Паломники приняли участие в Борисоглебском крестном ходе

Паломники Трифонова монастыря и храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии приняли участие в Божественной литургии в храме святых Бориса и Глеба и прошли крестным ходом из Никульчино в Волково. Паломническая поездка была организована паломнической службой Трифонова монастыря.

В воскресный день Божественную литургию в храме святых Бориса и Глеба села Никульчино служил настоятель храма святых Бориса и Глеба и благочинный Слободского благочиния протоиерей Евгений Смирнов. Исповедь принимал клирик Свято-Серафимовского собора города Кирова иерей Андрей Поляков.

В центре храма для поклонения верующих была установлена старинная и чтимая икона святых Бориса и Глеба с житийными клеймами.

По окончании литургии крестный ход из Никульчино отправился в село Волково.

Одновременно и в Троицком храме села Волково состоялась Божественная литургия, которую возглавил настоятель Троицкого храма протоиерей Владимир Орлов. После литургии крестный ход из Троицкого храма села Волково вышел навстречу крестному ходу из храма святых Бориса и Глеба села Никульчино. Встреча двух крестных ходов состоялась и крестоходцы, помолившись на молебне святым Борису и Глебу, во главе со священством отправились в село Волково, чтобы исполнить обет одного из древнейших крестных ходов на Вятке.

История Борисоглебского крестного хода началась в XII веке. Ход совершался в память святых князей Бориса и Глеба покровителей новгородцев. Упоминания об этом записаны в «Повести о стране Вятской», «Сказании о вятчанах», «Летописце старых лет» и других вятских рукописях. Известно, что когда новгородцы из Никулицкого городка переселились в город Хлынов они дали обет ежегодно приносить святой образ Бориса и Глеба из Никулицына и «ходить с ним вокруг города, с честью совершая это празднование, чтобы долгие годы и времена незабываемы были чудеса, случившиеся при поселении их на Вятке». В прежние времена крестный ход начинался в Троицкой церкви села Волково, откуда паломники шли в село Никульчино и далее в город Вятку, где в день Преполовения Пятидесятницы совершалось освящение воды в реке. Крестоходцы несли с собой икону святых князей Бориса и Глеба, а также икону святого великомученика Георгия Победоносца, защищавшего первых вятских жителей от нападений местных племен. На следующий день паломники возвращались в село Волково. При этом многие из них несли с собой стрелы, которые при входе в Троицкую церковь села Волково обменивали на свечи – в знак того, что отныне обещали побеждать врага не силой воинского оружия, а силой христианской любви и молитвы. Описывая завершение этого крестного хода, очевидец писал, что вся эта процессия из сотен людей с зажженными свечами, приближаясь в сумерках к селу Волково, напоминала огненную реку, повсюду были слышны слова молитв и песнопений, лица паломников светились радостью и любовью.

Как и многие другие крестные ходы, Никулицкий ход в конце 1920-х годов был запрещен. Возрожден был в 1995 году по благословению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа и трудами бывшего настоятеля Троицкой церкви села Волково священника Геннадия Кочурова. Крестный ход стал совершаться ежегодно между селами Волково и Никульчино 15 мая, в день перенесения мощей святых князей Бориса и Глеба, и 18 сентября. С 1999 года крестный ход из Волково возглавляет протоиерей Владимир Орлов. В 2001 году в селе Никульчино был возведен деревянный Борисоглебский храм. Затем вернулась традиция осеннего крестного хода, который совершается 18 сентября из Никульчино в Волково.

По пути из села Волково паломники Трифонова монастыря посетили Троицкий храм слободы Макарье, помолились у чтимых икон, после чего зашли почтить память и помолиться об упокоении протоиерея Серафима Исупова, иерея Алексея Борисова и всех, кто похоронен на кладбище рядом с храмом.

Фотиния Вотинцева