«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). По толкованию святых отцов «небо» – бесплотные ангельские сферы.
Послушаем высказывания духовных писателей о сотворённом мире, о небе и земле.
Во вневременных условиях Бог сотворил ангелов. Свт. Василий Великий: «Служебные ду́хи имеют бытие по воле Отца, приводятся в бытие действием Сына и совершаются в бытие присутствием Духа».
«Небо и земля первого дня творения означают всю вселенную, мир видимый и невидимый, умозрительный и вещественный» (Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. – М., 1992).
Прп. Иоанн Дамаскин: «Бог приводит из небытия в бытие и творит всё без изъятия, как видимое и невидимое, также и человека, составленного из видимого и невидимого. Творит же Он, мысля, и мысль эта, дополняется Словом и завершаемая Духом, становится делом. Творец ангелов создал их по образу Своему бестелесной природой, как бы некоторым духом и невещественным огнём» (Настольная книга священнослужителя. Т. 6).
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3).
Преп. Ефрем Сирин: «Из этого рассеянного повсюду света и огня, сотворённых в первый день, устроено солнце и луна, и звёзды – из этого же первоначального света» (Настольная книга священнослужителя. Т. 6).
Свт. Григорий Богослов: «Пожелав показать всё богатство благости, художническое Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство невидимая и видимая природа, то есть созидает человека, и, взяв тело из уже сотворённого вещества, а от Себя вложив жизнь, творит… разумную душу и образ Божий.
Благость Божия, во-первых, измыслила ангелов… Надлежит признавать их ду́хами, одарённых умственной способностью, или огнём невещественным и бестелесным» (Настольная книга священнослужителя. Т. 6).
Еп. Афинский Дионисий Ареопагит о сущности вещей: «Идеи или образы являются причинами, придающими сущность вещам… ибо ими сверхсущностный Бог предопределил и создал всяческая» (Лосский В. Н. Очерк мистического богословия…).
Преп. Максим Исповедник: «Мир держится своими идеальными связями. Эти связи суть «действия», или энергии Слова. В них Бог касается мира, а мир соприкасается Божеству. Во-первых, это Божественные мысли и произволения. Во-вторых, это прообразы вещей. Так охвачена судьба всех вещей и каждой вещи.
Чувственный мир невеществен в своих качественных основаниях. Он есть некое таинственное «уплотнение» духовного мира. Всё в мире в своих глубинах духовно.
Бытие содержит как бы два мира: духовный, или умопостигаемый, и чувственный, или телесный. Между ними есть строгое и точное соответствие. Чувственный мир не есть проходящий призрак, не есть распад или умаление бытия, но принадлежит к полноте и цельности бытия. Он есть образ духовного мира. Мир един и один. Весь умопостигаемый мир таинственно отображается в чувственном – для тех, кто умеет видеть. Чувственный мир своими основаниями всецело содержится в умопостигаемом. Видимый мир заключается в невидимом в своих силах, и тот мир – в нашем – в образах; связь двух миров неразрывна и неслитна. Мир умопостигаемый находится в чувственном, как душа в теле, а мир чувственный соединён с умопостигаемым, как тело соединено с душой. Оба мира составляют единый мир, как из души и тела составлен человек.
Сама по себе материя есть начало «небытия», но она вся пронизана «духовными словами» (идеями) и целями, и «являемое» хорошо укреплено в «умопостигаемом». Поэтому и весь вещественный мир приобщён и причастен Слову и только через это приобщение он и возникает из небытия. Умопостигаемое бытие существует вне времени, но «в веках», и берёт начало бытия в веках» (Любомудрие. – М., 2003).
Еп. Игнатий Брянчанинов: «Свт. Афанасий Великий говорил, что ду́хи имеют тонкие и лёгкие тела; имея такие тела, быстро переносятся с места на место; называет их бесплотными, живыми, разумными, способными к песнопению, бессмертными.
Всё, кроме бесконечного, вещественно (Сочинения. Слово о смерти. – М., 1991).
Всё, в мире существующее, составляет полноту бытия духа, идей и материи. Не существует материи без идеи, идеи – без материи.
Мир идеальный, невидимый. Невидимая материя.
Идеи как прообразы вещей.
Мнение Платона об идеальном мире: «Единое (Ничто) является источником всего сущего. В этом источнике скрываются идеи вещей, но не только идеи, но и сами вещи в своём становлении.
Идея – функция вещи. В мире идей мыслится своя идеальная, или умственная материя.
Запредельный мир идей, «подлинно сущее», постигается разумом, на долю чувств остаётся видимый мир телесных вещей. Мир идей выполняет функции назначения по отношению к чувственному миру.
Реальное бытие называется существованием, идеальное – сущностью. Идеальное бытие, бытие идеи не имеет пространственно-временного содержания. Это категории ценностей, логические и математические понятия и т. д. Реальное бытие открывает тайну сущего. Единое… соприсуще всему существующему и всему мысленному и сущему, включая жизнь космоса и человеческого ума, являясь основой всего существующего… и недоступно нашему исчислению». (Лесков Л. В. Нелинейная вселенная. – М., 2003).
Лосский Н. О.: «В мире – два слоя бытия: реальное и идеальное бытие. Все отношения, благодаря которым мир есть стройное целое, например, отношение сходства, противоположности, единства и т. п. – суть идеи, так как они образуют форма мира. Это формальные идеи. Кроме формальных идей есть материальные идеи. Таковы все содержания мира, мыслимые нами в общих понятиях» (Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. – М., 1995).
Лосский В. Н.: «Всякая тварная вещь имеет точку соприкосновения с Божеством: это – идея, её «логос», который одновременно есть цель, к которой она устремлена. Идеи содержатся в Логосе, Втором лице Пресвятой Троицы, Который есть первоначало и конечная цель всего тварного» (Лосский В. Н. Очерк мистического богословия…).
Материя и идея нераздельны и неслиянны. Идея тонкоматериальна по своей природе.
Мир мысленный, духовный, невидимый.
Невидимая материя.
Олдак П. Г.: «Аристотель считал, что помимо птиц, животных и других форм жизни, рядом с нами присутствуют некие сущности, не воспринимаемые нашими органами чувств, обладающие более тонким эфирным телом (Теогносеология: Миропостижение в рамках единения науки и веры. – Новосибирск, 1994).
Материальность духов. Телесность духов.
«Дух плоти и костей не имеет» (Лк. 24:39).
Преп. Макарий Великий: «Ангелы имеют образ и вид, также и душа имеет образ и вид внешнего человека в его теле. Ангелы и души хотя и очень тонки по существу своему, однако суть тела. Они – тела тонкие, эфирные, бесплотные».
Отцы признавали самую сущность Ангелов тонкими телами.
Ангел, душа, демон, по собственной природе своей, есть тело, потому что, хотя и утончены они, однако в существе своём, по отличительным своим чертам и по образу, соответственно утончённости своего естества, суть тела тонкие, тогда как наше тело в существе [естестве] своём дебело. Они не имеют нашей грубой вещественности, не подлежат нашим чувствам, называются разумными, мысленными (Свт. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Слово о смерти. – М., 1991).
Об Ангелах Писание говорит, что они знают происходящее на земле, познавая являющееся чувственным не при помощи чувств, но силою и естеством своего богоподобного ума (Любомудрие. – М., 2003).
Преп. Иоанн Дамаскин: «Ангел есть сущность, одарённая умом, всегда движущаяся, обладающая свободной волей, служащая Богу, по благодати получившая для своей природы бессмертие. Бестелесной она называется и невещественной по сравнению с нами, ибо всё, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним ни с чем, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество поистине невещественно и бестелесно.
Ангелы есть, постигаемые только умом, светы, имеют свет от первого безначального Света, не имеют нужды в языке и слухе, но без произносимых слов сообщают друг другу собственные мысли и решения.
Ангелы являются людям не такими, какие они есть, но в изменённом виде, смотря по тому, как могут восприять их видящие» (Настольная книга священнослужителя. Т. 6).
Ду́хи неуязвимы, ни в чём не нуждаются, могут преодолевать вещественные преграды, обитать внутри живых существ и идолов (бесы), внушать мысли человеку, спасать от смерти при угрозе гибели (ангелы).
Ду́хи могут снабжать человека достоверной информацией из прошлого, настоящего, иногда – будущего.
Ду́хи могут быть видимы человеку, внезапно появляться и исчезать, обладать огромной энергией, могут быть осязаемы, то есть – материализоваться.
Ангелы и демоны иногда являются монахам-отшельникам. Ангелов и демонов иногда видят дети. Кошки и собаки также чувствуют присутствие демонов.
Духовный мир – источник истинного знания.
Астафьев Б. А.: «Блаженный Августин указывал о непредсказуемости взаимодействия души с внешним миром. Г. В. Лейбниц считал, что качество разума душе придаёт дух, который способен не только к логическому мышлению, но и способен воспринимать знание из духовных источников» (Основы мироздания. – М., 2002).
Пенроуз Р.: «Новое в науке не выводится логическим путём из старого, а появляется в голове учёного сразу, в готовом виде. По-видимому, в мироздании содержится вся информация о всех явлениях и законах, которые эти явления описывают. В этом состоит акт вдохновения, сопровождающий творческую работу в любой деятельности человека (Шипов Г. И. Теория физического вакуума в популярном изложении. – М., 2002).
