А. И. Осипов в одной из своих книг изложил мнения святых отцов об очищении души после смерти человека, которые приводятся ниже.
Святитель Григорий Нисский допускает, что очищение человека продолжается и после смерти: «Однажды ад перестанет существовать. Очищение и спасение достигается благодаря человеколюбию Божию. Бог наказывает человека, чтобы обновить его огнём своей любви. Зло не вечно и носит временный характер. Даже дьявол подчинится Богу. Дьявол будет вынужден отдать души, которыми обладал. Очистительный огонь благодати будет всё более очищать человека.
По совершенном устранении зла из всех существ во всех снова воссияет боговидная красота, по образу которой созданы вначале».
Святитель Амвросий Медиоланский: «Грешник по смерти пройдёт через страдания, дабы быв очищен огнём, он спасся и не мучился непрестанно».
Святитель Григорий Богослов: «Может быть, отпадшие будут там крещены огнём – этим посмертным крещением, самым трудным и продолжительным, которое… потребляет легковесность всякого греха».
Преп. Иоанн Лествичник: «Всех одарённых свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех: верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных…»
Преп. Исаак Сирин: «Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Бога, мирится Он с грешниками здесь, чтобы безжалостно мучить их там – такой человек думает невообразимо богохульно о Боге. Не для того милосердный Владыко сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби – тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они превратились после сотворения, и которых Он всё-таки сотворил».
Преп. Максим Исповедник: «Тогда те повреждённые силы души с течением времени сбросят память о зле, укоренённом в душе, и, приближаясь к пределу всех грехов и не находя места покоя, душа придёт к Богу, … и таким образом, благодаря знанию, а не соделанному добру, душа восприимет свои силы обратно и будет восстановлена в своём изначальном состоянии…»
Вечность нередко трактуется как бесконечное время, однако время и вечность – разные категории. Понимание вечности остаётся для человека тайной. Понятие вечности не означает бесконечности во времени.
Святитель Феофан Затворник: «Ничто так не остепеневает, как страх адских мучений. Но через воскресение совершится окончательное восстановление падшего человечества и явление его в предначертанной ему славе».
Церковь ни на одном Вселенском соборе не осудила ни одного из святых отцов, писавших как о вечности ада, так и о его конечности.
Только тот, кто никогда не испытывал ожогов и не видел сильно обожжённых, может легкомысленно относиться к временному страданию.
Апостол Павел приводит образ обожжённого в геенне: «Хоть сам спасётся, но так, как бы из огня» (1Кор. 3:15).
Роковую ошибку совершает человек, надеющийся на невечные страдания.
Преп. Исаак Сирин: «Остережёмся в душах наших и поймём, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего сознания – степень страдания в ней». (Бог. – М., 2015).
Преп. Исаак Сирин: «Мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение вящщее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое даётся всем вообще. Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдающих долг свой. И вот, по моему рассуждению, геенское мучение есть раскаяние. Души же горних сынов любовь упоевает своими утехами» (Слово 18. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирианина слова подвижнические. – М., 1993).
Прот. Сергий Булгаков: «Посмертное существование человека является духовно-психическим. При этом духовный опыт человека становится богаче. Рассматривая своё прошлое как целое, человек начинает понимать смысл жизни, осуждать себя, и постепенно, может быть, в процессе вечности времени, преодолеет всякое зло в себе. Таким образом, вечного зла нет…, в нём человек пребывает временно.
Если бы для одних существ был уготован вечный рай, а для других вечный ад, то это говорило бы о неудаче сотворённого мира и невозможности оправдания Бога.
Учение о вечных муках ада (как о бесконечных) можно назвать уголовным кодексом теологии.
Недопустимо, чтобы недолгий и ограниченный грех человеческий, назывался вечными мучениями. Тот факт, что мы сотворены всеведущим Богом, является онтологическим доказательством будущего спасения» (Н. О. Лосский. История русской философии. – М., 2000).
Митрополит Иерофей Влахос: «Божественная благодать и после смерти будет помогать исцелению: покаявшиеся при её помощи будут становиться более восприимчивыми к сиянию Божественного света и причастию славы Божией» (Жизнь после смерти. – М, 2009).
Сколько будут продолжаться муки в геенне, будет зависеть от степени духовно-нравственных преступлений против Богочеловека.
Действием Святого Духа в конце концов каждый осуждённый на муки в вечности придёт в сознание своей вины перед Богом.
Свет Христов просвещает всех. Христос духом Святым просвещает и находящихся в аду и геенне. Спаситель любит всех созданий Своих. Он хочет и может всех спасти для вечной жизни в Царстве Своём.
Иеросхимонах Селафиил (Шадрин), клирик Свято-Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря