Слово иеромонаха Николая (Белёва) в неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, на Литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе

За воскресным богослужением 30 марта 2025 года клирик Свято-Успенского кафедрального собора, благочинный Трифонова мужского монастыря, иеромонах Николай (Белёв) обратился к верующим с пастырским словом.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Дорогие братья и сёстры, всех поздравляем с воскресным днём. Всех причастников поздравляем с принятием Святых Христовых Таин. Благо есть исповедатися Господеви и пети имени Твоему, Вышний (Пс. 91:2). Благо есть исповедовать Господа своим Богом и воспевать и прославлять имя Божие, потому что имя Божие свято, свят Господь Бог наш. И поэтому, дорогие братья и сёстры, Господь и от нас требует святости: «Будьте святы, ибо свят Господь Бог наш» (1Пет. 1:16, Лев. 11:44). Это некоторое условие пребывания с Богом. Поэтому нашу жизнь, нашу внутреннюю скляницу мы должны тоже освящать, чтобы соединиться со своим Небесным Отцом, с Богом, очищать в таинстве Покаяния, в таинстве Причащения. И всегда очень радостно видеть, как, слава Богу, в воскресный день и в простые дни бывает много причастников, то есть верные Господу приступают к принятию Святых Христовых Таин.
Дорогие братья и сёстры, сегодня мы слышали во Святом Евангелии, как некий человек подошёл ко Господу нашему Иисусу Христу и сказал, что сын мой беснуется, дух немой нападает на него, и он бросается то в огонь, то в воду. И ученики не могли исцелить его. И здесь такая загадка: почему же ученики не могли исцелить? И Господь отвечает, что по неверствию вашему не могли вы изгнать этого духа немого и глухого. И Господь отверзает очи, отверзает его слух, изгоняет духа немого.
Но в чём здесь проблема, почему же по «неверствию вашему»? Потому что что есть истинная вера? Истинная вера – это дар Божий. И нам иногда кажется, что мы действительно верующие люди, но на самом деле кто может подтвердить насколько вы верующий, насколько глубока ваша вера, кто может это оценить? Сам человек никак не может оценить свою веру, глубока ли она, потому что для этого требуется прохождение испытаний. И в преодолении человек как бы подтверждает и ещё дальше очищается, ещё дальше увеличивается в нём вера. Но, на самом деле, всё равно это остаётся проблемой, и проблема эта разрешается очень просто, потому что кому нужно обратиться, чтобы у нас появилась вера? Конечно, к самому Богу, который есть раздаятель различных благ (Лк. 15:12), и Он утверждает добродетели. Поэтому, когда мы чувствуем, что в нас мало веры, что мы колеблемся, конечно же, нужно приступить к Богу и сказать: «Господи, помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Как и этот отец своего сына: «Помоги моему неверию, даруй мне, Господи, укрепи мою веру». И вы увидите, что на такое воззвание Господь обязательно откликнется, потому что вера – это основание жизни человека. Если нет веры, нет ни добродетели, нет ни дерзновения к Богу, нет и шествия путём спасительным. Поэтому, дорогие братья и сёстры, вера – это основание нашей жизни, духовной жизни. И мы не можем без веры подниматься по лестнице добродетелей.
И сегодня, как вы знаете, память великого преподобного отца нашего Иоанна Лествичника, который написал знаменитую книгу Лествицу, Лествица восхождения на небо, где он описывает различные способы борьбы со страстьми и похотьми, где он описывает, как стяжать добродетели. Всем ведь нам известно, что существует восемь смертных грехов, но есть противоположности – восемь добродетелей. То есть как нужно переменять грех, как нужно переменять страсти, избавляться от них и шествовать по пути к Богу. Книга Лествица должна быть настольной книгой христианского подвижника, православного подвижника, кто борется со страстьми и похотьми (кто не борется, может не читать).
Дорогие братья и сёстры, но как эту книгу нужно читать? Многие читали, спрашивая: «Ты читал эту книгу?» – «Да, батюшка, читал эту книгу 5 лет назад». Естественно всё забыл, а это же настольная книга, её нужно читать не так просто, как какой-нибудь роман, а по проблематике, если видишь в себе проблему самого распространённого и у каждого из нас существующего греха, как тщеславия. Как победить тщеславие? И там описывается, как победить тщеславие, как приобрести смиренномудрие. А всех тяжелее как раз является победить мир тщеславия. Почему? Потому что, как говорит Иоанн Лествичник, оно везде. Ты постишься – ты тщеславишься постом, ты не постишься – и этим тщеславишься, ты молишься – везде, где бы ни был человек, он везде найдёт его, этот дух тщеславия. Проповедуешь ли ты с амвона – тщеславие, поёшь – тщеславие, читаешь – тщеславие, стоишь в храме, тоже тщеславишься, своим видом, внешностью, одеждой, голосом, машиной – всем. Везде, если есть страсть тщеславия, везде оно тебя найдёт. Уйдёшь в пустыню в лес, если будешь подвязаться, оно тебя вообще погубит, потому что ты же великий подвижник, и крылышки у тебя вырастут, и упадёшь, больно, больно упадёшь. Поэтому, дорогие братья и сёстры, смирение, конечно, идёт за верой, и после веры, конечно, нужно нам просить терпение, смирение, и, конечно же, любви друг к другу и к Богу, потому что нам нужно также попросить любви к Богу, понимаете? Потому что невозможно полюбить без Божьей помощи Бога.
Что значит полюбить Бога? Если ты полюбишь Бога, ты начнёшь Его понимать. Если ты полюбишь Бога и начнёшь понимать Бога, то начнёшь понимать окружающих тебя людей, сочувствовать, молиться. А если ты не полюбишь Бога, то ничего не поймёшь. Будешь думать, что ты верующий, уже спасённый, может, и спасёшься, конечно, как говорят святые отцы: «Из огня», – как будто из огня вынутый по милости Божией, опалённый вечным огнём.
Дорогие братья и сёстры, сегодня четвёртая неделя Великого Поста. Остаётся уже немного. На следующей неделе у нас четверток Великого канона. Поэтому в среду вечером читается весь канон Андрея Критского. У кого есть возможность, конечно, приходите помолиться, потому что со следующей недели недалеко уже и Пасха, поэтому надо усилить свои подвиги, своё смирение, и по возможности, конечно, посещать Храм Божий, исповедоваться и причащаться.
Всех с праздником! Храни вас всех Господь.