Паломники Трифонова монастыря посетили храмы Уржумской и Омутнинской епархии

10 августа 2024 года группа паломников Трифонова монастыря и приходов Вятской митрополии посетила храмы города Нолинска, села Ошеть и поселка Суна.

Паломническая поездка началась с Успенского собора города Нолинска. В праздник иконы Божией Матери «Смоленская» паломники приняли молитвенное участие в Божественной литургии, которую совершил клирик Успенского собора иерей Артемий Сухих в сослужении иерея Олега Халявина.

История каменного Успенского собора начинается в ноябре 1829 года, когда староста Николаевского собора мещанин Меркурий Белянин обратился с прошением к настоятелю  Трифонова монастыря о дозволении строить в Нолинске церковь с колокольней в три яруса. Преосвященный епископ Вятский и Слободской Кирилл (Богословский-Платонов) выдал грамоту на построение каменного храма. Был заключен договор на постройку Успенской церкви с крестьянином из Нижнего Новгорода Артемием Новожиловым. Храм на средства прихожан и пожертвования купечества решили строить в центре города на базарной площади. Руководство строительством поручили местному архитектору Петру Братухину.

В 1831 году каменная кладка церковного здания была закончена. Начались отделочные работы и роспись стен. В 1836 году 26 октября протоиерей Николаевского собора Иоанн Орлов освятил левый придел теплого храма во имя апостолов Петра и Павла, а в 1837 году освятили второй придел в честь преподобного Сергия Радонежского. Главный престол в холодном храме освятили 27 марта 1843 года в честь Успения Божией Матери. В 1845 году была построена колокольня. Колокола отливались на средства прихожан. Вокруг храма установили  железную ограду, изготовленную мастерами из деревни Перевоз. В августе 1846 года, в день Успения Пресвятой Богородицы в храме начались службы. До 1848 года Успенская церковь оставалась приписной к Николаевскому собору, но через год организовался новый приход из жителей города и семи селений, расположенных в округе на расстоянии до 10 верст.

В богоборческое время в 1928 году церковь закрыли. С 1930 по 1941 годы здесь размещался кинотеатр, спортзал, а теплое помещение служило складом зерна. Среди священнослужителей Успенской церкви, пострадавших за веру Христову в годы гонений – священник Николай Степанович Метелев, который был расстрелян в октябре 1918 года, протоиерей Арсений Алексеевич Чистяков, осуждённый особым совещанием при коллегии ОГПУ 3 февраля 1930 года по ст. 58, п. 10 УК РСФСР на 5 лет концлагерей и протоиерей Михаил Иванович Васнецов, осужденный по ст. 58 УК РСФСР на два года тюрьмы.

В августе 1946 года Успенский храм открыли для верующих, но уже в 1960 году закрыли вновь и передали под спортивный зал техникума сельского хозяйства. Почти четверть века богослужений в храме не было. И только после прошения нолинчан власти передали церковь приходу. В 1985 году на колокольне запели колокола. 25 марта 2018 года епископ Уржумский и Омутнинский Леонид освятил Успенский придел.

Посетив во время экскурсии придел Успения Божией Матери, вятские паломники были восхищены храмовыми росписями и прекрасной акустикой в храме. Помолившись у чтимых икон, среди которых икона Божией Матери «Смоленская», наша группа продолжила знакомство с историей города и храмов, народных промыслов  и пищевой промышленности города Нолинска. В краеведческом музее для нас провели интереснейшую экскурсию, а в музее пряника и лимонада мы дегустировали продукцию местных производителей.

Посетили паломники и старинный Николаевский собор, история которого также связана с историей Трифонова монастыря. Храм святителя Николая — это первый храм, построенный в 1653 году монахами Успенского Трифонова монастыря, пришедшими на нолинскую землю. Для храма было выбрано возвышенное сухое место. На холме стали рубить лес, заготавливать бревна. Но, как гласит предание, с наступлением полуночи, бревна скатывались вниз к месту, омываемому рекой Воей. Лошади тащили бревна обратно, но с наступлением темноты все повторялось. Стали замечать недалеко от реки одинокий огонек, то ли свечи, то ли лампадки. Подойдут  поближе, чтобы посмотреть, ветер с реки подует, и нет огонька. А в праздник Пасхи явилась на том месте икона святителя Николая Чудотворца. Строительство начали на месте, указанном Богом, а имя храму дали в честь новоявленной иконы.

В 1705 году архиепископ Вятский и Великопермский Дионисий (Ушаков) дал храмозданную грамоту на строительство новой деревянной церкви в селе Нолях, по причине ветхости существующей.

Со временем построенная деревянная церковь становится тесной, принимают решение строить каменный храм. В 1725 году храм освятили во имя святителя Николая Чудотворца. Теплый придел был пристроен к холодному в 1739 году. В первые годы храм не имел колокольни. Колокола висели на столбах. Лишь в сентябре 1742 года священник Аристарх Сырнев обратился с ходатайством о постройке каменной колокольни. 10 ноября 1742 года по благословению епископа Вятского и Великопермского Вениамина (Сахновского) вышел Указ на постройку каменной колокольни при Никольской церкви, а в 1747 году строительство завершилось. В верхнем ярусе колокольни в 1776 году установили часы, работы куменского диакона Егора Трапицина. Простояла колокольня до 1898 года, затем ее разобрали и построили новую.

Работы по перестройке и переустройству храма продолжались непрерывно, на протяжении многих лет. Указом Консистории от 3 января 1786 года № 14 Никольская церковь становится собором. Этому способствовало перемещение в Нолинск Кукарского Духовного Правления. Первым священником Никольского собора стал протоиерей Иоанн Загарский из кафедрального собора Вятки.

Вокруг церкви святителя Николая в 1795 году была построена ограда из кирпича с железными решетками. В юго-восточном и юго-западном углах стены возвели восьмигранные сторожевые башни, после чего собор стал походить на монастырь. В марте 1797 года в теплом храме устроили второй придел, который освятили 27 марта 1798 года во имя святого пророка Илии, а 4 декабря 1813 года  был освящен левый придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1805 году рядом с храмом в отдельном каменном здании по Указу епископа Вятского и Слободского Гедеона (Ильина-Замацкого) открыли школу для подготовки дьячков и пономарей. Школа существовала до 1825 года, а в 1830 году было открыто Нолинское духовное училище.

Большой пожар в 1823 году уничтожил почти весь город. Пострадал при этом и Никольский собор. В 1834 году собор осмотрел губернский архитектор и дал заключение, что храм близок к разрушению. Лишь в 1859 году помощник вятского архитектора Александр Степанович Андреев составил смету на материалы и работы по переустройству собора. Собор был перестроен и 22 ноября 1869 года торжественно, при большом стечении народа освящен епископом Вятским и Слободским Аполлосом (Беляевым). Храм стал  втрое больше прежнего. Его длина составляла 72 метра, а ширина 28 метров. Иконы в новый иконостас написали московский иконописец Андрей Рогожкин и художник Валерий Брызгалов. Церковь поражала своей красотой. Фасад здания покрывала каменная вязь, фрагменты которой сохранились до сих пор. В обрамлении окон не было повторений. Ярусный тип здания был ярким подтверждением принадлежности архитектуры Нолинского собора стилю вятского барокко.

В начале XX столетия на стене теплого храма на своде вдоль южной стены в алтаре появилась трещина. Южная и юго-восточная части храма стали оседать. С 1912 года стало опасно проводить службы в правом Ильинском приделе. Собрали деньги, чтобы заменить фундамент. Работы закончили в 1913 году.

Дальнейшая судьба Собора связана с политическими преобразованиями в стране.

По постановлению ВЦИК от 16 февраля 1922 года из Николаевского Собора были изъяты главные святыни и ценности. Прихожанам удалось каким-то образом выкупить ковчег со святыми мощами Апостола Андрея Первозванного, священномученников Власия, Харлампия и Василия, великомученика Пантилеймона, мученика Димитрия.
Среди изъятых святынь храма, согласно описи церковного имущества составленной  в 1936 году, иконы святителя Николая Чудотворца и Божией Матери «Казанская», найденная у ключа в деревне Зиминской больной и слабоумной девицей, после чего она исцелилась и привела народ к месту явления образа.
Изъяли из собора икону «Нерукотворного образа Господня», написанную в 1771 году и напрестольное Евангелие 1685 года, времен царствования Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича.

Часть церковной утвари ликвидационная комиссия сожгла, часть сдали в утиль, мебель раздали различным opганизациям, строительные материалы передали райкомхозу.