Олдак П. Г.: «Откуда во времена каменных и бронзовых орудий пришли обширные и точные знания о мире, какую шифрограмму стремились передать далёким потомкам те, волею которых возведены сооружения-загадки? Здесь видится один ответ: это земные ответы духовного мира, знания, полученные, не путём опыта, а постигнутые в глубоком погружении в бессознательное.
Человек не сам открыл принцип ведения хозяйственной деятельности с помощью орудий труда» (Теогносеология: Миропостижение в рамках единения науки и веры. – Новосибирск, 1994).
Ответ на трудно разрешимый вопрос приходит всегда неожиданно, тогда, когда ум свободен от повседневной работы или житейских забот: после отдыха, прогулки, сна, перед засыпанием, перед тем, как проснуться, иногда – во время сна. Он приходит из духовного мира в виде мысли или образа.
Информационные поля невидимого мира
Из изложенного следует, что природой невидимых существ и сущностей (ангелов и демонов, ду́хов человеческих) является тонкая материя.
Согласно «Теории физического вакуума» российского физика Г. И. Шипова, академика Российской академии естественных наук, основой видимой материи и материальных тел является та же тонкая материя названная в «Теории» торсионными полями, или полями кручения пространства-времени. Эти поля состоят из пространственно-временных вихрей, размеры которых меньше самой малой элементарной частицы материи. Эти элементарные пространственно-временные вихри не переносят энергию, но переносят информацию. Они несут информацию о всей действительности и поэтому называются ещё информационными полями. Передача информации во вселенной происходит мгновенно от вихря к вихрю.
Носителями идей, мыслей, мысле-форм являются первичные торсионные поля. Они являются также основой всех материальных тел: минералов, растений, животных и человека.
Дух человека (в терминологии Г. И. Шипова – ментальное тело) представляет собой «генератор» мыслей и «приёмник» торсионных полей, несущих информацию о том, как устроена действительность.
Каждый орган объектов органического мира имеет свой «торсионный портрет». Заболевание органа начинается с того, что повреждается его торсионная структура, и только через некоторое время происходят изменения в его физическом теле (то есть в плоти).
Все объекты органического и неорганического мира являются источниками вторичных торсионных полей как следствие вращения элементарных частиц, из которых состоит существо или вещь (Шипов Г. И. Теория физического вакуума в популярном изложении. – М., 2002).
Кручение пространства-времени осуществляется, по-видимому, энергией Святого Духа.
Духовное тело человека
«Есть тело душевное [плотское], есть тело и духовное» (1 Кор. 15:44).
«При воскресении мёртвых… восстаёт тело духовное…, мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:51‑53).
«Когда из мёртвых воскреснут… будут как ангелы на небесах» (Мк. 12:25).
Преп. Макарий Великий: «В воскресении все члены становятся просвечиваемыми, все погружены в свет и огонь и преображены; но их собственная природа не перестаёт существовать. Каждый сохраняет свою природу и ипостась, исполненную Духом (Плестед М. Пневматология и новое творение в сочинениях Макария // Дух в творении и новом творении. – М.: ПСТГУ, 2013).
Петров В.: «Ориген именует духовное тело тончайшим и чистейшим. Тела восставших из мёртвых преобразуются в тела ангельские, эфирные, светоносные».
Иоанн Скотт Эриугена считал, что в Раю Создатель одновременно сделал людские души и тела. Эти тела мы должны понимать как небесные и духовные, такие, какие у нас снова появятся после воскресения.
Он различает два тела человека: одно духовное, второе тленное, добавленное после греха. Материальное добавленное тело есть лишь одеяние тела истинного и природного. «Наше истинное тело бессмертно, духовно, природно, невидимо, сущностно. Это первое нетленное тело ныне потаённо хранится в недрах человеческой природы, но в урочный час проявится, когда в него превратится здешнее смертное тело. Истинное тело всегда примыкает к духу и образует с ним одно составное целое. Оно подобно или тождественно тому, каким будем обладать после воскресения». (Иоанн Скотт Эриугена о духовном теле // Православное учение о человеке. – М., 2004).
Свт. Лука Войно-Ясенецкий: «Тело воскресшего Христа было духовным телом. Подобными духовными телами будут и тела всех воскресших людей» (Дух, душа и тело. – М., 2008).
При воскресении мёртвых велением Духа восстанет тело духовное каждого человека [и соединится] с его бессмертным духом» (Любомудрие. – М., 2003).
Весь невидимый мир есть свет. Видимый свет нашего мира по сравнению со светом невидимого мира есть тьма.
Иеросхимонах Селафиил (Шадрин), клирик Свято-Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря