Слово иеромонаха Николая (Белёва) в неделю 20-ю по Пятидесятнице на Литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе
За богослужением 26 октября 2025 года клирик Свято-Успенского кафедрального собора, благочинный Трифонова мужского монастыря, иеромонах Николай (Белёв) обратился к верующим с пастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Дорогие братья и сёстры, всех поздравляем с воскресным днём, с принятием Святых Христовых Таин, кто сподобился Святаго Причащения. Ибо каждый воскресный день – это День Господень, когда мы вспоминаем смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа, исповедуем грехи свои и причащаемся во оставление грехов своих и в жизнь вечную.
Храм Божий – это место особого присутствия Божия на земле. Храм является как бы образом Небесного Царства. И когда мы в нём находимся, если окинем его взглядом, мы увидим, что мы находимся среди святых, среди Господа. Когда мы стоим, мы как бы находимся в церкви, и все святые взирают, и, действительно, храм Божий – это место как бы небесного нашего отечества, то, что нас ожидает, но ещё в таком, как говорится, затуманенном стекле. Но все равно храм Божий это уже как бы некоторое вхождение.
И когда мы приходим в храм Божий, конечно же, мы хотим быть услышаны нашим Богом. И вот мы каждую Литургию слышим, как Господь возглашает: «Господи, спаси благочестивые и услыши ны». Диакон обращается к Богу: «Господи, спаси благочестивые». Предполагается, что в храме Божием стоит церковь земная, благочестивые люди, которые веруют в Господа, приняли Его учение своим сердцем, желают спастись и желают вечно царствовать вместе со Христом, быть с Богом. Это очень важно, и поэтому «услыши нас», потому что мы Твои, Господи, мы пришли к Тебе, мы хотим быть с Тобою и в этой жизни и в следующей жизни. Потому что Ты наш Отец Небесный, Ты наш Спаситель и Искупитель от греха.
«Господи, спаси благочестивые и услыши ны». Услыши нас – это вопль нашего желания, нашего стремления, исходящий из сердца. Знаете, как Господь говорит в Апокалипсисе: «Если бы вы были холодны или горячи, то самое опасное состояние – это теплохладность». Вроде бы, и не то, и не сё. Понимаете? Вроде бы, я верую, но сердце у меня особо не горит. Понимаете? А вы знаете, что когда человек любит, то его сердце горит, помнит, желает. Все, наверное, в своё время пережили чувство любви, может, кто-то и сейчас находится по отношению к кому-то, к супругу, к жене, к детям – он всегда помнит, что любовь это особое состояние. Так вот, наше состояние к Богу должно быть таким же.
И сегодня мы слышали слова Священного Писания, как Господь наш Иисус Христос говорит притчу о сеятеле, знаменитую притчу. Вышел сеятель сеять, и одно семя упало при дороге, и потоптали его, и птицы небесные поклевали его. Другое семя упало на камень, и так как не имело корня, не имело влаги, то быстро засохло. Другое семя упало в терние, значит в сорняки, и оно, хотя взошло, но было заглушено сорняками. Другое семя упало на добрую почву, и взошло, и дало плод одно 30, другое 60, иное во 100 крат.
Это очень глубокая притча. Почему? Потому что всех живущих на земле можно разделить на эти четыре группы, кто есть кто. Мы должны определиться, какая же у нас почва нашего сердца. Первое семечко, которое упало при дороге и которое потоптали – это значит человек услышал Слово Божие, но даже не воспринял сердцем, дьявол сразу его похищает, чтобы погубить этого человека, чтобы он не получил пользу. И человек, видимо, проявляет равнодушие ко своему спасению и Богу.
Второе семя падает при камне, но не имея влаги, быстро засыхает. То есть это такие люди, которые, вроде, и слышат, вроде, и веруют в Бога, и слышат, и радуются, но когда какая-то суета и искушение, они сразу отпадают и забывают вообще. Забывают так, что даже не помнят, что интересно. Таких очень много, на самом деле, очень много вокруг нас.
А третье семя, оно падает, вроде бы, и на почву, вроде бы, и даёт всход, вроде бы, человек в храм начинает ходить, вроде бы, открывает Священное Писание, но богатство, суета мира сего, она постоянно отвлекает, отвлекает, и человек тоже забывает о Боге, о Священном Писании. Это тоже очень большая часть нашего народа.
И четвёртое семя, это которое падает, действительно, в почву нашего сердца, которое жаждет Христа, жаждет спасения, жаждет избавления, жаждет изменения своего сердца, чтобы оно стало достойным Царствия Небесного. И вот именно из этой почвы произрастает уже вот это растение. И именно это семечко приносит плоды одно во сто крат, другое в 60, другое в 30. Но у нас, наверное, хотя бы два, если принесут и то слава Богу. Потому что во сто крат это надо уже быть каким-то апостолом. В шестьдесят – это нужно быть, наверное, хотя бы епископом, чтобы просвещать народ Божий, все своё время жизни проводить в служении.
Дорогие братья и сёстры, нужно Христом, Господом, верой жить, стремиться к Богу, непрестанно день и ночь. Мы просто не вдумываемся, читаем каждый день, слышим Слово Божие. Я удивляюсь, есть правило читать одну главу Евангелия в день и две Апостольских. На самом деле, я никак не могу прочитать, признаюсь вам, потому что ты читаешь одну-две строчки и тебе достаточно. А если ты почитаешь толкования святых отцов, то думаешь: «Господи, какая глубина, сколько размышлений может дать одна притча, одно выражение, одно слово Божие». А когда ты прочитаешь 30 — 40 стихов, у тебя всё уже. И понимаете, как это всё непросто.
Нужно вдумчиво читать Священное Писание. Многие, читая Священное Писание, не могут понять, о чём там речь, о чём вообще. И это, действительно, очень сложно. И нужно очень много молиться, очень много стремиться к Богу, чтобы Господь как бы стал открывать. Потому что Священное Писание, оно открывается Духом Святым человеку, понимаете? Не может его человек просто выучить как таблицу умножения, какие-то физические законы. Ты их знаешь, и ты можешь к ним больше не возвращаться. Священное Писание, оно не такое. Здесь одного разума недостаточно, одного рацио. Здесь нужен ещё и дух, и душа, и сердце наше. И поэтому иногда Господь открывает совершенно особо необразованным и простым сердцем очень глубокие вещи. Раз – и стало понятно. А иногда человек и учится, и учится, и читает, и понять ничего не может. Потому что что-то закрывает у него. Значит его душа не готова или мало подвизается, или она ещё не созрела. Ведь детям не дают изучать то, что изучают в 10, 11 классе или в институте, а дают соответствующую пищу. Так же и в духовной жизни. А здесь возраста нет такого. И если тебе 50, 60 лет – это не значит, что ты старец, ты просто старик, ты не старец, но старцем можно стать и в 30 лет, понимаете, умудрённым опытом духовной жизни, потому что Бог даёт это всё. И поэтому, когда смотришь на старцев, которым, может, 60, 70, 80 лет, что ты в них ищешь? Да, конечно, к возрасту нужно иметь почтение, но ты ищешь есть ли там благодать в глазах, в очах, в действиях, в словах, в поступках, есть ли любовь к Богу этого человека. Если нет – то просто пенсионер. Если ты Христов, если ты жизнь провёл в подвигах, то это уже совсем другой уровень, понимаете? Здесь надо быть поаккуратнее и оказывать достодолжное почтение. Это всё очень важно.
Дорогие братья и сёстры, будем стараться подвизаться, чтобы нам принести, действительно, плод Богу. Потому что Господь наградил человека своим образом и подобием, и ждёт от нас соответствующего движения. Господь дал нам всё, прощение грехов, Господь себя нам дал и ждёт, что мы тоже себя принесём Ему, как и любящие дети отдают достодолжное своим родителям до конца их дней, помнят о них, служат, помогают. Так же и мы, конечно же, должны вести себя по отношению к Богу, и даже ещё больше. Родители от нас не требуют верности абсолютного сердца. Все равно мы человеки, и каждый живёт своей жизнью. А Богу нужно наше сердце, потому что Бог есть Отец всей вселенной, создатель человека.
Дорогие братья и сёстры, будем стараться учиться любить Бога, Его Святую Церковь, потому что каждое слово, которое произнёс Господь, это закон непререкаемый и непреходимый. Если тебе что-то непонятно, попроси самого Бога, чтобы Он тебе открыл эти тайны, понимаете? Потому что так просто тайны Господь не открывает. И Господь сказал: «Не раскидывайте жемчуг перед свиньями». Потому что они обернутся и попрут его, а это Слово Божие. Потому что мир, как вот в этой притче, он очень разный, люди очень разные, и нужно иметь рассуждение кому что говорить. Дай, Бог, нам всем этого рассуждения.
Спаси всех, Господи.