Паломническая поездка по святым обителям

Паломники Трифонова монастыря посетили святые места Владимирской и Нижегородской митрополий и Яранской епархии. Паломническая поездка состоялась с 17 по 20 августа 2023 года.

Троицкий собор города Яранска

В преддверии обретения мощей вятского святого Матфея Яранского паломники посетили Троицкий собор города Яранска, где помолились святому и подали записки на молебен. В завершении Литургии подошли ко Кресту и взяли благословение у батюшки на предстоящую дорогу.

Вечером мы были в Муроме – городе святых Петра и Февронии.

Муромские святыни

В Спасо-Преображенском мужском монастыре паломники Трифонова монастыря помолились на богослужениях, у иконы Божией Матери «Скоропослушница», приложились к деснице святого Илии Муромца, посетили храм преподобного Сергия Радонежского, где каждый попробовал себя в роли звонаря.

Спасо-Преображенский монастырь – один из древнейших монастырей северо-восточной Руси. По преданию, монастырь расположен на месте первой деревянной церкви Спаса, поставленной святым князем Глебом в начале XI века. В ранних источниках монастырь называли «Спасский, что на бору». В летописи в 1096 году обитель упоминается в связи с осадой города Олегом Святославовичем.

В 1552 году царь Иван Грозный по пути в Казань останавливался в Муроме. Известно, что Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань, то поставит в Муроме храм. Одержав победу, царь слово сдержал. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги, а монастырь наделил вотчинами.

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм.

В XVIII веке монастырь перешёл в разряд заштатных 3-го класса, но был широко известен собранием памятников древней письменности и библиотекой.

В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские Чудотворцы, князь Пётр принял здесь монашеский постриг и скончался, преподобный Серафим Саровский посещал старца Спасской обители Антония Грошовника.

В правление Екатерины Великой был издан Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Спасо-Преображенский монастырь выстоял в эти трудные времена благодаря помощи Божией Матери от Её иконы «Скоропослушница», которую привёз со Святой горы Афон в 1878 году настоятель архимандрит Антоний (Ильенов). С тех пор икона стала главной святыней обители.

После революции монастырь был закрыт. Летом 1925 года монастырские здания по решению Владимирской губернской комиссии были переданы Муромскому музею. Позднее здесь на протяжении нескольких десятков лет находилась воинская часть.

6 июня 1995 года началось восстановление монастырских зданий, а в 1996 году в монастырь вернулась чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», которая сейчас находится в Покровской церкви монастыря. Здесь же установлен мироточивый крест с частицей Животворящего Креста Господня.

В праздник Преображения Господня паломники Трифонова монастыря приняли молитвенное участие в Божественной литургии в Спасо-Преображенском мужском монастыре. 19 августа, в престольный праздник обители, Литургию совершил Преосвященный епископ Муромский и Вязниковский Нил.

По окончании Литургии состоялся крестный ход по монастырю и молебен на освящение плодов нового урожая.

В день праздника паломники прошли с экскурсией по Спасо-Преображенскому монастырю. В монастыре есть часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с купелью, храм в честь иконы «Спорительница хлебов», где продают монастырский хлеб, часовня блаженной Ксении Петербуржской, в которой можно оставить записки о здравии, часовня святого Георгия Победоносца и часовня-костница, где молятся об упокоении. На монастырской территории находится зоопарк, пруд и огород.

Среди чтимых святынь обители, икона Божией Матери «Скоропослушница», привезённая в 1878 году с Афона настоятелем Антонием, образ святого Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона с мощевиком, ковчег с мощевиками Муромских святых, икона преподобного Серафима Саровского, написанная сестрами Дивеевской обители и наперстный крест с частицей его мощей.

Во время экскурсии по городу Муром паломники узнали об истории и святынях Свято-Троицкого монастыря, основаного в 1643 году, и помолились святым Петру и Февронии у их мощей.

В Благовещенском мужском монастыре, построенном по преданию святым благоверным князем Константином, мы молились у раки благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора, Божией Матери у чтимых икон «Иверская», «Знамение» и «Козельщанская», посетили крипту, где покоятся мощи святителя Василия Муромского — «просветителя муромских народов» и преподобного Иулиана (Кочукова) — подвижника XVII века, а также посмотрели экспозицию музея православия.

Посетили паломники и Воскресенский женский монастырь, основанный на месте, где в прежние времена стоял загородный дворец Петра и Февронии. В середине XVII века покровители монастыря братья Черкасовы пожертвовали деньги на возведение в обители двух каменных храмов взамен обветшавших деревянных. Первым построили Воскресенский собор. Спустя год рядом с Воскресенским был выстроен теплый Введенский храм с колокольней.

Как многие монастыри и храмы в Муроме в 1930-х годах храмы Воскресенского монастыря были закрыты и отданы под склады, а монастырское кладбище уничтожили. Если в Спасо-Преображенском мужском монастыре в советский период на месте кладбища был плац воинской части, то в Воскресенском монастыре в 1950-х годах сделали футбольное поле. В храмах в 1970-х годах устроили спортзал и разместили спортивные секции.

20 ноября 1998 года Воскресенский женский монастырь передали Русской Православной Церкви и сделали подворьем Свято-Троицкого монастыря, а 7 марта 2000 года Священный Синод утвердил монастырь как самостоятельный, и началось возрождение обители.

Как рассказала нам сотрудница церковной лавки, игуменья Воскресенского монастыря матушка Елена родом с Вятской земли, а мама сотрудницы во время войны жила у нас в Кирове, вышла замуж и переехала в Муром.

Посещая город Муром, паломники заехали в Карачарово — место, где родился и жил Илья Муромец. Посетили Троицкий храм, в котором в давние времена крестили Илью, искупались в купели и набрали воды в источнике, освящённом в честь святого. Когда-то по школьной программе мы читали о былинном герое Илье Муромце. Сейчас каждый православный человек знает о святом Илье Муромце, что мощи преподобного находятся в Киево-Печерской Лавре, а часть десницы – палец, в Спасо-Преображенском монастыре Мурома. Икону преподобного Ильи Муромца с частицей святых мощей в настоящее время можно увидеть во многих храмах Мурома и России. В городском саду Мурома установлен памятник Илье Муромцу, а в Великую Отечественную в честь него был назван бронепоезд и самолет.

В завершении нашего пребывания в Муроме мы посетили Николо-Набережный храм, построенный в камне в 1714 году священником московского храма Воскресения Христова отцом Дмитрием Христофоровым. Храм закрыли в 1940 году. В советский период здесь размещалась птицефабрика и музей, затем долгие годы храм пустовал и только в 1991 году его вернули Владимирской епархии и отреставрировали. Церковь расположена на высоком берегу реки Оки. Внизу у подножия горы бьёт Никольский родник. По преданию здесь несколько раз являлся Николай Чудотворец.

За несколько дней нашего пребывания в Муроме мы успели не только помолиться на богослужениях и посетить святые места, но и погулять по городу, увидеть водонапорную башню, построенную в 1864 году по инициативе и финансированию городского главы А.В. Ермакова, здание женской гимназии и реального училища, торговые ряды, построенные в XIX веке, а также у нашей группы было время для прогулки по набережной реки Оки. Через Оку в Муроме проложен железнодорожный мост, построенный в 1913 году, но есть и современный вантовый.

Также во время паломнической поездки мы посетили святые места Нижегородской земли: Флорищеву пустынь и Гороховец.

Флорищева пустынь

Флорищева пустынь – это, как сказали наши паломники, райский сад среди соснового бора. Лес простирается здесь на десятки километров вокруг.

В летописи Флорищевой пустыни упоминается, что в давние времена живший здесь бортник Флор многократно слышал в этих лесах странный звон. Позже место назвали Флорищи.

В XVII веке в этом благодатном месте поселился для поста и молитвы старец-схимник Мефодий, которому удалось собрать небольшую монашескую братию.

В марте 1651 года по благословению Патриарха Иосифа и по дозволению государя Алексея Михайловича построили первую деревянную церковь будущего монастыря. Сам старец Мефодий недолго прожил после этого и умер через три года во время эпидемии «морового поветрия».

Продолжил строительство монастыря сподвижник Мефодия иеромонах Иларион, впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский.

Соборный храм Успения Божией Матери был построен в 1681 году, и 30 сентября в присутствии царя Фёдора Алексеевича собор освятил митрополит Смоленский Симон.

Царь Федор Алексеевич приезжал во Флорищеву пустынь в поисках людей истинной веры и чудотворцев, способных помочь ему решить проблемы со слабым здоровьем. Специально для этого случая из Москвы через Вязники и далее через непроходимый лес была проложена дорога к монастырю, которую стали называть царской дорогой.

Реформы Петра I сильно пошатнули благочестивые устои и традиции обители. Наполнилась она отставными и увечными солдатами. На их содержание тратились монастырские доходы. В числе братии Флорищевой пустыни оказался сподвижник Петра видный государственный деятель, князь Борис Алексеевич Голицын. Известно, что в начале 1713 года воспитатель и любимец Петра I князь Голицын был пострижен в монахи во Флорищевой пустыни под именем Боголепа, а затем монах Боголеп делает в пустынь богатые вклады. Для себя на свои средства он построил двухэтажный каменный корпус, который позже назвали Голицынский. После смерти Голицына похоронили около соборного храма, а в здании, где он жил, разместили монастырскую иконописную школу.

К святыням обители до её закрытия в 1923 году принадлежали особо чтимые иконы Божией Матери: Владимирская, написанная в 1464 году иконописцем Иваном Чириным, Успения — список с Киево-Печерской, Цареградская — времён Иллариона, Троеручица — дар Патриарха Никона, а также находившиеся в соборе иконы Вседержителя, Кипрская и другие, написанные царским иконописцем Симоном Ушаковым в XVII веке. Ризница была богата вкладами царя Фёдора Алексеевича и его бояр. В библиотеке хранились ценные рукописи, грамоты и акты XVII и XVIII веков.

Пустынь имела больницу для братии и странноприимный дом. К Флорищевой пустыни был приписан Знаменский монастырь в городе Гороховце. Вход в обитель украшали святые врата, построенные в XVII веке.

1 апреля 1923 года обитель была закрыта и впоследствии, частично разрушена. До 1990 года здесь располагалась воинская часть. В 1992 году во Флорищевой пустыни возобновилась духовная жизни и стали совершать богослужения в надвратной церкви святых апостолов Петра и Павла, которая многие годы являлась приходской церковью поселка Фролищи. По документам храмовый ансамбль Флорищевой пустыни был передан Православной Церкви лишь в 2005 году. В том же году Священный синод Русской Православной Церкви благословил преобразование прихода в Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь. Иеромонах Варнава, а сейчас уже епископ Выксунский и Павловский, с братией и помощниками начали возрождать обитель.

В настоящее время в обители восстановлены братские корпуса и все храмы обители: Троицкий, Петра и Павла, Успенский. Наши паломники обратили внимание, что Успенский собор Флорищевой пустыни по архитектуре очень похож на Свято-Успенский собор Трифонова монастыря.

Между Успенским и Троицким собором стоит красивая колокольня с часами, украшенная старинными изразцами, которая напомнила нам колокольню Зилантового монастыря в Казани. Перед храмами на территории монастыря находится сад с плодовыми деревьями. Некоторые ветви склонились до самой земли от многочисленности яблок и груш. И лишь только старые клёны, как исполины, устремились ввысь к небу. На монастырских аллеях множество цветов, большая часть из которых розы. Уезжать из этого умиротворённого и красивого места паломникам не хотелось, но нас ждали монастыри города Гороховца.

Гороховец — город белокаменных церквей.

На въезде в город всех встречает церковь в честь иконы Божией Матери Казанская, построенная в камне в 1708 году на средства купца Ширяева. Одновременно с храмом была построена и колокольня. В храме находится так много старинных икон, что на стенах нет свободного места. У каждой иконы своя чудесная история, о которой нам рассказала сотрудница храма. Почти все иконы украшены множеством цепочек и колечек в знак благодарности от людей за помощь.

На главной площади города находится Сретенский женский монастырь, основанный в 1658 году по указу патриарха Никона. В 1686 году в обители был построен холодный каменный Сретенский собор, увенчанный пятью куполами.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Адриана в 1703 году построен кирпичный храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Монастырь был упразднен в 1764 году, монахини переведены в Арзамасский монастырь во имя святителя Николая Чудотворца, а с 1870 года приписаны к городскому Благовещенскому собору.

В мае 1922 года из церквей местные власти изъяли церковную утварь и храмовое золото. В 1928 году богослужения в обители прекратились. Через несколько лет храмы были отнесены к памятникам архитектуры охраняемым государством, но несмотря на это, во второй половине XX века в Сергиевской церкви находился магазин, а в келейном корпусе и богадельне проживали горожане.

В 2001 году в Сретенском монастыре состоялось первое богослужение, возобновилась монашеская жизнь. Помолившись у чтимых икон и подав записки, паломники Трифонова монастыря отправились в другую женскую обитель – Знаменский монастырь.

Проходя по понтонному мосту на левый берег реки Клязьма, паломники восхищались живописными видами на старинную часть города со множеством белокаменных церквей.

Знаменский монастырь — это самая древняя обитель в Гороховце, основанная на средства купца Петра Лопухина в 1598 году. Первоначально монастырь был мужским. В 1723 году указом Петра I Знаменский монастырь по причине «малобратственности» был приписан к Флорищевой пустыни и стал её подворьем.

В советский период монастырь пришел в полное запустение и был частично разрушен. Лишь в 1994 году обитель была возвращена Владимиро-Суздальской епархии в качестве скита мужского Троице-Никольского монастыря города Гороховца. В мае 1999 года по распоряжению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия Знаменский скит был преобразован в Знаменский женский монастырь, в обитель приехали первые насельницы и началось возрождение монастыря.

Помолившись в женской обители, паломники отправились в Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь.

Мужская обитель находится на самом высоком месте в городе. Со смотровой площадки нам открылся красивый вид на город и монастыри, в которых мы побывали.

Никольский монастырь был основан в 1643 году, но кем именно — сведений не имеется. Главным строением монастыря является Троицкий собор, построенный в 1689 года. Все остальные строения на территории монастыря прилегают к каменной ограде. В северной части монастыря в 1716 году была построена двухэтажная церковь Иоанна Лествичника. В XVIII веке монастырь был обнесён каменным забором с башнями по углам. Над главными воротами построили Покровский храм, рядом с которым находился корпус с кельями монахов.

Свято-Троице Никольский монастырь закрыли в 1920 году и лишь в 1993 году в обители возобновилась монашеская жизнь.

Светлояр

По дороге домой паломники Трифонова монастыря заехали в местечко Светлояр.

Впервые о граде Китеже стало известно из древней летописи «Китежский летописец». Легенда о граде Китеже гласит, что князем Георгием Всеволодовичем сначала был установлен малый Китеж. В дальнейшем он получил название Городец. Вскоре князь нашёл более подходящее место около озера Светлояр. Здесь и был построен Большой Китеж. Как сказано в «Летописце»: «И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1167), месяца сентября в тридцатый день. И построили храмы во имя Воздвижения Честного Креста Господня, Успения Пресвятой Богородицы и Благовещения».

Процветание города на Руси длилось до нападения хана Батыя. Когда Малый Китеж был взят, один из пленных под тягостью пыток согласился провести вражеские войска через лес в Большой Китеж.

«И когда пришел к городу, напал на него со множеством своих воинов и взял тот город Большой Китеж, что на берегу озера Светлояра, и убил благоверного князя Георгия, месяца февраля в четвертый день. И ушел из города того нечестивый тот царь Батый. И после его ухода взяли мощи благоверного князя Георгия Всеволодовича. И после разорения запустели города те, Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, и Большой, что на берегу озера Светлояра».

По другой легенде, когда татары окружили город, жители Китежа вознесли молитву Богородице о спасении. Она сошла с неба, коснувшись одной ногой камня у главных ворот града, и накинула на город прозрачное небесное покрывало. В этот момент город пропал. На его месте образовался провал почвы, из-под земли ударили ключи, вода затопила все строения. Озеро Светлояр укрыло Китеж от захватчиков. Город как бы опустился вниз. Сверху, как огромный колпак образовались холмы и озеро. И сказано в Летописце, что «невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова».

Прекрасный город Китеж и чистое озеро Светлояр нашли отражение в искусстве. Легенда легла в основу оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», она же стала сюжетом картины Михаила Нестерова «Сказание о невидимом граде Китеже». Легенду о граде Китеже можно прочитать и в романе «В лесах» Павла Мельникова-Печерского и в очерках «В пустынных местах» Владимира Короленко.

Глубина озера Светлояр составляет 36 метров. Исследователи полагают, что водоем является бывшим руслом древней реки и имеет питание от родников, поэтому вода отличается необыкновенной чистотой.

В Светлояр приезжают верующие со всей России. Здесь находится храм в честь Казанской иконы Божией Матери, источник с целебной водой и камень со Стопочкой Богородицы. По традиции в праздник Владимирской иконы Божией Матери и каждую субботу верующие во главе со священством совершают крестный ход от храма вокруг озера.

Помолившись в Казанском храме, паломники прошли крестным ходом несколько километров до источника, а затем по дорожке вокруг озера с пением «Богородице Дево, радуйся…», останавливаясь у Поклонных Крестов. Несмотря на то, что прошли почти десять километров, усталости не ощущалось, была только радость и спокойствие на душе.

Перед отъездом паломники умылись водой из озера, которая была тёплой, как парное молоко, и такой чистой и прозрачной, что было видно песчаное дно и плавающих рыбок. Проходя по берёзовой аллее, паломники выразили желание приехать в это красивое место вновь.

Состоялась ещё одна замечательная поездка, которая дала возможность паломникам Трифонова монастыря и прихожанам приходов Вятской митрополии посетить святые места и познакомиться с историей старинных городов нашей матушки России. Слава Богу за всё!

Фотиния Вотинцева