О духовных занятиях и Иисусовой молитве

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Часто верующие обращаются на исповеди к священнику с вопросами – как избавиться от скорби, страха, мнительности, скуки, уныния, нерадения к молитве, к чтению Писания и духовных книг. Человек духовно расслабился. Причин несколько. Некоторым ревность к духовному деланию охлаждает духовный враг, если не освящена квартира. Пострадало самолюбие – что-то не получается на работе, в отношениях с мужем, с детьми, нанесён экономический ущерб, случилась потеря близкого родственника или ребёнка, работы, физическое переутомление. Возникает порочный круг – молиться нет сил, а без молитвы нет возможности выйти из этого состояния. Виновником всех огорчений, скорбей, недовольства, уныния, отчаяния является жизнь во власти страстей, недостаток веры в благость Промысла Божия о человеке, народе и о всём человечестве. Только молитва может рассеять мрак, овладевший сознанием, и духовно укрепиться.

Есть несколько способов избавления от духовного расслабления. Обычно рекомендуют читать Евангелие, о котором люди просто забывают, считая, что одного раза прочтения Писания для них достаточно. Рекомендуется читать Псалтырь, при чтении которой разбегаются бесы. Лучше делать это ночью. Помогает чтение акафиста Божией Матери, акафиста страстям Христовым. Может помочь Елеосвящение (Соборование), которое духовно укрепляет человека.

В заботе о хлебе насущном и не только о нём, но и сверх необходимого, человек теряет самого себя, потому что эта нагрузка превышает меру его телесных и душевных сил. Он забывает о хлебе, сшедшем с небес (Ин. 6:41), забыл слова Христа «Я есмь хлеб жизни, приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35).

Человек не может быть счастлив без любви. Либо он должен любить или его должны любить. Если он был воспитан в любви с детства и сам любил родителей, со временем крещёный во Христа и обретающийся в лоне Церкви может обрести любовь к Богу и ближнему. Вообще в современном христианском мире, в том числе в России, это довольно редкий случай, поэтому даже большинство воцерковлённых людей страдают из-за отсутствия в своей душе этого главного свойства христианина, без которого невозможно чтить по христиански и войти в Царство Небесное после окончания земного пути.

Труднее всего в душевном отношении бывает одиноким людям: вдовам, одиноким матерям, когда дети уже большие и у них своя жизнь, неженатым, незамужним, которые не получают любви и им некому отдать свою любовь, либо они не способны любить. Человек может быть счастлив живя либо в семье, либо в церковной общине или в монастыре. Многие люди страдают от отсутствия любви; некоторые приобретают собачек или кошек, ведь надо же в жизни о ком-то заботиться, тем более, что домашние животные не делают зла сознательно. Есть ещё выход – отдать себя делам милосердия. Но не все могут понести этот труд в силу телесной или духовной слабости. Выходом из упомянутых состояний, для одиноких людей, если они не учатся, является монастырская жизнь. Пророк Давид воспел бессмертные слова: «Как хорошо и как приятно жить братиям вместе!» (Пс. 132:1). В монастыре человек видит лицо своего брата (сестру), ради кого он отдаёт свой труд бескорыстно; и постепенно, если в монастыре преобладает положительная атмосфера взаимоотношений, возникает любовь между братьями (сёстрами) и к руководителю, который для братии (сестёр) является как бы Самим Богом. На этом взаимном уважении и любви строится вся жизнь, и труд, и молитва. Основой успеха является смирение, послушание старшим, самопознание и самоукорение, покаяние и откровение помыслов духовнику, соблюдение правил общения – «простите» и «благословите».

Большинство из тех, у кого неспокойно на душе, воцерковлённых верующих, в особенности одиноких или бездетных, по окончании дневных трудов в свободное время утешают себя просмотром фильмов, новостей, электронной почты и т. п., то есть обращают свой мысленный взор совсем не туда, куда надо его обращать.

Только ревность по Богу может избавить человека от теплохладности и духовно рассеянного жития. Господь говорит: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21), то есть помышления человека. В Библии и вообще в духовной литературе слово сердце может принимать многие значения: дух, помышление, разум, душа, сознание, желание, чувствование, совесть, глубина, внутренность. Это надо учитывать, чтобы понимать читаемое. Сокровищем нашим для всех верующих, в том числе для духовно расслабленных, может быть только «Царство Божие (в человеке, которое) не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Мир и радость в душе действием Святого Духа может дать либо молитва, либо чтение или слышание слова Божия, дела милосердия. Нужно просить у нашего Спасителя: «По милости Твоей оживи меня» (Пс. 118:59), и «Господи, по Слову Твоему вразуми меня» (Пс. 118:169).

Разум, или различение добра и зла, истины и заблуждения, правды и лжи, мы можем получить только усвоением Слова Божия. Разум будет руководить нашими поступками, а не удовлетворение требования страстей и похотей, очищение от которых и является главным духовным деланием христианина.

Слова Господа иудеям: «Исследуйте Писание» (Ин. 5:39), – относятся и к нам. Невдумчивое прочтение Писания приводит к ошибкам даже богословов, переводчиков его. Есть ошибки и в славянском переводе Библии.

Во многих книгах духовных писателей можно прочесть такие слова, обращённые к читателям: «Царство Божие внутрь вас есть». Если бы Царство Божие было внутри нас, мы все были бы святыми. Здесь две ошибки. Одна ошибка формальная – славянское слово «внутрь» помещено в русский текст. Вторая – смысловая. Эти слова были сказаны Иисусом фарисеям (Лк. 17:21). Правильный перевод – «среди вас». Так в данном тексте должно быть переведено слово «внутрь». Под словом Царство Божие Иисус имел ввиду Себя. Другой пример: «Дух дышет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит…» (Ин. 3:8; Пс. 103:4; Евр. 1:7). Опять славянское дух (которое имеет три значения – Святой Дух, дух, ветер) вставлено в русский текст. Здесь речь не может вестись о Святом Духе, потому что Святой Дух наполняет всё мироздание, всегда рядом. Потому в данном стихе дух имеет значение «ветер» (см. Толковую Библию. Издание преемников А. П. Лопухина).

Будем помнить слова Христа: «Слово, которое Я говорил, будет судить не принимающих слов Моих в последний день» (Ин. 12:48).

Первые три Евангелия написаны разговорным языком, поэтому сказанное может иметь неоднозначный смысл. Часто приходится догадываться о смысле сказанного Христом. Кроме того, Христос был не только проповедником, но и пророком. Язык пророков особенный, сразу слова пророка могут быть непонятны.

Самой действенной в индивидуальном духовном делании монаха или мирянина является так называемая Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», или «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Творится она многократно, сколько позволяет время, по чёткам, или без чёток, вслух или мысленно. О том, что эту молитву должны творить не только монахи, но и все верующие во Христа, писали ещё великие учители Церкви. Твориться она должна с великим смирением, самоукорением, чувством недостоинства по сравнению с величием нашего Спасителя, с простым призыванием имени Божия, без какого-либо мечтания о приобретении особых духовных состояний, которые могут привести к духовной прелести, насмешкам духов злобы и духовному заболеванию, от которого очень трудно избавиться. Никаких видимых образов в сознании не должно быть: должны быть только слова молитвы, никаких посторонних мыслей. Как учат отцы, ум должен быть погружен в сердце, то есть внутрь себя. Желательно, если этому отведено определённое время и место, чтобы ничего не видеть (закрыть глаза), ничего не слышать, то есть не должно по возможности ничего извне проникать через слух. Существуют искусственные приёмы сосредоточения сознания на словах молитвы, но они вовсе не обязательны. Всё зависит от того, где сокровище наше – на небе или в миру. Молиться можно этой молитвой в любое время, в любом месте и при всяком деле, если ум может быть свободен при этом от каких-либо дел или умственных занятий. В этой молитве содержатся все наши мыслимые прошения.

Важным преимуществом этой молитвы перед другими, домашними молитвами является её краткость, немногословность. Это свойство облегчает сосредоточение сознания на словах её. Когда в сознании молящегося нет ничего, кроме слов молитвы, это значит, в молитве принимает участие дух, который соединяется с Духом Святым. При проникновении в сознание посторонних мыслей связь с Богом прерывается. Это свойственно нам при совершении домашнего правила и во время присутствия нашего в храме при богослужении. Святитель Игнатий Брянчанинов советует молящимся в храме во время службы читать мысленно Иисусову молитву. Это своего рода искусственный приём, который помогает избавиться от рассеянности мыслей при чтении, произнесения ектений и молитв, и пении совершающих богослужения. Молитва со вниманием и означает смысл слов Христа в разговоре с самарянкой – покланяться Богу в духе и истине (Ин. 4:23‑24).

Воскресное и праздничное посещение храма и совместная молитва даёт нам возможность соединить дух наш с Духом Божиим и удерживать наше духовное состояние на определённом уровне. И Господь наш сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).

Пост и поклоны также являются духовными занятиями. Укрощая похоти плоти, возрастаем духовно.

Утомление тела многочисленными поклонами служит укрощению духа, смирению, особенно в сочетании с Иисусовой молитвой.

Чтение Псалтыри также является духовно полезным занятием, независимо от того, полностью ли мы понимаем прочитанное. Это чтение совершается не ради некоего познания, но ради приобщения нашего духа к Духу Божию. Чтение же Нового Завета не до́лжно оставлять ни на один день ради усвоения учения Христова и запоминания его.

Чин совершения Иисусовой молитвы с поклонами – так называемую Пятисотницу – можно включить в состав вечернего правила. Она состоит из 300-т Иисусовых молитв, 100-а молитв Богородице, 50-ти молитв Ангелу Хранителю, 50-ти молитв всем святым. Часть из них совершается с земными поклонами, часть – с поясными, остальные – без поклонов. Поклоны – по силам. Главное – внимание во время произнесения молитв.

Иисусова молитва смиряет дух, даёт душе успокоение, мир и радость духовную, снимает даже телесную усталость, уничтожает скуку, тоску, скорбь, уныние, укрепляет веру и надежду, вызывает благодарность к Богу, способствует обретению любви ко всякой твари, о чём свидетельствуют сказания о подвигах святых, которые от умиления и любви к Богу проливали множество слёз, получали такую меру благодати Божией, что она не могла полностью вместиться в них, обретали внутри Царство Божие.

Когда мы видим перед восходом солнца как «звёзды меркнут и гаснут, в огне облака», розовые облака на голубом небе, мы радуемся красоте земного мира в лучах солнечного света, которую сотворил Господь ради любви к Своему детищу. Но эти красота и свет не идут ни в какое сравнение с той красотой и светом неземного, Небесного мира, о котором пишет апостол Павел, сам побывавший на третьем небе в духовном теле (2Кор. 12:2-4): «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).

Аминь.

Иеросхимонах Селафиил (Шадрин), клирик Свято-Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря