За воскресным богослужением 13 апреля 2025 года клирик Свято-Успенского кафедрального собора, благочинный Трифонова мужского монастыря, иеромонах Николай (Белёв) обратился к верующим с пастырским словом.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Дорогие братья и сёстры, всех поздравляю с праздником входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. И как мы знаем, сегодня мы входим уже в Страстную Седмицу. И сегодняшний праздник неразрывно связан со вчерашним днём, то есть воскрешением Лазаря, потому что, когда Господь Иисус Христос воскресил уже четверодневного Лазаря, который уже смердел, Он совершил это явное чудо, чтобы нас прежде уверить в общем воскресении, что Он действительно есть Господь и Бог. И когда Марфа первая пришла и поклонилась: «Господи, если бы Ты был здесь, брат бы наш не умер». А Он сказал: «Аз есть воскресенье и жизнь». Без Христа нет ни воскресенья, без Христа нет жизни. И поэтому, когда Он совершил это чудо – Лазарь вышел из гроба – совершилось страшное таинство, потому что душа Лазаря, она уже была в аду четыре дня, она вернулась в тело, тело получило исцеление, и праведный Лазарь действительно восстал из мертвых, выполз из гроба. И многие иудеи тогда уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, что это действительно истинный Бог, Мессия, который должен был прийти в мир. И именно тогда, когда священники полагают Его убить, потому что видят, что весь Иерусалим уже идёт за Ним, и полагают убить Лазаря, потому что иудеи приходили, чтобы посмотреть на Лазаря, и когда они видели явное чудо, как здесь не уверуешь.
И вот, как известно, после того, как Господь уже воскрес, Лазарь был вынужден покинуть Иерусалим, Иудею, потому что его хотели убить, потому что он был свидетелем, он был воскрешён из мертвых. И он уехал на остров Кипр и стал там первым епископом. И как говорит святое предание, святой Лазарь, он ведь четыре дня пребыл в аду, он всё это видел, он пережил вот это, и он никогда не смеялся, говорит предание, никогда не смеялся, был очень трезвенным, непрестанно молился и однажды он только улыбнулся, когда увидел, что человек несёт мешок земли, он улыбнулся и сказал: «Земля землю несёт», – человек же взят из земли, в землю и отыдет (Пс. 145:4). И уже на следующий день Господь пошёл в Иерусалим, сел на молодого осляти. И люди подстилали одежду, кричали с пальмовыми ветвями: «Осанна в вышних Богу, благословен грядый во имя Господне». Так встречали только великих пророков и также царей, которые возвращались победителями с поля битвы, когда царь приходил победителем, чтобы не заезжать в город на коне. Он садился на осла, потому что осёл предполагает собой мир, мир несёт. А если воин заходит на коне, то он во всеоружии. Поэтому они входили на ослике, их встречали с пальмовыми ветвями – это знамение победы. У нас на севере, соответственно, вербочка – знамение победы.
Дорогие братья и сёстры, сейчас мы входим уже в Страстную Седмицу и надо знать, что после вот этого торжественного входа, когда люди кричали «Осанна в вышних Богу», как мы знаем, через несколько дней они будут кричать «Распни, распни Его!» И мы знаем, что после того, как Он вошёл в Иерусалим, Он сразу пошёл (это уже будет вспоминаться завтра) в храм Соломона и опять опрокинул продающих, кто продавал, торгующих. И вот эти понедельник, вторник и среда седмицы будут посвящены сильной конфронтации с иудеями, со священниками и с книжниками, поэтому будет читаться Евангелие от Иоанна, в котором особенно обострённо ставится этот вопрос.
Поэтому, дорогие братья и сёстры, сегодня мы празднуем этот великий день. Ведь нам, на самом деле, трудно представить, что Господь, как человек, люди его видели, как человека, но в Нём было нечто величественное, мирное, и великая исходила благодать, исцеление и какой-то необъяснимой радости, предчувствия какого-то небесного блага. Но вот именно это внутреннее какое-то величие в Боге, оно везде прослеживается. Смотрите, как Он спокоен всегда, Он спокойно входит в Иерусалим, садится на ослёнка, весь город Его встречает. Представьте, если бы сейчас Киров вышел встречать Господа, сколько бы было этого народа, радости. Крестный ход только чего значит, а здесь сам Господь. И потом смотрите, как Он предстоит перед Пилатом: Он ничего не говорит, но величие, всё рушится около Него, потому что Он действительно есть истинный Бог, Спаситель, который смирил себя до смерти, смерти же крестной, чтобы спасти род человеческий, всех, кто в Него уверовал, кто принимает спасение.
Поэтому, дорогие братья и сёстры, давайте мы будем, конечно же, не терять это лукавое время, но подвязаться, устремлять дух свой, душу свою к Богу, познавать Бога, открывая Священное Писание, познавать Бога в молитве, потому что Бог познаётся и видится только в чистых сердцах. Где ты увидишь Христа – ты увидишь Его в своём сердце, потому что Бог наполняет вселенную и живёт в сердце человека.
Храни вас всех Бог, с праздником!