Путь спасения души для вечной жизни

Слово клирика Свято-Успенского собора Трифонова монастыря иеросхимонаха Селафиила (Шадрина) к прихожанам.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В Евангелии от Матфея Христос говорит иудеям: «Всякого, кто слушает слова Мои и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне… (Мф. 7:24); а всякий, кто слушает слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке…» (Мф. 7:26).

Камню, о котором здесь идёт речь, можно уподобить твёрдое основание духовной жизни верующего – веру во спасение его для вечной жизни в Царстве Христа.

По апостолу Павлу, вера состоит в непременном осуществлении ожидаемого и в уверенности в невидимом (Евр. 11:1).

Муж благоразумный знает, что основное свидетельство веры – исполнение заповедей Божиих. Дом в этой притче можно отождествить с той духовной обителью, которая будет принадлежать человеку по его земной кончине; это либо блаженство праведников в Царстве Света, либо ожидание участи кающихся грешников в неких обителях в надежде на милосердие Божие, либо пространство духовной тьмы царствия сатаны, где будет плачь и скрежет зубов нераскаянных грешников.

Участь же или суд, который ожидает каждого, состоит в том, что при переходе из мира видимого в мир духовный в сознании предстают все события человека в его земной жизни, не только события, но и все его дела, деяния, речи, мысли и чувства, все его добрые и злые дела и все его грехи, то есть преступление заповедей и Ветхого и Нового Заветов. От того, каковы были эти слова, мысли, поступки, чувства, зависит и состояние духа. Это могут быть или мир, или отчаяние – от угрызений совести. В этом состоянии дух является свидетелем, а совесть одновременно обвинителем, судьёй и исполнителем наказания. Поэтому муж благоразумный в земной жизни есть тот, кто являясь членом Церкви Христа, главным в земной жизни считает духовную деятельность, то есть преображение души и духа, пользуясь всеми средствами, которые установлены Церковью для этой цели, устоит в этом подвиге.

Почему человек безрассудный построил свой дом на песке и вследствие его неразумия дом его разрушился во время стихийного бедствия? Так произошло потому что человек этот не думал о будущем, проявил беспечность, в том числе в отношении своей духовной жизни, думая совсем о другом – о земном благополучии и развлечениях. Таких верующих у нас большинство, они не думают ни о кончине своей земной жизни, ни о суде, живут так, как придётся. Именно у таких людей духовной обителью после земной кончины будет тьма кромешная, то есть царство сатаны.

Господь создал человека по Своему образу и подобию. Образ Его в нас – это разум, воля и чувства. Подобие Его в человеке – святость. Святость – это совокупность любви, милосердия, смирения, терпения, прощения обид, молитва Богу за того, кто нас обидел, жертва ради ближнего, самоотвержение, умеренность во всём, нестяжание, безропотное несение жизненного креста, послушание, миролюбие, – всё то, что проповедал нам Христос, и не только проповедал, но всей Своей земной жизнью исполнил это.

Бог наделил человека этими двумя качествами – Его образом и подобием Его ради того, чтобы любовь Его к человеку была взаимной, ради духовного общения со Своим детищем в Царстве Своём.

В праздники, посвящаемые Богородице и памяти её чудотворных икон обычно читается часть Евангелия от Луки, в которой рассказано о том, что Христос посетил сестёр Своего друга Лазаря – Марфу и Марию. При этом Марфа стала хлопотать об угощении, а Мария села у ног Иисуса и слушала речь Его. Когда Марфа возмутилась таким поведением Марии, она стала укорять Иисуса за то, что Мария ей не помогает. Иисус же сказал в ответ ей: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк. 10:40-42), то есть это духовное общение сохранится в её памяти.

Иисус назвал слушание Марией Его слов благим достоянием потому, что, если духовное общение с Богом будет в земной жизни, оно будет и в будущей, к чему и предназначен человек, а если его не будет здесь, его не будет и после земной кончины, это состояние будет вечной мукой для души (Мф. 25:46) (мукой в вечности).

Есть в этом чтении Евангелия и такие слова Иисуса: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28). Эти слова значат, что двери Царства Небесного открыты для тех, кто исполняет божественные заповеди, в том числе и главную заповедь, как сказал сам Господь – заповедь о любви.

Обретение любви к Богу и ближнему есть цель духовной жизни христианина. Это состояние духа обретается, как было сказано ранее, по примеру Христа, подвигом самоотвержения, делами милосердия, безропотного несения невзгод, воздержание от проявления страстей душевных и телесных, кроме того, этому способствует внимательная молитва к Богу дома и при храмовом богослужении, со страхом и благоговением перед Создателем и Покровителем нашим, с сознанием благодарности к Нему и собственного недостоинства, призывая милость Божию к нам и Его Божественную благодать, без помощи которой духовный подвиг невозможен.

Благоразумие, о котором шла речь, обретается также регулярным чтением Священного Писания, житий и творений святых отцов Церкви, призыванием имени Божия внимательной Иисусовой молитвой, которая привлекает к молящемуся Божественную благодать, а та вселяет мир и радость в его душу и способствует исполнению заповеди любви к Богу и ближнему.

Аминь.