Слово игумена Алипия (Сторожука) в неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, на ранней Литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе
За воскресным богослужением 12 мая 2024 года клирик Свято-Успенского кафедрального собора, насельник Трифонова мужского монастыря, игумен Алипий (Сторожук) обратился к верующим с пастырским словом.
Христос воскресе!
Сегодня в Евангельском повествовании слышим, как ученики сказали апостолу Фоме, что видели воскресшего Господа. А его не было, он говорит: «Не поверю пока я не увижу и не вложу руку в язвы гвоздиные». И когда Господь явился, и был среди них Фома, Господь говорит: «Вложи персты своя в ребра моя, в раны моя и будь верным, а не неверным». И Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Причём в греческом тексте стоит определённый артикль, то есть Бог с большой буквы, то есть Фома исповедовал Его Господом.
Дай, Бог, нам иметь твёрдую веру. А вера наша должна выражаться в делах, в выполнении заповедей Божиих, которые Господь нас призывает выполнять. Если мы их не выполняем, то какие же мы верующие тогда? Действительно, часто мы гоняемся, совсем не затем, что нам нужно для спасения. Для спасения нам нужно покаяние, молитва и дела добрые, которые делаются во славу Божию. Через них мы приобретаем благодать Духа Святаго. И если у нас какие-то испытания в жизни, и мы их преодолеваем, то получаем ещё большую благодать.
А что особенное делаем, если мы благодетельствуем тем, кто нам благодетельствует? А как Иоанн Златоуст (скоро у нас будет Радоница, 14-го числа, это уже во вторник будет), он говорит: «На поминки надо приглашать нищих и вдовиц, которые вас отблагодарить не могут». И поминовение усопших происходит не ястием и питием, а молитвой. Ястие, пища разная – это просто знак благодарности. То есть если мы чего-то съели, то никакого поминовения не было.
Очень важно нам молиться за усопших. Но помните, что на проскомидии, когда мы подаём записки, важно поминать тех, кто был воцерковлён, кто исповедовался, ходил в храм, причащался. Бывает человек крещёный, а говорит, чтобы его не поминали, что он в Бога не верит. Это, понимаете как, получается суд и осуждение. Вынимают частичку, чтобы Господь очистил его от грехов, а человек говорит: «Я не хочу бороться с грехами, мне так нравится».
Так что очень важно, чтобы мы старались жить по заповедям Божиим. А старания наши выражаются в действиях. На молитву себя надо понуждать. Господь говорит, что нудится Царство Небесное, и кто себя понуждает его приобретает. Без понуждения себя мы никуда продвинуться не сможем. А чтобы было понуждение, необходимо иметь решимость бороться с грехами. Если нету решимости, то как же человек будет бороться с грехами? Всеми силами стараться, когда покаялся, этого больше не допускать. После причастия стараться поменьше разговаривать. А в разговорах что у нас бывает? Новости. А в новостях что у нас бывает? Осуждение. Тут и клевета, что-то услышали, а толком не знаем. Без новостей можно прожить, для нашего спасения этого не требуется.
А что нам надо? Стараться лучше про себя молиться. Причём не просто так языком произносить слова молитвы, но чтобы как-то в это вникать. А-то, бывает, человек произносит слова молитвы, а мыслями далеко. Человек стоит в храме, а мыслями на рынке, где угодно… Это может быть даже посещение больного – то есть, а я где нахожусь-то? То есть в данном случае это будет житейский помысл.
На службе помыслы должны быть покаянные: какой я грешный, все молятся, а я стою как пень-пнём, ничего не понимаю, и уже уплыл куда-то, уже заснул. Так и на молитве, человек встал на молитву и не помнит то ли он утренние читал, то ли вечерние, что-то читал. Сам не помнит где и кончил. Требуется внимание в нашей духовной жизни. Необходима нам решимость бороться с грехами. Вроде бы нам надо то, надо сё, а когда помрёшь, ничего этого, оказывается, не надо.
Дорогие мои, дай, Бог, нам эту решимость иметь. Слава Богу, что вы сегодня выбрались в храм Божий в эти пасхальные дни. Всем помощи Божией.
Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе!