Слово игумена Алипия (Сторожука) в неделю 10-ю по Пятидесятнице на ранней Литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе

За воскресным богослужением 1 сентября 2024 года клирик Свято-Успенского кафедрального собора, насельник Трифонова мужского монастыря, игумен Алипий (Сторожук) обратился к верующим с пастырским словом.

Всех поздравляю с праздником воскресного дня. В воскресенье мы всегда вспоминаем воскресение Господа. «Христос воскресе, радость моя», – так приветствовал батюшка Серафим всех. Он ещё и в ножки кланялся тем, кто приходил. Каждый человек – образ Божий.

По грехам Господь попускает, что нечистые духи входят в человека. Сегодня в Евангельском повествовании слышим о том, как Господа просили, чтобы Он изгнал беса из одержимого молодого человека. Апостолы потом спрашивали: «Почему мы не могли его выгнать?» Господь сказал: «За неверствие ваше». То есть всё делается по вере. И как Господь говорит: «Скажешь горе сдвинься отсюда туда и она сдвинется» (Мф. 17:20). И ещё добавил, что сей род изгоняется только постом и молитвой. Бесы они тоже постничают, они ду́хи. Они человека «накачивают» через помыслы (помыслы эти ложью являются) и запугивание. Кто-то считает, что это высший разум, но это падшие ду́хи. Бесы не молятся, они верят в Бога и трепещут. Если бы они покаялись, то они превратились бы обратно в светлых ангелов, но гордыня такая, что они покаяться не могут. Человек покаяться может. Нам дай, Бог, каяться в своих грехах, не залёживаться, 1000 раз упали, 1000 раз встаём.

Всю жизнь у нас идёт борьба с грехом. Земная жизнь – это полигон, место испытаний, место проверки. Вся жизнь, каждый день, каждая минута – это проверка нас на нашу веру. Какие мы? Как мы поступаем в такой ситуации или в такой, нет ли у нас гордыни, эгоизма и других грехов? У нас постоянно идёт брань. Серафим Саровский брал обет молчания, в затвор уходил, пребывал в уединении и в молитве, ни с кем не разговаривал. Питался отваром сныти. Но не сразу, а сначала утончал своё тело через пост.

Симеон Псково-Печерский говорил, что надо читать каждый день три канона, которые мы читаем ко Причастию. Он говорил: «К сожалению, у нас (в Псково-Печерском монастыре, где он жил) только человек 10 читает эти каноны каждый день». И когда его спросили: «Батюшка, как спастись?» Он ответил: «Надо читать Писание, потому что если мы не углубляемся в изучение Писания, много разных ересей, заблуждений возникает».

Необходимо нам каяться в своих грехах, стараться никого не осуждать. А чтобы не осуждать, надо перед собой свои грехи держать и их оплакивать. И помнить, как отец Иоанн Кронштадтский говорил: «Все святые, я первый грешник». И кто не осуждает ближних, уже среди спасённых. Вот и нам дай, Бог, стараться никого не осуждать и стараться не слушать тех, кто осуждает, потому что мы тоже согрешаем таким образом, что является соучастием в осуждении.

Господь в последнее время нас призывает ко спасению скорбями, болезнями. Комфортных свойств у спасения нет никаких. Спасение только через Крест и через Голгофу. То есть если мы Христовы суть, то плоть со страстьми и похотьми должны распинать (Гал. 5:24). Ну, а мы что делаем? Ублажаем.

Дай, Бог, нам решимости бороться с грехами. Без решимости подвижки не будет. Исповедь не должна быть формальной. Просим у Господа помощи. Дай, Бог, нам за всё благодарить Господа, молиться. Как сказано, непрестанно молитесь и за всё Бога благодарите (1Фес. 5:17-18).