О душе человеческой

Душа есть особая сила, обращает прах в живое существо и имеет свой источник в Боге. Обладает свойствами, сообщающими человеку образ и подобие Божие. Ей свойственны единство, духовность, бессмертие, разум, свободная воля, дар слова. В этом её образ Божий, а подобие Божие человека – его святость (Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. Репр. – СПб., 1992).

Свт. Василий Великий: «Душа, которой живёт человек – существо тонкое и духовное».

Душа – самостоятельное невидимое существо, особая сущность, которая мыслит, познаёт, чувствует, вспоминает. Душа имеет самостоятельную жизнь и может продолжать её отдельно от тела; душа бессмертна, потому что духовна (Любомудрие. – М., 2004).

Свт. Григорий Палама: «Душа содержит тело, с которым она создана, и находится повсюду в теле как содержащая, охватывающая и оживляющая его» (Любомудрие).

Свт. Игнатий Брянчанинов: «Душа присутствует во всех частях тела. Все человеки, лишившиеся рук или ног, чувствуют явственно присутствие этих членов, чувствуют способность действовать ими. Это – ясно ощущаемые члены души со способностью действия, которая остаётся без употребления» (Сочинения. Слово о смерти. Т. 3. Аскетические опыты. – М., 1991).

Прп. Иоанн Дамаскин: «Силы души разделяются на разумную и неразумную. Есть две части неразумной души: одна разуму не повинуется, другая повинуется разуму. Вообще неразумной частью души называется часть, способная к чувствам и возбуждающая желание» (Настольная книга священнослужителя: в 8 т. – М.: Московская Патриархия, 2008).

Свт. Игнатий Брянчанинов: «Части души – раздражительная и вожделевательная, составляют животную душу, которая распадается по смерти человека. Дух возвращается к Богу… Дух – душа человека разумного» (Избранные творения. Аскетические опыты: в 2 т. – М., 2011).

Из двух предыдущих утверждений следует, что разумная часть души есть ум и дух, а две неразумные части: одна, которая подчиняется разуму, есть её чувствования и желания, а также воля; вторая, которая не подчиняется разуму, обслуживает потребности тела.

Душа есть посредник между духом и телом человека.

* * *

Если разумная сила души бодрствует, то она занята созерцанием лучшего и духовного и наблюдает за движениями тела, уцеломудривает его и утишает его страсти. Если душа оставит созерцательную силу в недеятельности, то телесные страсти, нашедши жизненную силу праздной и разделив её между собой, увлекает душу к своим стремлениям и действованиям.

В душе – жажда Бога и жажда мирских вещей (Любомудрие).

Жизнь души

Свт. Григорий Богослов: «Душа Божественна и бессмертна и, будучи вдуновением Бога, соединена с телом для испытания и восхождения к богоподобию. Душа видится в двух действиях: первое – разумное – востекает к ангелу, Богу, Первообразу; второе – страстное – в страданиях и отрадах при приобщении к естеству чувствительному, питательному, растительному, алчет, и жаждет, и печалится…»

В состоянии невиновности человека в Раю душевное чувство было едино; с преступлением Адама оно раздвоилось, появились чувство удовольствия, или наслаждения, и чувство страдания; одно породило все страсти, а другое – эмоции, аффекты: гнев, печаль, тоску, отчаяние, страх.

Отдаление души от Бога – непроницаемый мрак: мрак ума, мрак сердца, мрак души. Тот мрак души, который охватывает её здесь, в этой жизни, может быть и окончательным уделом её в будущем веке (Любомудрие).

Согласно В. А. Снегирёву (проф. кафедры психологии и логики Казанской Духовной Академии) душа живёт на двух уровнях. Первый уровень – состояния души: ощущения, волнения, стремления, идея.

Второй уровень – процессы: сознание, объединение и воспроизведение душевных состояний, творчество, внимание, память;

деятельность – ум, чувство, воля;

ум – различение субъекта и объекта, восприятие, представление, общая идея, суждение, умозаключение;

чувства – волнения, аффекты, эстетическое чувство, нравственное чувство, волнение совести, религиозное чувство;

волнение – удовольствие и неудовольствие, деятельности и скуки, сила и бессилие, свобода и стеснение, истины и правды, разницы, странности и удивления;

аффекты – любовь, гнев, страх, радость, горе. (Психология. Воспр. издания 1893 г. – СПб., 2008).

Истинная жизнь души – памятование о Боге, страх Божий, любовь к Богу и ближнему, сознание греховности, покаяние, причащение святых Тела и Крови Христа, молитва к Богу, святым Его и ангелам Его.

Душа возникает при зачатии человека как наследница признаков и свойств родителей: духовных, душевных и телесных. Она ещё в утробе матери воспринимает как отношение родителей к плоду, в том числе и после того, как будущая мать узнает, что она зачала, так и отношения родителей между собой или матери с другими людьми и внешним миром.

Материальность души

Свт. Игнатий Брянчанинов: «Связь души с телом доказывает, что несмотря на значительное различие между телом и душой, тело и душа имеют сродство, поэтому душа необходимо должна иметь некоторую свойственную ей вещественность, о чём свидетельствует особенная частота дыхания, при котором она выходит из тела, когда человек умирает.

Прп. Макарий Великий говорит: «Ангелы имеют образ и вид, также и душа имеет образ и вид внешнего человека в его теле. Ангелы и души хотя и очень тонки по существу своему, однако суть тела. Они – тела тонкие, эфирные».

У молящегося молитвою духа, душа во время молитвы иногда выходит из тела особым непостижимым действием Святого Духа.

По свидетельству схимонаха Игнатия (☦1852), внезапно узревшему душу свою при обильнейшем благодатном действии молитвы, изшедшую из тела и стоящую на воздухе, что она – эфирное, весьма тонкое, летучее тело, имеющее вид нашего грубого тела; все его члены, даже волосы, очертание его лица, – словом, полное сходство с ним. Не только силы ума и сердца были при душе, но при ней была вся жизнь, а тело оставалось на стуле, как мёртвое, как скинутая одежда, доколе по мановению Божию не возвратилась в него душа также непостижимо, как непостижимо вышла из него» (Слово о смерти).

Духовно-нравственное качество души

Прп. Макарий Великий: «Когда душа достигает духовного совершенства, полностью очищенная от всех страстей, совершенно соединённая с Духом Утешителем в несказанном общении, тогда душа сама удостаивается стать духом. Она становится тогда весь свет, весь дух, вся радость, вся тишина, вся веселие, вся любовь, вся сострадание, вся благость и доброта» (Плестед, М. Пневматология и новое творение в сочинениях Макария // Дух в творении и новом творении. – М.: ПСТГУ, 2013).

Не только от опыта предков зависит качество души, но и от опыта детства, родительского и школьного воспитания ребёнка, от всего окружения и примера поведения взрослых, деятельности друзей, священнослужителей Церкви, общей духовной атмосферы, быта и способов развлечений. Духовное качество души, то есть кто есть кто, состоит в том, кого человек любит, что ему нравится, во что или в кого человек верует, что считает важным, а что – второстепенным.

В душе человека может обитать либо Дух Божий, либо дух мира и сатаны: гордости, себялюбия, высокоумия и т. п. в явном или скрытом от других образе. Господь сказал: «Кто не со Мной, тот против Меня» (Мф.12:30).

Участь души за гробом

Прп. Иоанн Кассиан Римлянин: «Духи умерших не лишаются своих чувств и не теряют расположений своих, т. е. надежды, жалости и скорби; они ожидают всеобщего суда.

Души неверующих во Христа – слышавших и не уверовавших, сводятся бесами в ад.

Если люди умерли во грехах, но положили на земле начало покаяния и творили добрые дела, то по великому Божию милосердию, за молитвы их близких и родных, духи их будут выведены из тьмы ада (Любомудрие).

Претерпевший все несчастья, невзгоды и лишения, будучи верен до конца Христу, спасётся; страшливые и неверные не увидят Царства Божия, а пребудут во тьме внешней, не увидят неизреченную красоту нетварного света Божия и Лица Его.

Души тех, кто с радостью отошли ко Господу, будут пребывать в этой радости всегда, и радость эта будет возрастать, потому что уже ничто земное не сможет помешать им пребывать в непрестанной любви, хвале и благодарности ко Господу.

Жизнь душ нераскаянных грешников, до всеобщего суда, состоит во-первых – в ясном и подробном сознании своих грехов, которыми они в сей жизни оскорбили Бога, и угрызений совести, которые там проявятся со всей силой; во-вторых – в мучительном томлении и тоске от того, что привязанность к плотскому и земному не может уже находить удовлетворение, а к небесному и духовному желание и вкус у них не раскрыты и не могут они уже сами раскрыть их; в-третьих – в удалении от Бога и святых Его, а вместо того – в сообществе с другими, также нечестивыми душами, и особенно со злыми духами, и в других действительных муках ада, что будет, впрочем, только началом и предвкушением будущих мук в вечности.

