Промысл Божий о человеке и мире
Филарет Московский, митрополит: «Если как-нибудь допущено в мире бедствие, то допущено не иначе, разве как средство Провидения, наказательное и исправительное, а иногда испытательное и совершительное.
Воля Божия в голосе совести и в священных книгах, в слове Церкви и в жизни святых, она в наставлении духовного отца, она во всём, что постигает нас в жизни. Если всеобъемлющее владычество Божие подвергает нас некоторой судьбе, то судьбе премудрой. Если оно по видимому налагает узы, то разве на своеволие и буйство. Если уничтожает, то единственно тех, которые думают быть сами Творцами своего величия, мечтают «взыти выше облак и быть подобны Вышнему» (Ис.14:14). Если же оно и возносит жребий нечестивого, то не иначе разве как возносится жезл, который вскоре поразит некоего виновного, сокрушится и отвержется. Напротив, которые сами ничего не ищут, кроме славы Божества и блага человечества, обретают в покорении себя Промыслу свою надежду и безопасность, в Его власти – основание своего могущества, в Его слове – источник своего величия.
Познавший непостижимую близость Того, Который есть Свет, не даёт никаких собственных предначертаний, но со дня на день более усматривает великий чертёж Провидения, по которому несмотря ни на какие препятствия устрояется его спасение.
Прежде успехи надмевали его, неудачи повергали в уныние, прошедшее терзало раскаянием, настоящее озабочивало, будущее устрашало – теперь и благоприятные события приемлет он с чистой радостью, потому что видит в них милость и дар Божий, и неблагоприятные – с надеждой, потому что усматривает в них обличение своего недостоинства, наставление к смирению, очищение и приготовление к лучшему; раскаяние же не есть огонь, пожирающий душу его, но тихий дождь, её орошающий. Нет для такого человека слишком тяжкой заботы, потому что он всю печаль свою возверг на Господа; нет страха, потому что он живёт под кровом Всемогущего; прошедшее для него не потеряно, настоящее безопасно, будущее – в руках Вечного.
Когда обыкновенным течением земных тленных вещей не вразумляются человеки помнить о смерти… когда грех умножается, тогда… Бог… возвещает о смертном часе гласами громов – событиями грозными, потрясающими, разрушительными.
…Наказываются смертью не младенцы, а их родители, сам же безвинно умирающий ничего не теряет, а приобретает жизнь безопасную и лучшую; смерть невинного младенца от болезни не препятствует сей болезни оставаться общественным наказанием Божиим. И, может быть, сверх того в частности, наказанием или средством душевного возбуждения для тех, которые лишились сего младенца и его будут оплакивать». (Избранные труды, письма, воспоминания. – М., 2003).
Святитель Игнатий Брянчанинов: «Бог управляет миром, и всё, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своём, непостижимого в управлении Своём. Судьбы Божии – всё совершающееся во вселенной. Действием воли Божией сотворены миры видимый и невидимый, сотворён и искуплен человек, совершены и совершаются все события общественные и частные, из которых светит, как солнце с неба, Божия благость, Божие всемогущество, Божия премудрость» (Избранные творения. Аскетические опыты: в 2-х т. – М., 2011).
Фаддей Витовницкий (старец): «Господь решает, какова будет наша жизнь, и мы должны принимать всё из руки Божией. Душа, преданная Богу, ничего не боится – ни угроз, ни врагов. Обо всём, что с ней происходит, она говорит: «Так хотел Господь». Если приходит болезнь, думает, что она ей полезна, иначе Бог не послал бы её» (Мир и радость в Духе Святом: поучения и беседы. – М., 2010).
Андрей Конанос, архимандрит: «Часто у нас не хватает веры в Божий Промысл, и мы думаем, что можем и должны что-то решить, исправить, переделать… Тогда мы впадаем в истерику и говорим: «Если я срочно не сделаю что-нибудь, то он погибнет! Если я не буду кричать на своего ребёнка, то он вырастет пропащим! Если я не буду устраивать скандалы своей жене или своему мужу, ничего не изменится». Мы наивно полагаем, что имеем великую силу, чтобы влиять на людей вокруг нас, что можем что-то сказать и этим изменить своего ребёнка или близкого человека. Нет. Ты не изменишь своего ребёнка! Бог сделает это! Божий Промысел изменит твоего ребёнка.
Нельзя по телефону преследовать дорогого тебе человека, задавая ему каждые десять минут вопросы.
Занимайтесь своими делами, а других оставляйте в покое.
Некоторые хотят изменить других, детей очень быстро. Они хотят немедленных перемен.
Мы не понимаем, чего хочет от нас Бог. Мы не знаем, что хочет Бог от меня лично, ибо того, что Он хочет от меня, Он может не хотеть от тебя. И наоборот, Он хочет от всех одного и того же. Каждый имеет свой путь.
Всё в конечном итоге ведёт к добру. Но нам больно, мы плачем. И воспринимаем всё то, что с нами происходит, как житейские неурядицы. Потому что феномен жизни превосходит наше разумение. Надо довериться Богу. Когда ты рядом с Богом, твои дела не всегда идут хорошо. Ты сталкиваешься с несчастьями, и со скорбями, и с преследованиями, и с болезнями, и с нищетой, и с неудачами – с разными малоприятными вещами. Это правда жизни. Но через неё ты научаешься возмужанию, внутреннему обогащению, смирению.
Даже не думай, что рядом со Христом, любя Господа, ты не будешь подвергаться жизненным испытаниям. Но ты будешь знать, как их преодолевать. И когда на тебя будет надвигаться волна, чтобы накрыть тебя, ты будешь погружаться в смирение, в любовь, в преданность воле Божьей, в полную покорность. Ты покоришься и скажешь: «Господи, я не могу объяснить мою жизнь, но я знаю, что Ты любишь меня». Через боль приходит радость, через мрак испытания приходит свет надежды.
Должно пройти достаточно времени, чтобы ты понял, почему случились некоторые события. И тогда ты почувствуешь в какой-то момент, что для всего существует свой «план», который стоял за болезнью, который скрылся за болезнью твоего родственника, за потерей работы. Для всего есть мудрый «план», которому в простоте сердца стоит довериться. Обычно в таких обстоятельствах, когда происходят непредвиденные события, один сходит с ума, другой ни во что не верит и не знает, что делать в жизни. Но есть выход: предай себя любви, Промыслу и заботе Бога. И тогда всё обернётся к добру.
Научись говорить в своей жизни: «Всё будет хорошо». Подожди и увидишь. Нужно терпение. В конце концов из горького выйдет сладкое.
Всё может случиться. Мы должны быть готовы и открыты ко всему. И принимать, что бы нам ни принёс Господь, с уверенностью, что это всё ради нашего же блага. Всё служит нашему благу.
Научимся чтить дары, которые даёт нам Господь, и быть благодарными. Научимся замечать то, что Бог дал нам, и не роптать из-за того, что нам чего-то не хватает. Сделай из своей жалобы молитву. Что ты можешь изменить в своей жизни, измени. Но если ты видишь, что не получается изменить, прими так, как есть.
Несмотря на крест, боль и слёзы Христос даёт тебе силу взглянуть на вещи иначе – Его глазами. Сам Христос не изменил мира!» (Когда Христос станет для тебя всем. – М., 2015).
Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси: «Когда человек считает, что у него нет никаких особенных грехов, когда он убеждён, что всего добился своими силами, Божественная благодать не может проявить себя в отношении такого человека. Господь отступает от таких людей, и очень часто они теряют всё. И происходит так не потому, что Бог жесток, а потому что такого человека Бог вразумляет, помогает понять простую истину: всё в жизни человека связано с Промыслом Божиим о нём, с Его попущением или помощью людям. Бог дарует нам всё в перспективе вечной жизни, а не в перспективе одной недели, месяца или одного года. Вот почему нам иногда кажется, что Бог не слышит нашей молитвы, не исполняет наших просьб. Господь посылает нам не то, что нам сегодня хочется, а то, что действительно необходимо для спасения.
В этом мире есть только один Хозяин и один Начальник – Господь, а все – лишь исполнители Его послушания. Вне зависимости от того, какое положение мы занимаем, именно Он вручает нам наши должности. Если мы уповаем только на себя, Он отнимает от нас Свою помощь, предоставляет нас самим себе. Если же мы призываем имя Божие, просим Господа помочь нам…, то Он нам помогает, даёт… Свою благодать.
Современному человеку свойственно полагаться на свою собственную силу. Так люди обычно поступают в своей жизни – личной, семейной, государственной. Нам кажется, что только своей силой и можем победить. На самом деле господином происходящего является Господь. Ему подчиняется ход событий» (Патриарший календарь. – М., изд. Московской Патриархии РПЦ, 2019).
Примером проявления Промысла Божия в отношении судьбы Русского государства было нашествие татаро-монголов в XIII в., которое было наказанием Русских князей за междоусобицы ради овладения великокняжеских престолов, средством объединения Русских княжеств в единое государство и отражение нападения западных стран в то же время.
Рассеяние евреев среди средиземноморских народов способствовало распространению единобожия среди идолопоклонников во времена Римской империи дохристианского её существования.
Существование Западной и Восточной Римских империй, расширение границ Российского государства способствовало распространению христианства на огромных пространствах Западной и Восточной Европы, Средиземноморья, Северной Африки, Ближнего Востока, азиатских просторах России. Завоевательные походы, организованные Европейскими мореплавателями в поисках богатств, привели к распространению христианства в обеих Америках, во всех районах Африки, на Филиппинах, в Австралии.
Орудиями Промысла Божия могут являться бесы, гонители веры, еретики, ересиархи, нечестивые императоры и цари, правители, судьи, чиновники, политические деятели, службы безопасности, неблагочестивые люди, ругатели, драчуны, насильники, воры, убийцы, грабители, поджигатели, нищие, сводники, мошенники, блудницы, проститутки, развратники, мужеложники, лесбиянки, взяточники и взяткодатели, раскольники, сектанты, колдуны, смутьяны, зрелища, стихийные бедствия, эпидемии, засухи, безведрие, падёж скота, нападение саранчи, болезни, внезапные смерти, нападения диких зверей, собак, укусы змей, клещей, скорпионов, соблазны мира, антихрист.
Те народы, которых Бог решает вразумить и напомнить им о Себе, Он отдаёт во власть правителей – еретиков, богоотступников, ненавистников Божиих, диктаторов, маньяков, причиняющих неисчислимые бедствия своим народам, может отнять благочестивого царя от неблагочестивого народа, но и милует, меняя неблагочестивых царей на благочестивых.
С помощью орудия Своего Промысла Господь в одних случаях испытывает крепость веры, в других – преданность Ему. Господь вразумляет, призывает в Церковь Свою, изымает души из земного мира в своё для каждого человека время, напоминает о Своём существовании, испытывает верность людей Его заповедям, велениям совести, испытывает богатством, властью, славой, нищетой, бесчестием, рабством.
Орудием Промысла Божия является и наше дневное светило и Его святые ангелы.
Непонимание Промысла Божия приводит к ропоту, унынию, отчаянию, сумасшествиям, самоубийствам, безысходной скорби, разрушающей тело и омрачающей душу, истощение веры в благость Создателя, пробуждает влечение к философским учениям, в результате чего ослабевает чувство богопочитания, благодарности к Нему и охлаждению любви.
Причины недовольства народов, и народных возмущений, и мятежей находятся не в ошибках или неспособности правителей и их жестокости, а в самих людях, неспособности понять, что всё, что случается в мире и в жизни людей, есть Божий Промысел о каждом человеке и о всём человечестве.
Иеросхимонах Селафиил (Шадрин), клирик Свято-Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря