О вере
Слово клирика Свято-Успенского собора Трифонова монастыря иеросхимонаха Селафиила (Шадрина) к прихожанам.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Вы все знаете сколько чудес совершил Николай Мирликийский будучи епископом, но и до этого он творил милостыню, имея любовь к Богу и великую веру. Эта вера помогала ему творить чудеса спасения людей.
Апостол Павел так определил веру: «Вера есть уверенность в невидимом и [уверенность] в осуществлении ожидаемого» (Евр. 11:1). В этом определении есть глубокий смысл. Веруем ли мы в то, что существует мир духовный, в котором существует Бог, святые, ангелы и демоны? Веруем ли мы в то, что нас ожидает, то, что нам обещал Господь, когда проповедовал людям, чтобы они веровали в Царство Небесное? Как это определить?
Воцерковлённые люди веруют в то, что есть духовный мир, что есть ангелы и бесы, что святые помогают нам, что Господь печётся о каждом человеке. Но многие ли помышляют о том, что нас ждёт после нашей кончины? В России большинство людей крещёные. Многие ли ходят в храм? Многие ли воцерковлены как положено христианину, то есть исповедуются ли, причащаются ли святых Божиих Таин, по воскресениям бывают ли вместе на службе, пребывая в единстве, в благодати Божией (Деян. 2:46). Можно сказать, что единицы.
Меньше 1 % наших крещёных людей является воцерковлёнными. Это о чём говорит? О том, что вера в народе истощается. Не только в нашем русском народе, но и по всему миру. Это касается любой веры. Это свидетельствует о том, что человек постепенно о Боге забывает. Почему? Потому что постепенно всякими техническими средствами, изобретениями, улучшениями условий труда человек старается стать независимым от Бога. У сельских тружеников или торговцев – людей, у которых вера в то, что существует Бог и что всё от Него зависит, самая крепкая. Почему? Потому, что сельский труженик знает, что всё зависит от Бога. Он может посеять, а урожай не собрать, потому что может быть засуха или наводнение, и живёт в страхе Божием и молится. То же самое делают и торговые люди. В их делах всегда большой риск. Чтобы дело процветало, нужно знать сколько товара купить, можно ли его продать и где его продать. И поэтому эти люди тоже почитают Бога и надеются на Его милость. Может быть, люди чаще всего вспоминают о Боге в минуты грозящей опасности, во время военных действий.
Возьмём рабочего или интеллигента. Рабочий приходит в свой цех. Там тепло, сухо, светло. Дают ему детали. Он точит гайки и болты. Кончилась работа, идёт домой. Получает зарплату и на это покупает всё, что ему надо. То же самое у людей умственного труда. Над ними не капает, как говорится. И точно так же они не знают особых страхов, надеются только на себя, на свой ум, на свои способности, забывая о том, что всё это дал им Бог. Поэтому для многих Бог как бы и не нужен.
Если человек надеется сам себя обеспечить, свою жизнь, своё благополучие, и у него какое-то время это получается, то Бога он забывает. Когда у нас всё хорошо, всё прекрасно, то нам Бог не нужен. Именно из-за этого вера постепенно падает. И сколько бы мы храмов ни восстанавливали, новых ни возводили, не видно, чтобы вера в народе укреплялась. Гораздо больше веры было в 90‑х годах. Люди креститься приходили толпами. Однажды в Троицкой церкви у нас, в Макарье, в воскресенье пришло 80 человек креститься. А отец Досифей рассказывал, что в Москве, где он в Даниловом монастыре подвизался, однажды пришли в воскресение креститься 800 человек. Эти цифры говорят сами за себя. То есть был такой подъём, который сейчас мы не наблюдаем.
Как нам свою веру всё-таки возгревать? Беда в том, что мы больше всего заботимся о земном: о питании, об одежде, о том, как квартиру купить или земельный участок – и все наши мысли сосредоточены на этом. Вот люди идут по улице и, вместо того, чтобы посмотреть в хороший день какая красивая природа, какое солнце сияет, какое небо голубое, смотрят в телефон или говорят с кем-то. Когда домой придут, вместо того, чтобы помолиться, покушают, ложатся на диван и смотрят в телефон. Поэтому, чтобы всё-таки укреплять веру, нужно научиться понимать, что всё в нашей жизни зависит от Бога.
И, когда случаются всякие катастрофы, пожары, войны, землетрясения, наводнения, вместо того, чтобы подумать, почему так происходит, начинают думать о своих потерях. Начинают скорбеть, расстраиваться. А ведь надо понимать, что всё это происходит по нашим грехам, от того, что мы Бога забываем, поэтому Он нам напоминает о Своём существовании.
Во всей своей жизни надо всегда помнить, что нам Господь дал. Мы очень невнимательны, думаем, что всё, что мы приобрели, всё, что мы сделали, за что мы награды получили, думаем, что всё это принадлежит нам благодаря нашим способностям. Поэтому Бога мы не благодарим, на исповедь мы не ходим, потому что мы считаем себя безгрешными, а о том, сколько у нас грехов, понятия не имеем. Я имею ввиду тех, кто не посещает церковь.
Господь, конечно, напоминает каждому лично, что пора ему исповедаться. Сколько случаев внезапных смертей родственников, младенцев, близких людей! Почему так происходит? И по их грехам и одновременно потому, что нам Господь напоминает, что наша жизнь в Его руках. Если мы внимательно свою жизнь прошедшую вспомним, то мы поймём, сколько раз нам Господь помог, сколько раз нас Господь спас от неминуемой смерти или увечий.
Если вы находитесь вне дома, идёте на работу или в магазин, посмотрите кругом: какая красота! Это нам может напомнить о том, что есть Бог, который всё создал, всю эту красоту для Своего творения, для человека. И ждёт от нас не только благодарности, Он ждёт от нас, чтобы мы любили друг друга (Ин. 13:34). Ради этого Он пришёл на землю. Это никогда не надо забывать. Господь ради этого жизнь Свою отдал для нашего спасения. Поэтому давайте мы будем всё-таки стараться мыслить о Том, от Кого зависит вся наша жизнь, Кого мы должны благодарить, Кому мы должны молиться и Кому мы должны исповедовать свои грехи и просить прощения. Особенно, если какой-то тяжкий грех совершили, не отчаиваться надо, а надо бежать скорее на исповедь просить у Господа прощения.
Все мы подвержены грехам. Если мы унываем от того, что мы согрешили, то это происходит от гордости. Мы не можем не грешить, потому что все мы падшие существа. Но мы должны просить у Господа прощения, просить помощи. Каким образом? Чаще исповедоваться, причащаться Святых Божиих Таин, достойно готовиться, вместе молиться по воскресениям и праздникам. Тогда благодать Божия сходит на нас и помогает нам исправляться.
Помоги нам почаще вспоминать о Тебе, Господи, исправляться и очищать души для того, чтобы обрести обещанное Тобою.
Аминь.