Слово игумена Алипия (Сторожука) в неделю 3-ю по Пятидесятнице на ранней Литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе

За воскресным богослужением 14 июля 2024 года клирик Свято-Успенского кафедрального собора, насельник Трифонова мужского монастыря, игумен Алипий (Сторожук) обратился к верующим с пастырским словом.
Всех поздравляю с праздником воскресного дня. Господь нас призывает к тому, чтобы мы всё упование возлагали на Него и не служили бы двум господам, невозможно служить двум господам: или об одном больше радеть будешь, а о другом меньше или наоборот. Как птицы небесные – они не жнут и не собирают, всё им Господь посылает.
Дай, Бог, и нам об этом помнить и не прилепляться ни к чему на этой земле. Потому что, когда мы прилепляемся, то, если мы расстаёмся с каким-то предметом одушевлённым или неодушевлённым, человек, бывает, расстраивается. Поэтому прилепляться нужно ко Господу. То есть Господь на первом месте у нас. И для того, чтобы нам прилепляться ко Господу, нам нужно постоянно читать Новый Завет для укрепления, потому что там нам даются все основные указания как нам жить, чтобы спастись. Господь призывает нас к покаянию, без которого невозможно человеку спастись, и говорит ученикам своим, что кто не причащается Тела и Крови не наследует жизни вечной (Ин. 6:53).
Поэтому мы ходим в храм. В храм нужно ходить в воскресение всегда. Воскресная служба у нас начинается в субботу. Если человек не работает, то в субботу вечером мы должны быть в храме. Бывает исповедь, обычно общая исповедь начинается с четырёх часов, потом индивидуальная, которая продолжается в конце службы. В будни исповедь бывает с утра. Стараться не опаздывать на службу. К исповеди надо готовиться.
Если пишем записки, то, конечно, требуется нам тоже помнить, что в записках не пишется сокращение, например, «о.» Василий – как читать сокращение отрок Василий или отец Василий? Пишется, например, иерей или протоиерей, иеромонах или игумен, архимандрит. Если отрок, то «отр.» пишется. А тут записка попалась о упокоении Божией Матери, Иисуса Христа. Понимаете как, человек не в теме вообще находится. О упокоении мы молимся о своих усопших родственниках, чтобы Господь простил им согрешения. А Господь же Иисус Христос у нас безгрешен. К Нему молимся как раз и к Божией Матери молимся, чтобы по её молитвам Господь принял наши молитвы. Это всё важно помнить.
Когда пишем записки, то стараемся писать понятно. Иногда бывает несколько вариантов прочтения. До 3-х, 4-х и даже 5-и вариантов прочтения. Вот одна надпись, а прочитать можно по-разному. Там такие каракули можно по-разному их прочитать. Тут как-то спрашивал у диакона: «Что тут написано, хрения?» Он отвечает: «Батюшка, ну, вместо х надо к, а вместо р надо с». Если буквы поменять, то будет Ксения. Требуется внимание.
И когда идём на исповедь, тоже требуется от нас внимание, а лучше написать шпаргалку. А то приходит человек: «Во всём грешен». Но ведь человек не может быть во всём грешен. Надо конкретно: «Ну, в следующий раз напиши, что грабил магазины, насиловал». Так говорит: «Нету у меня таких грехов». А говорил во всём. Всё конкретно записывается, только в лаконичной форме.
На исповеди мы не обозначаем ближних, дальних. Недовольство, ропот называется, относится к гордости. Мы не указываем с кем у нас там что было. В исповеди только свои грехи указываем. На кого, на чего – это не указывается. Каемся в своих грехах. Мы не можем покаяться за предков или за родственников, за начальство, за подчинённых. Мы каемся в своих грехах, это очень важно.
Каемся с 7 лет. Вот молодой человек тут пришёл на причастие, ему 7 лет, не исповедовался, причащать нельзя. Хорошо, что он успел и батюшка его причастил. Не забывайте, что с 7 лет они у нас уже большие, они у нас уже постятся, уже ходят вечером на службу, уже молятся побольше. Уже они отроки или отроковицы с 7 лет, до 7 лет – младенцы.
Очень важно нам об этом помнить. Вся жизни у нас из мелочей состоит. Даже если у нас огород: в субботу в первой половине дня пожалуйста, а вечером должны быть на службе. Если мы болеем, чихаем, у нас температура, конечно, сиди дома. Бывает и так, что человек говорит: «Я хочу причаститься, у меня температура, у меня 38, но у меня ковида нет», – и чего? 38 – всё равно ведь надо лечиться. И в воскресенье должны быть на службе. В воскресенье вечером у нас уже служба понедельника. То есть в воскресенье вечером уже можно и потрудиться, пожалуйста, если вы хотите. А воскресенье у нас как называется – неделя, не-де-лай. У евреев это суббота, они отмечают. У мусульман – пятница, шаббат у них – «шабаш», отдых переводится. Там даже если на машине поедешь в квартале камнями закидают. Лифт на каждом этаже останавливается, автоматика – нельзя даже кнопки нажимать, это работой считается. Если ты 3 финика взял – это не работа, а если 4, то работа. Фарисейство уже такое.
Конечно, если там человеку надо помочь и нет возможности помочь в другой день, то и в воскресенье помогаем. Любовь превыше всего. Господь исцелял в субботу (Мф. 12:9-14). Любовь превыше всего. Также как и превыше поста. Спиридон Тримифунтский салом в Великий пост кормил, не было у него ничего больше. И сам ел и гостей угощал. В Великий пост и вообще постом стараемся следить за собой. Опять же надо помнить, что если человек в больнице находится, в армии, в тюрьме – там что дают, то и кушают.
Дай, Бог, нам дар рассуждения. Самое главное, к чему нас призывает Господь – это любовь. Апостол говорит, что без неё, без любви, нет смысла в нашей жизни (1Кор. 13:1-13). Если мы всё раздадим другим, если мы будем всё знать, а любви не имеем, имеем всю веру и творим чудеса – не имеет значения. Любовь – самое главное.
Если нет любви в наших действиях, то мы Богу угодить не можем. Апостол поясняет дальше что это такое, что мы должны иметь: долготерпение, милосердствовать, не раздражаться, не искать своего, не гордиться, не превозноситься – это свойства любви. Вот и нам дай, Бог, всё это иметь.
Если кто-то провинился, помнить нам важно слово Апостола: «Вразумляйте таковых в духе кротости» (Гал. 6:1), – то есть без раздражения. Если у нас раздражение, например, есть купель, туда залезешь, там в воде сидишь, 4 градуса, а наружу выходишь – теплее кажется. Остыть надо сперва.
Всё надо делать с любовью. Не так, чтобы человека уничтожить и потом о нём говорить, что он был в плохом состоянии и поэтому на меня «наехал» (родители, например, ещё кто-то). Поэтому очень важно это состояние сохранять, мирное состояние души. Когда мы его теряем, мы благодать теряем. Без раздражения, без многословия, в котором мы часто осуждаем. А если не осуждаем, то мы среди спасённых. Поэтому святые старались помалкивать, старались в молитве пребывать. Иоанн Кронштадтский, находясь в Санкт-Петербурге, в Кронштадте, пребывал в Иисусовой молитве, спал 2 – 3 часа в сутки. Столько народа, а он пребывал в молитве.
Дай, Бог, нам быть внимательными, исправлять себя стараться, выбираться на исповедь, стараемся, чтобы плоды покаяния были. Плоды покаяния – это исправление. И не оттягиваем, что я потом исповедуюсь, что я успею, вот на пенсию выйду и храм поближе будет. Бывает, что человек прямо рядом живёт и в храм не ходит. А в чём Господь застанет, в том и судить будет. Поэтому мы стараемся не откладывать с исповедью, если идём в храм, всегда можно исповедаться.