В утиль попала библиотека собора в количестве 1000 экземпляров, 13 Евангелий и 189 богослужебных книг. 7 мая 1936 года в Кировскую контору Госбанка из  Николаевского собора было отправлено 24 килограмма серебряных предметов церковной утвари.

Собор окончательно закрыли в 1937 году и использовали в различных целях, что привело к окончательному его разрушению. При советской власти здесь размещался Дом культуры, кинотеатр, затем спортивная школа олимпийского резерва, спортзал техникума и школы.
Влажность грунта из-за близости реки и огромная стоимость работ по ремонту послужили причиной разрушения Николаевского собора.

В 2010 году начались работы по восстановлению храма. В настоящее время частично выполнены работы алтарной части собора, где каждый четверг батюшка служит молебен святителю Николаю, а прихожане ежедневно читают Псалтирь. Своими силами верующие благоукрасили территорию вокруг храма: убрали мусор, поставили скамейки, высадили цветы, установили Крест.

Из Нолинска паломники отправились в село Ошеть. Почти 330 лет назад здесь на карте значилась пустошь на речке Ошеть. Эта земля принадлежала Вятскому Трифонову монастырю. В 1690 году монастырь направил сюда дьячка Дмитрия Васнецова. Через два года была построена первая деревянная церковь. К 1742 году приход увеличился, храм стал тесен. Васнецовы написали ходатайство в Трифонов монастырь, чтобы построить каменный храм. Тёплую церковь освятили 19 июля 1753 года во имя Архистратига Михаила.

Прожили Васнецовы в Ошети 250 лет. За это время  в храме построили  два придела и величественную колокольню с теплым переходом, благоустроили Исаакиевский источник, которым крестьяне пользовались и лечили многие болезни. В 1935 году, когда Васнецовы уехали, источник забросили.

В 2012 году  местный житель Леонид Зворыгин и скульптор Н.А. Леденцов поставили часовню, сделали купель, установили памятник священникам рода Васнецовых и крест священномученику Михаилу Тихоницкому, который родился и рос в селе Ошеть.

За долгие годы в Спасской церкви не осталось ни одной иконы в иконостасе. Купольный крест срезали, колокола сбросили. В советский период  в храме хранили минеральные удобрения и зерно местного колхоза, а в алтарной части – цемент. Из-за химии пострадала храмовая роспись, но некоторые фрагменты, а также элементы декора и решетки на окнах, кроме одной, сохранились. Среди икон храма – икона Жен-мироносиц, которая раньше находилась в иконостасе. В наше время в храме появились иконы, привезенные из Санкт-Петербурга, Пятигорска и даже из Египта, а одну из икон прислал из Москвы доктор экономических наук Олег Васильевич Кузнецов, представитель рода Васнецовых в девятом поколении. В начале 2001 года четверо местных жителей решили восстановить храм. 6 декабря 2003 года алтарную часть храма освятили, в храм стал приезжать священник крестить, служить молебны и панихиды. В 2024 году помощь храму оказали «Труднические экспедиции на Вятке».

По пути в Вятку паломники Трифонова монастыря посетили Вознесенский храм в поселке Суна. Церковь называют «одним из девяти чудес Сунского района», наряду с сунским подвесным мостом и Верхнерябовским минеральным источником. Каменная церковь в поселке Суна строилась в период с 1754 по 1830 годы на месте двух стоявших здесь прежде ветхих храмов. В годы советской власти с 1957 года в левой части Вознесенского храма разместился Сунской маслозавод, а остальная часть церкви долгое время стояла заброшенная и разрушалась. Лишь спустя много лет провели реставрационные работы в правой части храма и восстановили  колокольню. В настоящее время Вознесенский храм является действующим, в нем регулярно проходят службы. Белоснежный храм-красавец стоит у дороги на Казанском тракте и каждый желающий может зайти сюда, чтобы помолиться в тишине у старинных храмовых икон.

Наша паломническая поездка по святым местам Уржумской и Омутнинской епархии получилась насыщенной и интересной. Паломники открыли  для себя еще одну новую страницу истории Вятской земли и ее прекрасных храмов.

Фотиния Вотинцева
Паломническая служба Свято-Успенского собора Трифонова монастыря