Слово иеросхимонаха Селафиила (Шадрина) в субботу 2-й седмицы по Пятидесятнице на Литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе
За богослужением 6 июня 2024 года клирик Свято-Успенского кафедрального собора иеросхимонах Селафиил (Шадрин) обратился к верующим с пастырским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
6 июля празднуется благодарение Божией Матери в честь Её святой иконы Владимирской за избавление Москвы от нашествия хана Золотой Орды Ахмата в 1480 году. Огромные полчища татар тогда подошли к границе Московского княжества. Целый день войска хана и Московского князя Иоанна III Васильевича стояли друг против друга на берегах реки Угры. Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении столицы. Внезапно враги гонимые страхом стали отступать и побежали. Власть Золотой Орды над русской землёй закончилась.
Существует великое множество случаев заступничества Божией Матери за землю русскую, в том числе и в Великую Отечественную войну с Германией в ХХ в. Образ Божией Матери видели на воздухе и наши и немецкие войска в Сталинграде, Кёнигсберге и других местах самых ожесточённых боёв. В нашей победе над врагом во все времена мы обязаны заступничеству Божией Матери за православно верующий русский народ со слезами, смирением и покаянным чувством обращавшийся к Ней за помощью.
Все беды и напасти сваливаются на народы, в том числе и нашествие иноплеменников, по попущению Божию за грехи отступничества от Христа, за попрание веры, за служение сатане. В этом виновны бывают и руководители народов, обуреваемые страстями и даже церковные руководители. Всё это мы знаем ещё из Ветхого Завета и из прошлого Византийской Империи.
Многие, надеясь на милосердие Божией Матери и Её заступничество перед Своим Сыном, обременённые многими грехами, обращаются к Ней за помощью в решении жизненных вопросов, в излечении болезней, в трудных обстоятельствах, и помощи не получают.
Божия Матерь никому никогда не отказывает, потому что Она любит, как и все святые, каждого из нас, верующих христиан. Мы просим чуда, а чуда не происходит, потому что чудо может произойти тогда, когда Господь может простить грешника, но Он прощает тогда, когда грешник просит Его об этом, раскаиваясь в тех злых делах, которые он совершил.
Господь прощает потому, что за право прощать Он заплатил Своей крестной смертью. Но дать или не дать то, что просит у Его Матери или святого грешный человек, решает Он в зависимости от того, что именно он просит, полезно ли это будет ему, своевременна или несвоевременна его просьба. Без воли Божией ни Матерь Его, ни кто-либо из святых чудо совершить не может.
Когда мы непосредственно обращаемся с молитвой к Господу, чтобы Он избавил нас от очередного искушения, которое мы можем потерпеть, но уж очень тягостно бывает нам от него, надо просто смириться, и как только мы сделаем это, искушение прекратится.
Господь дал нам средство для очищения ума и укрепления духа. Дух наш не может руководить душой и телом, потому что он сам болен страстями, проявление которых и влечёт нашу душу ко греху. Поэтому остаётся надеяться на разум, который верующий во Христа почерпает через изучение Священного Писания и Священного Предания, чтения наставлений святых Отцов Церкви. А знание того, чего хочет от нас Создатель поможет нам познавать свою сущность: есть ли у нас добродетели и какие у нас пороки. Если будем давать себе время на познание самого себя, поймём, что грехов у нас больше, чем добрых дел, которые, если разобраться, перемешаны со злом, в частности с тщеславием, желанием поделиться неправедно нажитым богатством, немножко обелить себя в собственных глазах.
Для очищения души от греха существует Таинство Покаяния, а для духовного укрепления – Таинство Причащения Святых Таин. При должном трепетном отношении к этим Таинствам кающийся и причащающийся сподобляются благодати Святого Духа, которая помогает верующему понемножку двигаться по пути просветления духа, души и тела человека.
При подготовке к исповеди грехов, которые мы приносим Господу для того, чтобы Он принял наше покаяние и простил нас, очень важно знать нам, простили ли мы сами всех, кто нас обидел, и примирились ли с теми, кого мы сами обидели. Часто бывает, что человек, которого мы обидели, не хочет нас прощать, потому что сильно уязвлено самолюбие. Значит, чтобы быть чистым перед Господом, надо не только просить прощения, например, по телефону, но надо в этом случае лично встретиться, если это возможно, и даже путём унижения постараться примириться; тогда можно сказать: я сделал всё возможное.
Каждый кающийся должен сознавать, что он будучи членом Церкви, которая есть Тело Христово, своими грехами сквернит это Тело, что вся Церковь страдает от его грехов; это понимание должно понуждать его подходить к подготовке к Таинству покаяния с большим вниманием и сознанием ответственности его перед всей Церковью, а на исповеди каяться со скорбью и осуждением себя, помня о том, что Христос невидимо стоит рядом, что он исповедуются не священнику, а Самому Господу и просит у Него прощения. Если он не примирился с теми, кого обидел, или имеет обиду на кого-то, то священник не может отпустить ему грехи и допустить к таинству Причащения, согласно Евангельским словам Господа.
Будем помнить, что мы своими грехами против Бога, ближних и самих себя распинаем нашего Создателя, причиняем ему великие страдания на Кресте, с которого Он не может сойти до кончины мира.
Цель исповеди для нас – понять, что надо начать новую жизнь, направленную на укрощение страстей духа и души, которые влекут нас ко греху, подчинить этой задаче разум и волю, начать действовать и быть уверенными в том, что Господь поможет нам. А укрощение страстей начнётся тогда, когда мы не будем позволять им проявляться при действии соблазнов путём различения мыслей, которые приходят к нам при этом – от ангелов они или от бесов. Постепенно страсти, которые не удовлетворяются ради любви ко Христу и ближнему, будут умаляться и утихать. Исчезнуть они не могут, но наша задача – обуздать их.
Стать истинным членом Церкви помогает нам благодать Святого Духа, которая обретается не столько подвигами молитвы с утруждением тела, посещением общественного богослужения, Покаянием и Причащением Тела и Крови Христа, но главным образом смирением перед святой волей Божией и делами милосердия в отношении каждого, кто рядом, и к своим близким.
Аминь.