Слово игумена Алипия (Сторожука) в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, на ранней Литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе

За воскресным богослужением 7 июля 2024 года клирик Свято-Успенского кафедрального собора, насельник Трифонова мужского монастыря, игумен Алипий (Сторожук) обратился к верующим с пастырским словом.

Сегодня во 2-е воскресение по Святой Троице, по Пятидесятнице, у нас память Всех Русских святых. И все, кто имеет имена в честь русских святых, сегодня именинники. Они и в то воскресение были именинники, там Всех святых было, у них ещё свой день именин.

Святые угодники Божии, которые подвизались на Руси, если мы берём их жития: Сергий Радонежский брал самую худшую одежду, Чаши были деревянные, облачения холщёвыми, души были золотые. А мы сейчас все золотые, и Чаши у нас золотые, а души у нас такие гнилые. Как яблоко сверху бывает спелое, а внутри бывает гнилое. Читая про Киево-Печерских святых Антония и Феодосия, они подвизались в безмолвии, в молитве. К ним там стала собираться братия. Основное свойство, которое определяет святых, это любовь к ближним. А Господь говорит, что кто хочет быть большим да будет всем рабом (Мк. 10:44). Старим всем будет – должен всем послужить. Должны об этом помнить стараться. То есть основное свойство должно быть любовь.

А свойство лукавого – злоба – это отсутствие любви, это гордыня. И враг пытается всех в свои сети уловить. То есть не просто так сказано, что невозможно поклоняться Богу и маммоне (Мф. 6:24), что или Богу служишь или деньгам. Самое главное помнить что говорит нам Господь, чтобы мы стремились ко Господу, чтобы мы не прилеплялись к земле или ближним не прилеплялись, и ни к чему временному не прилеплялись, потому что оно временно. А враг нас пытается уловить в свои сети: поклонись мне, дам тебе все сокровища земные, дам тебе власть (Мф. 4:8-9). Пытается дать всё земное, преходящее, основанное на гордыни.

Человек, который служит маммоне, он гоняется за этим, у него жизнь в погоне проходит. А стороной проходит главное – главное это стяжание Духа Святаго. Чтобы стяжать Дух Святой, мы должны не должны ни к чему прилепляться. Потому что если мы к чему-то прилепляемся – то, к чему мы прилепляемся, удаляет нас от Бога.

Господь есть Бог ревнитель (Наум. 1:2). И мы должны ревновать о том, чтобы нам пребывать в любви к ближним и ко Господу. На сколько мы пребываем в любви к ближнему и ко Господу это видно из нашей жизни. Если человек говорит, что он любит математику, а с утра до вечера ездит на велосипеде, то видно какую математику он любит. Если человек говорит, что любит Бога, а сам гоняется за деньгами, то видно что он любит.

Старец архимандрит Зосима (Захария) в Лавре говорил: «Раздай деньги, покайся». Один всё раздал, потом после смерти явился батюшке и говорит: «Там у меня где-то закатился пятак, найди, отдай нищему». А другой, которого он тоже призывал к покаянию, тот не исполнил, говорит: «Справляйся, иначе сойдёшь с ума», – с ума сошёл, видите как. Поэтому не нужно ни к чему и ни к кому в этой жизни прилепляться. Только ко Господу. Потому что мы уйдём, всё оставим. После нас всё соберут и выбросят на помойку. Никому это ничего не нужно.

Мы гоняемся, нам кажется, что это важно, что вот и то и то нам надо, и всё нам надо. Один умер, очнулся, говорит: «Сколько время?» Ему ответили: «А тебе сколько надо?» «А мне всё надо», – и он умер. Жизнь наша быстропроходящая.

Дай, Бог, нам послужить ближним, чтоб рядом с нами было всем хорошо. Я – последняя буква алфавита. А у нас всё наоборот, что у меня права, я хочу, я буду, я не буду. А это уже называется эгоизм. Ни к чему хорошему это не приводит.

Поэтому дай, Бог, нам помощи Божией. У нас остаётся всего-то до конца поста несколько дней. В пятницу уже праздник Петра и Павла. Он, правда, на пятницу попадает, день постный получается (разрешена рыба). Совсем немного времени.

А мы всё собираемся начать поститься. Хорошо, если мы быстренько собрались и как-то настроились. А бывает и пост прошёл, а человек всё собирается. Так и жизнь бывает: человек всё собирается, что будет исправляться с завтрашнего дня. А завтрашний день не в нашем распоряжении, исправляться надо сегодня. «В эту ночь, безумец, у тебя заберут все сокровища, кому ты всё это оставил, душу у тебя заберут» (Лк. 12:16-21).

Поэтому дай, Бог, нам гоняться за Господом. Как это делается? Через молитву. Вот на Афоне там, читаем, они старались и стараются пребывать в молитве, то есть они малословные, они читают Иисусову молитву. Читаем про батюшку Иоанна Кронштадтского, он пребывал в Кронштаде, в Санкт-Петербурге. Там тысячи людей, каждый день по 3, по 5 тысяч людей причащалось. Это представляете сколько часов надо, чтобы 3 тысячи человек причастить? Когда 100 человек причащается уже тяжело. Там, конечно, несколько батюшек было и Чаши приготовлены. Он тоже пребывал в молитве, то есть его ничто от этого не отвлекало.

У нас сейчас столько всяких приманок: телефон, гаджеты. Человек туда залезает, и его оттуда никак не выудишь. Возникает зависимость не меньше, чем от наркотиков. А пребывать нам надо в молитве. Что человек в телефоне смотрит, молитвы что ли? Нет, всё подряд смотрит. Поэтому наше дело стараться молиться, стараться каяться. Как говорил Иоанн Креститель: «Покайтесь» (Мф. 3:1-2). И Господь говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). То есть Господь нас призывает к покаянию, а мы откладываем всё на потом. Как в Грузии приходят грузины в храм, по пачке свечей берут, поставляют на все подсвечники и уходят. Батюшка говорит: «Помолиться надо». Они отвечают: «Батюшка, ты молись, а нам некогда, нам деньги надо зарабатывать. Вот так вся жизнь и пролетает.