О воле Божией и о воле человеческой
Слово клирика Свято-Успенского собора Трифонова монастыря иеросхимонаха Селафиила (Шадрина) к прихожанам.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Бог, сотворив человека по Своему Образу и подобию, предоставил ему свободу есть от всякого дерева в райском саду, запретив есть с райского дерева познания добра и зла. Это воздержание должно было служить знаком повиновения и покорности Богу со стороны человека; соблюдение этой заповеди выражало со стороны человека чувство любви, благодарности и преданности Богу, тогда как нарушение её свидетельствовало о недоверии к Богу, пренебрежении к Его словам, неблагодарностью к Творцу и желании жить по своей воле, а не по заповедям Бога (Толк. Библия, Быт. 2:16,17).
Разве заповеди Божии тяжки? (1Ин. 5:3), но непослушание Отцу, тщеславие и чревоугодие, которое проявили первые люди под воздействием лукавого противника Божия, вошли в дух и душу всех последующих поколений людей и эти страсти не позволяют без соответствующих усилий исполнять то, чего от нас хочет Бог.
Бог вдохнул в человека бессмертный дух, дал человеку способность мыслить и чувствовать, совесть как нравственный закон, волю и разум; волю для того, чтобы творить добро в мире и наслаждаться благами земли, а вот разум, то есть различение добра и зла, истины и заблуждения, правды и лжи первым людям надлежало приобрести потом, через много веков после того, как они отведали запрещённого плода, потому что были ещё как дети и тем лишились богообщения.
Но нет худа без добра. Через много веков Бог, видя, что люди продолжают поклоняться ложным богам, послал на землю Своего Сына, который Своей проповедью указал людям путь обретения жизни вечной в Царстве Бога Отца и обретения Духа Божия внутри их в земной жизни (Ин. 14:23) путём смирения своей злой воли перед волей Божией, смирения каждого перед тем, кто рядом, любви к Богу и милосердия к ближнему.
Всё это возможно действием в человеке непоколебимой веры в Создателя и Покровителя, искоренением себялюбия и высокого мнения о себе, и невозможно без страха Божия, благоговения и благодарности к Искупителю и всех благ Подателю.
Главной помехой исполнения воли Божией является действие страстей в человеке, которые как некие змеи требуют удовлетворения своей алчности. Рассудок и совесть падшего человека говорят ему, что́ можно мыслить, говорить и делать, но дух и душа, являющиеся вместилищем страстей, не подчинены рассудку. Как пишет апостол Павел: «… не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15), то есть желание жить по заповедям у человека есть, а воли доброй нет, потому что он себя любит больше, чем Бога и ближнего.
В Ветхом Завете есть такие слова (Пс. 48:4) «… поучение сердца моего разум». Перевести на русский язык можно так: наставник желаний и чувств моих – разум. Вот ответ на вопрос, как управлять собой. Разум почерпаем из Откровения Божия. Волю свою направляем на ограничение духовных и душевных стремлений. Если сумеем не давать пищу тем змеям, которые внутри нас, они постепенно увянут. Но всю оставшуюся жизнь надо быть предельно внимательным к проискам врага Божия и человеческого. Так поступали те, которые стали святыми человеками. Тот, кто трудится во всяком благом деле, тому помогает Бог, Его Дух Святой. Когда человек справится со своими страстями, он живёт уже не рассудком, а духом, во всяком деле живёт по воле Божией.
Поскольку человек не может не грешить, Господь свою проповедь людям начал со слов: «Покайтеся…» и Предтеча Его принимал покаяние иудеев и крестил их.
Просить прощение у Господа за содеянные грехи нужно не только в Таинстве Покаяния в присутствии священника перед Крестом и Евангелием, но и в любое время, поскольку многие бывают на покаянии весьма редко. Святой Иоанн Кронштадтский писал в своём дневнике, что, если он согрешит сто раз в день, то сто раз просит прощения у Господа. Покаянное чувство, по учению святых отцов, должно присутствовать у каждого, кто молится Богу и дома и в храме. Будем помнить о милосердии и жертве Искупителя грехов человеческого рода и за всё Его благодарить. Человек, который согласовывает свою волю с волей Божией, становится святым.
Аминь.