Слово игумена Алипия (Сторожука) в Неделю 12-ю по Пятидесятнице на ранней Литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе

За воскресным богослужением 4 сентября 2022 года клирик Свято-Успенского кафедрального собора, насельник Трифонова мужского монастыря, игумен Алипий (Сторожук) обратился к верующим с пастырским словом.

Всех поздравляю с праздником воскресного дня!

Дай Бог всем укрепления. Хочу напомнить, что, когда мы готовимся к причастию, требуется подготовка (см. документ одобренный на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви в 2015 году «Об участии верных в Евхаристии»). Она состоит из поста: для здорового это неделя, для больного три дня, для тяжело больного человека день поста, не считая дня причастия. Если человек при смерти, человек не постничает, причащается даже если покушал. Утром приходим натощак, то есть там если только таблетку запить разрешается. То есть ни воду, ни чай, ни кофе – ничего не пьём, натощак. Вечером обязательно быть на службе, ну, может быть, только кроме тех, кто еле-еле ходит (обычно такие дома причащаются). Читаются каноны Покаянный, Матери Божией, Ангелу Хранителю, Последование ко святому причащению. Обязательно на исповедь надо выбираться. Ну, это как минимум вот такой.

Сегодня в Евангельском повествовании (Мф. 19:16-26) мы слышим о юноше, который старался жить по заповедем, и спросил Господа, что ему вот надо ещё, чего он ещё не сделал. И Господь сказал, что всё раздай и иди за Мной. И тот очень возскорбел, потому что у него очень много богатств. И Господь говорит, что легче верблюду войти в иглиное ушко, чем богатому в Царство Небесное.

И часто человек в жизни гоняется за деньгами, и есть даже такая религия, готорая называется капитализм – это служение богатству, мамоне, то есть в погоне за деньгами, то есть деньги являются целью и богом. Человек гонится, чтобы больше было. То есть не ради чего-то, а просто сами по себе. А Господь говорит не можете служить Богу и мамоне одновременно (Мф. 6:24), или-или. И видите как в жизни бывает, что мы гонимся за одним, хотим покушать послаще, повкуснее, а «блажени, – написано, – алчущии» (Мф. 5:6). Любим посмеяться, а написано «блажени плачущии» (Мф. 5:4), а «горе вам смеющимся ныне» (Лк. 6:25), горе вам, пресыщенные. «Богатый едва ли в Царство Небесное войдёт» написано (Мф. 19:23), а мы за богатством гоняемся, то есть не за тем, к чему призывает нас Господь. Господь нас призывает к любви, которая долготерпит, заботится о ближних, не ищет своего (1Кор. 13:4-7). То есть эти свойства, которые есть у смирения, которые нам необходимо иметь в себе, потому что без любви даже и вера не имеет смысла.

Тут один молодой мужчина пришёл, 42 года:

– Хочу креститься.

Я говорю:

– В Бога веруете?

– Ни в Бога, ни в партию.

А я говорю:

– А как же вы креститься собираетесь?

– Жена просит.

Ну, я говорю:

– Без веры же нельзя креститься, ну, это же профанация будет, как, если ты не веришь, как креститься?

– А, ну, понял.

Так что дай Бог, чтоб у нас была и вера, и любовь, и старание. Но поскольку мы плохо стараемся, часто спотыкаемся, то чаще выбираться на исповедь, получше за собой следить, почаще вычащать свою душу. А то бывает, что человек ходит в душ каждый день и не по разу ещё, а на исповедь там очень редко. Некоторые даже один раз в несколько лет выбираются. Повнимательнее надо быть и блюсти свою душу. Следить за собой: как мы реагируем на слова, и дела, и поступки ближних. Что в нас, какие действия. То есть мы часто обвиняем ближних, что вот они такие-сякие, к нам грубо относятся, поэтому у нас к ним и такое осуждение и недовольство. Хотя причина совсем в другом заключается. Причина недовольства в гордости заключается, то есть опять же, а гордость – это противоположное свойство смирения, а смирение и любовь имеют одинаковые качества, а гордость, соответственно, видите как, там и ненависть к ней относится, это недовольствоваться всеми. А воля Божия – всегда радоваться, непрестанно молиться, за всё Бога благодарить (1Фес.5:16-18).