Святитель Игнатий Брянчанинов: «Наши души по разлучении с телами присоединяются соответственно к усвоенным ими в земной жизни добрым или злым качествам или к ангелам света или к ангелам падшим. Души праведных, разлучившиеся с телами, наслаждаются блаженством на небе в ожидании воскресения тел. По приговору Страшного суда усугубляется блаженство праведников и мучения грешников» (Избранные творения. Аскетические опыты. – М., 2011).
Прот. Григорий Дьяченко: «По смерти для каждого бывает суд Божий и предварительное мздовоздояние. Остаётся ещё длительный период времени, в продолжении которого семя добра, с коим переходят покаявшиеся грешники в вечность, могло бы развиться в них и очистить их от всякой скверны, под благотворным влиянием молитв Церкви.
Молитвы друзей и сродников не могут помочь душе того умершего, который во время земной жизни пороками и нечестием погасил в себе дух Христов, был в душе язычник.
Спасённые и погибающие могут узнать друг друга, хотя общение дружбы не может существовать между ними» (Из области таинственного: простая речь о бытии и свойствах души человеческой как богоподобной сущности. – М., 1994).
В. И. Несмелов: «Кто ожидает своей будущей жизни как своего спасения от погибели, тот увидит во Христе, по смерти своей, только своего Спасителя, и потому он может за гробом относиться к Нему с чувством благоговейного поклонения, может молиться Ему и стремиться к Нему. Кто в своём познании о будущей жизни может ясно увидеть только вечный позор своей прошедшей жизни, тот увидит во Христе только вечного Судию Своего, и потому он не может ожидать откровение будущей жизни без чувства страха и обиды за своё недостоинство. Христианская вера… внесённая в мир может только обличать его во грехе, и о правде, и о суде, и уже никак не согласоваться с языческим обиходом человеческой жизни в мире (2Кор. 6:14-16).
Люди, спасённые Христом, пока будут спасены в надежде (Рим. 8:24), то есть они могут пока только верить в своё спасение, и в этом положении они будут находиться до времени второго пришествия Христа.
Грешники должны будут существовать такой жизнью, сравнительно с которой смерть была бы только желанным благодеянием для них. Они сами признают себя недостойными Божия Царства, сами себя осудят на вечную скорбь и тесноту.
Всякий грех, который может прощён человеку, может быть прощён ему не только в настоящем веке, но и в будущем. Умершие люди могут исправиться не в период своего загробного существования, а только по воскресении своём в вечную жизнь. Значит, поскольку не напрасна была евангельская проповедь Иисуса Христа в аду, умершие люди могут войти в Царство Божие не за дела свои праведные, а исключительно только в силу Божия прощения грехов. Таким путём вступит в Царство Божие всё вообще грешное человечество» (Наука о человеке. – Репр. изд. – СПб., 2000).
Небесный свет покроет тела воскресших праведников. Тела святых, подобно телу Господа на Фаворе, сделаются блистающими.
Сила Духа пребывает и ныне на святых сокровенно, и в воскресение всех прославит, просветит их явно и будет их вечной жизнью. Там святые увидят друг друга в различных славах, каждый, взирая на славу другого, возрадуется.
Каждый в Небесной Церкви украшен славой Духа и укоренён на едином Небе Божества, только особенным образом, подобно звёздам разнообразной светимости.
И геенские наказания нераскаянных грешников имеют свои различия и меры, сообразно степени и виду человеческой греховности (Любомудрие. – М., 2004).
А. И. Сидоров: «Святитель Григорий Нисский говорит: «Праведная душа на том свете в своём стремлении к высшему не останавливается, заимствуя от одного начала другое, причём начало всегда большего, не заканчивается самим собой, потому что желание восходящего не останавливается на том, знание чего уже достигнуто, но душа, по причине нового, ещё большего желания, восходит по порядку к новому и высшему, направляется всегда от высшего к высшему до бесконечности».
Для христианского подвижника с момента смерти начинается новый этап непрерывного диалога личности… с Личностью Творца». (Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 1. Святые отцы в истории Православной Церкви. – М., 2011).
Претерпевший все несчастья, невзгоды и лишения, будучи верен до конца Христу, спасётся; страшливые и неверные не увидят Царства Божия, а пребудут во тьме внешней, не увидят неизречённую красоту нетварного света Божия и Лица Его.
Души тех, кто с радостью отошли ко Господу, будут пребывать в этой радости всегда, и радость эта будет возрастать, потому что ничто земное уже не сможет помешать им пребывать в непрестанной любви, хвале и благодарности ко Господу. По исходе души из тела грешника, желания его удовлетворить невозможно, делать абсолютно нечего – ни есть, ни спать, ни развлекаться, сознание остаётся наедине с памятью человека, дух будет свидетелем всех мыслей, чувств, слов, поступков, а совесть будет судьёй, которого невозможно подкупить и задобрить. И весь ужас злых дел, совершённых по отношению к другим, будет угнетать сознание.
Иеросхимонах Селафиил (Шадрин), клирик Свято-Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря