Слово игумена Алипия (Сторожука) в неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, на ранней Литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе
За воскресным богослужением 24 марта 2024 года клирик Свято-Успенского кафедрального собора, насельник Трифонова мужского монастыря, игумен Алипий (Сторожук) обратился к верующим с пастырским словом.
Всех поздравляю с Торжеством Православия в первое воскресение Поста!
В книжке одного батюшки, архимандрита Кирилла, который подвизался в Азии, он говорит про католиков, что они тоже спасутся, но они не будут там, где будут православные. Но Господь нас спросит, как мы выполняли Его слова. Господь нас призывает к любви. Вера – это необходимое условие для человека, но и бесы веруют и трепещут (Иак.2:19), они и постятся строго, но при этом они Бога ненавидят. А нам необходимо помнить к чему нас Господь призывает. И на протяжении 2000 лет, даже уже больше получается, идёт постоянная брань, то есть постоянно враг пытается людей уловить в свои сети, в частности, это всякие ереси, была иконоборческая ересь, когда сжигались иконы, и гностики, которые придавали большое значение знанию. Но для верующего человека, если что-то доказывать, то это, получается, повелительное знание. Этим занимаются протестанты. Вера либо есть, либо её нету, но без веры невозможно спастись.
Вера подразумевает и жизнь по вере. То есть мы знаем, что надо соблюдать Заповеди, а соблюдаем ли мы их? Сейчас идёт пост – соблюдаем ли мы пост или у нас только диета (и-то ослабленная)? Конечно, тут требуется рассуждение, потому что в пост воздержание, прежде всего, это воздержание от всякого греха, борьба с грехами, умерщвление страстей. Каких страстей? Чревоугодия, например, блудная страсть, на первом месте гордыня, стараться не раздражаться.
Как одна женщина говорила: «Если бы я постилась, то я бы раздражалась». Я говорю: «Ну, ты же не постишься» (а она раздражается на всё это). То есть очень важно нам свои грехи перед собой держать, а враг пытается нас развлекать. Как этот же батюшка Кирилл, архимандрит, был секретарём у патриарха Алексия I, ему уполномоченный говорит:
– Сколько наши шайб забросили?
– Шайбы, это которые с гайками?
– Ты что глупый что ли, ты что хоккей не смотришь?
– Так у меня вообще телевизора нет.
– Как! Чтобы был телевизор и мне докладывай сколько каких передач и что там было. Я тебе телевизор сам куплю.
Принёс ему. Он его поставил в комнату, где у него там обычно бесноватые.
– Ночью иду в три часа, горит свет. Захожу. Телевизор работает и на экране бесы пляшут.
Он быстренько в соседнюю комнату за святой водой, заклинательные молитвы прочитал, перекрестил, окропил экран, телевизор взорвался. Дым когда развеялся, он смотрит – телевизор даже в розетку не подключён. Бесы как увидели, что он смотрит, давай прыгать там и кривляться на экране. Он-то переживал, что он уполномоченному скажет, телевизор взорвался, видите как, не включённый.
Сейчас в наше время интернет. Поэтому во время поста время надо уделять молитве, чтению Нового Завета (это основная книга, руководство у нас), святых отцов. Этому мы должны посвящать время.
– Ой, Батюшка, некогда, молиться было некогда, святых отцов – некогда, а что – я новости, такие новости, я всё смотрела.
Зачем нам новости-то? Это что как-то влияет на спасение души? Это отвлекает от молитвы. У человека вместо того, чтобы вникать в слова молитвы, у него серия всяких образов в голове. У нас идёт борьба. Дай, Бог, чтобы нас через это враг не улавливал. Он как морковку перед осликом: «Ты там смотри такая передача, там такие песни будут, тут юморист выступает». А апостол Павел говорит, что из ваших уст не должно исходить сквернословие, смехотворство и пустословие (Еф.5:4). Видите, с чем нам надо ещё бороться, чтобы у нас сквернословия не было – это и мат и другие слова всякие плохие. Их вообще не должно быть хоть постом, хоть не постом. Враг улавливает человека через грехи. Всё ему даёт, только поклонись.
А у нас идёт борьба. Только она у нас плохо идёт, поэтому на исповедь надо, внимательно готовиться (лучше шпаргалку записать). Но исповедь подразумевает исправление. Какой смысл мне каяться, что я ругаюсь, если я исповедался и выругался опять? Требуется исправление, борьба требуется.
И как в песне одной: мы, конечно, против пьянства, но оно ведь против нас. Тоже и враг кого-то на этом улавливает, что тебе тяжело, будет полегче. Ничего подобного, полегче не будет. Как один тут сказал: «Выпил коньяку, купил за 2000, так отравился, что сейчас вообще не пью». Какая радость-то вообще? «Купили в офисе водки – всё, пришлось товарища отпевать» (потому что палёная была). А в пост, водка-то ведь она постная, она разжигает страсти. Сказано: «Вином не упивайтесь, в вине блуд» (Еф.5:18).
То есть у нас идёт борьба на всех направлениях. Но сразу со всеми страстями мы не можем бороться, хотя бы с самыми главными. А сейчас забрали у девушки телефон, она с 17 этажа выпрыгнула. Такая зависимость, понимаете? Ребёнок час сидит в туалете, его выловить не могут, в телефоне. То есть изощряется. А как это помогает человеку? Нет, это человеку не помогает. Это приводит к слабоумию – это заключение европейской комиссии за 2011 год – агрессивности и онкологии. Что онкологии не будет, в заключении европейской комиссии говорится, мы вам не гарантируем. Поэтому на западе полчаса в сутки. Всё, там максимум час. А для спасения вообще это даже опасно.
Укрепи всех, Господь.