Паломники Трифонова монастыря посетили святые места Костромской епархии

Паломническая поездка началась с посещения Ильинского храма села Юрьево Котельнического района, что находится на Вятской земле. Паломники помолились перед чудотворным образом Божией Матери «Достойно Есть», присланной в 1863 году из Пантелеимонова монастыря со Святой горы  Афон, и, взяв благословение у настоятеля храма протоиерея Михаила Цепелева, продолжили путь в Кострому.

Кострома — один из городов Золотого Кольца России, расположившихся на обоих берегах Волги.

Основанный в XII веке Юрием Долгоруким как форпост северо-восточных рубежей Руси, город долгие годы не играл значимой роли в истории государства, пока в XVII веке московское боярство не прибыло сюда уговаривать принять престол Михаила Романова, у семьи которого здесь находились родовые земли. С тех пор Кострома знаменита в  первую очередь как родина царской династии, а Ипатьевский монастырь, где происходило венчание Михаила Романова на царствование, называют «колыбелью династии  Романовых».

Как  любой старинный купеческий город России, Кострома славится своими  храмами и монастырями, среди которых Свято-Троицкий Ипатьевский  монастырь, Церковь Воскресения  на Дебре, Знаменский монастырь, Богоявленско-Анастасиин женский монастырь.

В Воскресный день 1 мая паломники помолились на Божественной литургии в храме  Воскресения Христова на Дебре. Почти вся группа исповедалась и причастилась Святых Христовых Таин.

После трапезы посетили  лосеферму. Здесь было интересно  не только детям, но и взрослым. Все с радостью кормили лосей морковью, гладили лесных великанов и фотографировались с ними.

Во время обзорной экскурсии по городу мы познакомились с достопримечательностями Костромы и посетили Ипатьевский монастырь. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь основан в середине XIII века и располагается на месте впадения реки Костромы в Волгу. Именно здесь  в 1613 году происходило избрание Михаила Романова на престол. В Ипатьевском монастыре мы посетили Романовские палаты и усыпальницу Годуновых. В Троицком соборе всех паломников поразили росписи, среди которых картина страшного суда, а также красивый иконостас и удивительное пение праздничного хора монастыря.

Отправившись на обзорную экскурсию по Костроме, вятские паломники узнали много исторических  фактов и увидели достопримечательности города. Архитектура Костромы и сама планировка старой части города- блестящий пример русского градостроительства. Его ярчайшим представителем служит ансамбль Торговых рядов постройки XVII века, сохранившийся до наших дней практически в первоначальном виде.

Одним из символов Костромы является Пожарная каланча, памятник архитектуры эпохи классицизма на Сусанинской площади. Здесь же, на площади, располагается здание Гауптвахты, построеной в 1823-1826 годах по проекту губернского архитектора П.И. Фурсова  на месте прежней деревянной. В течение XIX — начала XX веков здание Гауптвахты использовалось как место пребывания арестованных военнослужащих. Сейчас в здании бывшей Гауптвахты размещается Военно-исторический отдел Костромского музея-заповедника.

В центре города в двухэтажном здании построенном в русском стиле располагается Романовский музей. Задуманное ещё в конце XIX века, это здание изначально строилось под музей, что большая редкость для провинциальных городов  России. На его открытии лично присутствовал Российский император Николай II, т.к. большая часть экспозиции

музея посвящена истории династии Романовых.

В сквере, на месте Костромского кремля, стоит монумент, который первоначально строился как памятник в честь 300-летия дома Романовых с 26-ю скульптурами исторических личностей и  барельефами по кругу постамента, иллюстрирующих  важнейшие события Российской истории. При советской власти большевики установили здесь памятник  своему вождю. Здесь же, на берегу Волги, находится беседка Островского. Сам Островский в ней, разумеется, никогда не был, потому что построена она была только в 1956 году. Беседка Островского знаменита тем, что «снималась» в фильме Никиты Михалкова «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница».

В завершении обзорной экскурсии паломники Трифонова монастыря посетили Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Главная святыня  Богоявленского кафедрального собора — Феодоровская икона Божией Матери. Икона известна  как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии — царя Михаила Фёдоровича. В Богоявленско-Анастасиином женском монастыре вятские паломники помолились на вечернем Богослужении, а также перед чудотворным образом Божией Матери «Феодоровская», и преподобному Никите Костромскому, у его святых мощей, приложились ко Кресту, в котором находятся частицы мощей святых угодников Божиих. С радостью встретила вятских паломников игуменья Иннокентия с сестрами. Вся наша группа получила от матушки Иннокентии в подарок  диски и книги о монастыре.

Вечером  после трапезы все желающие смогли прогуляться по набережной реки Волги и увидеть праздничный салют.

Утром 2 мая паломники снова посетили храм Воскресения Христова. Старинный храм Воскресения на Дебре — единственный сохранившийся  в Костроме посадский храм, построенный в середине XVII века. По преданию, первая церковь  в густых зарослях у  реки, была поставлена младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича – Василием Ярославичем Квашней. Предание также гласит, что здешние места были излюбленными охотничьими угодьями молодого костромского князя. В XV веке здесь стали селиться люди. В начале XVII века на Нижней Дебре  значится шатровая деревянная церковь Воскресения  с приделом святой Екатерины и теплой церковью Косьмы и Дамиана.

Возведению каменного храма предшествовало интересное событие. В середине XVII века костромской купец из Гостиной сотни Кирилл Григорьев среди бочонков краски, поставленных ему из Англии, обнаружил в одном из них золотые монеты. Богобоязненный купец решил  пожертвовать золото на постройку церкви.

Новый каменный храм получился поистине великолепным, смотрится ярко, нарядно и  жизнерадостно. Это высокое пятиглавое здание  с крупными  главками на мощных световых барабанах, стены разделены парными изящными колоннами, а наличники окон украшены кокошниками. Замечательны апсиды храма, расписанные «бриллиантовым рустом». Храм украшен изразцами  и  каменной резьбой  с  изображением  растений, мифических зверей и птиц.

Храм был расписан вскоре после постройки в 1650-1652 годах. Предположительно, росписи были сделаны мастерами артели Василия Запокровского. В  процессе  многочисленных ремонтов фрески были закрашены, их раскрыли заново только в 1960-х годах. Все фрески

восстановить не удалось, но частично старинная роспись видна.

Наиболее интересны росписи Трехсвятительского придела. Они сделаны на 18 лет позже, чем  в основном объеме храма, и их автором является известный мастер Гурий Никитин. В приделе  сохранился старинный пятиярусный  резной иконостас с тончайшей деревянной резьбой и древними иконами. Церковь Воскресения на Дебре известна тем, что в 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, её посещал император Николай II с дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией.

В советское время храм оставался действующим  до 1930-х годов, а после  закрытия  в его стенах устроили зернохранилище. В 1946 году храм вновь открыли, но в здании не было полов, были выломаны иконы из иконостасов, выбиты окна. Постепенно прихожане привели храм в порядок и начались богослужения. В течение всех послевоенных лет церковь Воскресения на Дебре постоянно пытались закрыть, но прихожане и церковные власти сопротивлялись настолько сильно, что храм сделали кафедральным, взамен разрушенного Успенского собора. Здесь долгое время находилась икона Федоровской Божией Матери из Успенского собора. В 1991 году икона была перенесена в отреставрированный собор Богоявленско-Анастасииного монастыря. В настоящее время рядом с Воскресенским храмом находится Знаменский женский монастырь. Игумения Людмила и сестры монастыря очень почитают нашего преподобного Трифона Вятского.

Из Костромы вятские паломники отправились в город Макарьев в Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь. В прежние времена его называли «второй Лаврой». Тысячи паломников приезжали поклониться преподобному Макарию в обитель, основанную им в 1439 году. 90-летним старцем прибыл преподобный Макарий на это святое место с берегов Волги из Желтоводского монастыря. На горе рядом с рекой в 15 верстах от города Унжи преподобный выбрал место для будущей обители и построил деревянную церковь. Рядом с монастырём Макарий ископал источник. После смерти преподобного в 1444 году люди стали приходить к святому гробу его и многие получали исцеление от болезней.

Монастырь особо почитался царским домом Романовых. В 1929 году монашескую обитель закрыли. Долгие годы храмы стояли в запустении и разрухе. Возрождение монастыря началось 3 августа в 1993 году. Первоначально он был возобновлен как женский, а решением Священного Синода  от 15 июля 2016 г. Макариево-Унженский женский монастырь города  Макарьева Костромской епархии был преобразован в мужской монастырь и на должность игумена этого монастыря был назначен игумен  Варфоломей (Коломацкий).

Комплекс монастыря огромен. В ограде насчитывается 5 храмов: Троицкий, Благовещенский, Никольский, Макариевский и Успенский. Макариевский храм — единственный, который  восстановлен для совершения богослужений. В нём находятся мощи преподобного Макария, у раки которого паломники помолились. После храма все отправились  к святому источнику, который находится под горой у стен монастыря.

С любовью и радостью встретили вятских паломников в Макарьевском монастыре. К нам вышел игумен обители отец Варфоломей, с которым паломники Трифонова монастыря смогли побеседовать. Получив  благословение  в  дорогу, мы продолжили путь домой, и  с духовной радостью и душевным умиротворением вернулась на Вятскую землю.

Фотиния Вотинцева