Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк.10:20)

Слово клирика Свято-Успенского собора Трифонова монастыря иеросхимонаха Селафиила (Шадрина) к прихожанам.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Слова эти сказаны ученикам Его, апостолам, после того, как они вернулись после исполнения Его повеления идти и исцелять больных и возвестить людям о приближении к ним Царства Божия. По-видимому, Господь здесь имел в виду возможность спасения человеков от пребывания в аду, где находились все умершие, и праведники и грешники, и обретения вечной жизни на небесах.

Когда ученики вернулись после исполнения их послушания, они с радостью говорили: «Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоём» (Лк.10:17). Господь говорит им: «Не радуйтесь тому, что бесы вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк.10:20). Далее мы слышали: «В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: Славлю тебя, Отче, Господи неба и земли, что утаил сие [благовестие] от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Лк.10:21).

Младенцами в Священном Писании называются простые, неучёные люди. Поэтому Иисус и набрал из среды народа людей неучёных, сознание которых не обременено грузом иудейской учёности, ибо «не вливают вина молодого в ме́хи ветхие…, но вино молодое вливают в новые ме́хи» (Мф.9:17). Этим «молодым вином» и являлось учение Христа о Царстве Божием, а «новыми ме́хами» – Его ученики. Имена апостолов потому написаны на небесах, что они беспрекословно исполняли волю своего Учителя, а не потому что получили способность исцелять болящих и изгонять бесов из людей.

В прощальной беседе Христа с учениками есть такие слова: «Да радость Моя [радость общения с Отцом] в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин.15:11). И ещё: «Доныне вы ничего не просили во имя Мое: проси́те [по Моём вознесении], и полу́чите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин.16:24).

Мы с вами тоже ученики Христовы, ибо «во Христа крестились и во Христа облеклись» (см. Таинство Крещения), но все мы разные в своём духовном состоянии, разные в степени близости ко Христу, не всех нас объединяет желание общения с Ним через молитву; большинство считает главным спасение души от ада «преисподнейшего», и только немногие стремятся исполнять заповеди Спасителя ради любви к Нему и ближнему, хотя главным в православном христианстве является обретение именно этой главной добродетели: именно она открывает врата Небесного Града.

Совершенная радость, о которой говорит Христос ученикам, это радость духовная, неописуема словами, которая чувствуется верующим во время молитвенного общения с Творцом не только словами, но и духом, и тогда проявляется действие благодати Святого Духа в человеке.

Те, кто идут за Христом, неся безропотно крест своей земной жизни, уже пребывает духом в Царстве Божием.

В Послании к Римлянам апостола Павла сказано: «Ибо Царство Божие [в человеке] не пища и питие, но праведность, мир, и радость в Святом Духе» (Рим.14:17). И к Галатам: «Плод же духа [проникнутого Духом Божиим]: любовь, радость, мир…» (Гал.5:22). И в Послании Филиппийцам Павел снова говорит о радости верующих: «Радуйтесь всегда в Господе, и ещё говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом, — и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп.4:4-8). Это сказано апостолом прямо в наш адрес. И, ставя себя в пример, апостол говорит в своём обращении: «Научился быть довольным тем, что у меня есть» (Флп.4:11), и «Всё могу в укрепляющем меня Христе» (Флп.4:13). Это мы слышали сегодня.

Нет большей радости истинно, а не на словах верующему человеку, чем радость молитвенного общения со Христом не только умом, но и духом, то есть чувствами недостоинства, окаянства, страха будущего суда, но и сыновства, благоговения, благодарности и любви к своему Отцу.

Мир, лежащий во зле, прельщает человека мнимыми ценностями, и спасением христианина от этих соблазнов являются исполнение заповедей Господа нашего, воздержание, кротость, смирение перед волей Божией, довольством тем, что имеем, милосердие, непрестанная молитва, очищение ума от вредных и ненужных помыслов и очищение духа от главных наших врагов – страстей.

Будем трудиться, и Господь поможет нам. Будем «радоваться и веселиться», а не отчаиваться и унывать, «ибо велика наша награда на небесах» (Мф.5:12).

Аминь.