердие, превозношение, саможаление, малодушие, леность, рассеянная жизнь, легкомыслие, неблагодарность, лицемерие, властолюбие.
Абсолютными ценностями являются Божественная истина, духовная любовь, нравственное добро, святость, жизнь духовная, красота Творения, Царство Небесное. Олицетворением их является Сам Творец неба, земли и человека.
Ценность внешней красоты относительна, поскольку может являться соблазном для грешного человека, и при желании обладать ею, смутить его и приввести к страданию и даже к преступлению.
Мирская культура постепенно уводит человека от веры в Бога и внедряет в разум его веру в самого себя.
Бессмысленно добиваться успеха в мире – известности, славы, власти, богатства. Исходя из этого мира не сможем взять с собой нажитое. Не нужны будут ни награды, ни звания, ни состояния. Там нужна будет только любовь для того, чтобы общаться с нашим Спасителем, Господом нашим Иисусом Христом. Для тех, кто этого не вспомнит и не одумается, достанется плачь и скрежет зубов (Мф. 8:12).
Аминь.