Очищение души после смерти человека

А. И. Осипов: «Свт. Григорий Нисский допускает, что очищение человека продолжается и после смерти. Однажды ад перестанет существовать. Очищение и спасение достигается благодаря человеколюбию Божию. Бог наказывает человека, чтобы обновить его огнём своей любви. Зло не вечно и носит временный характер. Даже дьявол подчинится Богу. Дьявол будет вынужден отдать души, которыми обладал. Очистительный огонь благодати будет всё более очищать человека.

По совершенном устранении зла из всех существ во всех снова воссияет боговидная красота, по образу которой мы созданы вначале».

Свт. Амвросий Медиоланский: «Грешник по смерти пройдёт через страдания, дабы быв очищен огнём, он спасся, а не мучился непрестанно».

Свт. Григорий Богослов: «Может быть отпавшие будут там крещены огнём – этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое… потребляет легковесность всякого греха».

Прп. Иоанн Лествичник: «Всех одарённых свободной волею Бог есть и жизнь и спасение всех верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных».

Прп. Исаак Сирин: «Если человек говорит, что лишь для того, чтобы было явлено долготерпение Бога, мирится Он с грешниками здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там – такой человек думает невообразимо богохульно о Боге. Не для того милосердный Владыка сотворил разумное существо, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби – тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они превратились после сотворения, и которых Он всё-таки сотворил».

Прп. Максим Исповедник: «Тогда те повреждённые души с течением времени сбросят память о зле, укоренённом в душе и, приближаясь к пределу всех грехов и не находя место покоя, душа придёт к Богу,.. и таким образом, благодаря знанию, а не соделанному добру, душа восприимет свои силы обратно и будет восстановлена в своём изначальном состоянии…»

Вечность нередко трактуется как бесконечное время. Однако время и вечность – разные категории. Понимание вечности остаётся для человека тайной. Понятие вечности не означает бесконечности во времени.

Свт. Феофан Затворник: «Ничто так не остепеневает, как страх адских мучений. Но через воскресение совершится окончательное восстановление падшего человечества и явление его в предначертанной ему славе».

Церковь ни на одном Вселенском соборе не осудила ни одного из святых отцов, писавших как о вечности ада, так и о его конечности.

Только тот, кто никогда не испытывал ожёгов и не видел сильно обожжённых, может легкомысленно относиться к временному страданию.

Апостол Павел приводит образ обожжённого в геенне: «Хотя сам спасётся, но так, как бы из огня» (1Кор.3:15).

Роковую ошибку совершает человек, надеющийся на невечные страдания.

Прп. Исаак Сирин: «Остережёмся в душах наших и поймём, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего сознания – степень страдания в ней» (Бог. – М., 2015).

Прп. Исаак Сирин: «Мучимые в геенне поражаются бичом любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение вящщее всякого приводящего в страх мучения: печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое даётся всем вообще. Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдающих долг свой. И вот, по моему рассуждению, геенское мучение есть раскаяние. Души же горних сынов любовь упоевает своими своими утехами» (Иже во святых отца нашего Исаака Сирианина Слова подвижнические. – М., 1993. – (Репр. изд. 1911). Слово 18).

Прот. Сергий Булгаков: «Посмертное существование человека является духовно-психическим. При этом духовный опыт человека становится богаче. Рассматривая своё прошлое как целое, человек начинает понимать смысл жизни, осуждая себя, и постепенно, может быть в процессе вечности времени, преодолевает всякое зло в себе. Таким образом вечного ада нет… в нём человек пребывает временно.

Если бы для одних существ был уготован вечный рай, а для других – вечный ад, то это говорило бы о неудаче сотворённого мира и невозможности оправдания Бога.

Учение о вечных муках ада (как о бесконечных) можно назвать уголовным кодексом теологии. Недопустимо, чтобы недолгий и ограниченный грех человеческий наказывался вечными мучениями. Тот факт, что мы сотворены всеведущим Богом, является онтологическим доказательством будущего спасения» (Лосский, Н. О. История русской философии. – М., 2000).

Митрополит Иерофей Влахос: «Божественная благодать и после смерти будет помогать исцелению: покаявшиеся при её помощи будут становиться более восприимчивыми к сиянию Божественного света и причастию славы Божией» (Жизнь после смерти. – М., 2009).

Сколько будут продолжаться муки находящихся в геенне, будет зависеть от степени духовно-нравственных преступлений против Богочеловека. Действием Святого Духа в конце концов каждый осуждённый на муки в вечности придёт в сознание своей вины перед Богом. Свет Христов просвещает всех. Христос Духом Святым просвещает и находящихся в аду и в геенне. Спаситель любит всех созданий Своих. Он хочет и может всех спасти для вечной жизни в Царстве Своём.

Иеросхимонах Селафиил (Шадрин), клирик Свято-Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря