Слово игумена Алипия (Сторожука) в неделю 35-ю по Пятидесятнице на ранней Литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе

За воскресным богослужением 4 февраля 2024 года клирик Свято-Успенского кафедрального собора, насельник Трифонова мужского монастыря, игумен Алипий (Сторожук) обратился к верующим с пастырским словом.

Всех поздравляю с праздником воскресного дня, всем помощи Божией! В этот день мы вспоминаем новомучеников и исповедников Российских. В Евангельском чтении мы сегодня слышим об исцелении слепого, который говорит Господу: «Если хочешь, можешь меня исцелить». Господь сказал: «Хочу», – и он исцелился. То есть по вере видите как бывает?

В XIX веке было сильное отступление от веры, особенно среди интеллигенции, если в Англии элита была приближена к корням английским, а, скажем, матросики были далеко от этого, то у нас наоборот, интеллигенция была далеко от корней Российских, а простой народ был ближе к корням. А корни какие у нас? В основе православие было. В начальных школах изучали церковнославянский язык, а уже дальше в школе изучали русский язык (современный). В переписи 1897 года, если ты говоришь и пишешь по-церковнославянски, ты безграмотен, учитывался только русский язык. Хотя говорят, что в советское время у нас грамотность появилась и образование. К 1979-му году ещё 11% безграмотных было. А Крупская жаловалась в 27-м году на XV съезде ВКП(б), что среди новобранцев намного упала грамотность, то есть, если до Революции было 75% грамотности среди новобранцев, а тут – резко упала.

Грамотность часто человека уводит от Бога и в XIX веке вот такое отступление было. Если во времена Суворова (XVIII век) – 75 сражений и ни одного поражения, все причащаются, и идут в бой, и одерживают победу, то уже в XIX веке икону во время Русско-Турецкой войны посылают в Крым, командующий неверующий, икону куда-то сдвинули, ни молебнов, ничего. Император спрашивает: «Где икона?» Её отправили на северный фланг и там как раз одержали победу, только на северном фланге.

В 1905 году Порт-Артурская икона была отправлена (специально в Киеве была написана) в Порт-Артур, тоже её куда-то в чулан там спрятали, её там даже и оставили, и никакой молитвы не было.

То есть по мере отступления человека знания, звания, богатства человека надмевают. А гордый человек: «Я сам, я всё сам знаю, мне Бог не нужен», – но видите какие последствия?

В наше время мы тоже живём, когда увеличилось увлечение оккультными знаниями, магией, язычеством, куда человека только не сносит, а Господь нас призывает к кротости и смирению, а тут: «Всё я сам, я, я, я…» Всё вот это ублажает гордыню человеческую, а гордым Бог противится (Иак.4:6). Чтоб нам преуспеть, нам надо выполнять то, что говорит Господь, чтобы научиться от Него кротости, чтоб не раздражаться, и смирению, смиренным даётся благодать. Конечно, когда это касается лично нас, какие-то обстоятельства, мы должны смиряться. Когда касается ближних, то нужно заступаться.

Дай, Бог, чтобы у нас не охладевала вера, чтобы мы в вере пребывали, всё возможно верующему (Мк.9:23). Как было спрошено: «Господи, а кто же может спастись?» – «Человеку это невозможно, Богу всё возможно» (Мф.19:26). Поэтому мы и обращаемся с покаянием ко Господу как первые грешники. Как Иоанн Кронштадский говорил: «Все святые, я первый грешник». И нам должно вот это покаянное состояние в себе держать. Бывает, что человек приходит и говорит, что я достоин, я готовился, я безгрешен… Что значит достоин?! Мы все приступаем к Чаше, осознавая своё недостоинство, со смирением, с кротостью.

Удаление от Господа приводит к тому, что от человека отходит любовь. А вместо любви занимает злоба, ненависть. Вот сегодня мы поминаем новомучеников, их огромное количество. Людей убивали свои же русские люди, было великое зверство, то есть люди были одержимы вот этой гордыней, злобой и попущено было то, что столько людей было уничтожено, миллионы людей было уничтожено, миллионы.

Дай, Бог, нам стараться, чтобы мы пребывали в любви, имели долготерпение, милосердие, не раздражались, не гордились. Как апостол Павел говорит о свойствах любви (1Кор.13:4-7). И старались каяться в своих грехах, потому что в наше время мы спасаемся терпением всех находящих испытаний. К сожалению, часто мы их не терпим, поэтому надо каяться в грехах. Не подвигами даже спасаемся, а терпением всех находящих испытаний, перенесением их с благодарением. К сожалению, мы ропщем, недовольство, возмущение, поэтому в раю, не просто так сказано, много покаявшихся грешников. Вот дай, Бог, чтобы как разбойник: «Боже, милостив буди мне грешному». И свои грехи всегда перед собой держать, а за ближних помолиться.

Храни, Господь!