Слово игумена Алипия (Сторожука) в неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, на ранней Литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе

За воскресным богослужением 14 апреля 2024 года клирик Свято-Успенского кафедрального собора, насельник Трифонова мужского монастыря, игумен Алипий (Сторожук) обратился к верующим с пастырским словом.

Всех поздравляю с праздником воскресного дня. Уже прошло четыре седмицы Великого поста. Остаётся только три седмицы, они тоже очень быстро пролетят. Дай, Бог, нам использовать это время с пользой для души.

Сегодня в Евангельском повествовании слышим о том, как ко Господу привели отрока, который был одержим нечистым духом. Немой и глухой он был. И бес его ввергал то в огонь, то в воду, хотел погубить. Отец этого отрока просил помощи у апостолов, но они сказали, что не могут, обращайся ко Господу. Господь спросил Его: «Веруешь ли?» Он говорит: «Верую, Господи, помоги моему неверию». И изгнал нечистого духа и запретил ему возвращаться в болящего. А апостолы Его спрашивали: «Почему мы не смогли изгнать нечистого духа?» Господь сказал, что сей род изгоняется постом и молитвой.

Тут очень важный момент вера, без веры Господь в своём отечестве мало кого исцелял, потому что не веровали. И по вере отца исцелил сына. И ещё один важный момент, что постом и молитвой сей род изгоняется. Батюшка Адриан, который не так давно подвизался в Псково-Печерском монастыре, он прекратил отчитывать бесноватых. Почему? После отчитки человек расслабленный, не старается. Изгнали одного беса, приходит большее количество и ещё больше человека мучают (Мф. 12:43-45). Почему они входят? По нерадению. Мы забываем иногда перекреститься, даже куда-то садишься положено всё вокруг себя осенять крестным знамением. Батюшка Кукша беса загнал в стакан с водой, говорит: «Пока святой водой не покропите будет смердеть этот стакан». Пищу крестим не просто так. Не просто так детей благословляем, дорогу благословляем. Всё делаем с благословением: себя осеняем крестом, дорогу, детей, чтобы Господь всегда был с нами. И стараемся пребывать в молитве.

Враг имеет над человеком власть, когда человек грешит. Поэтому от нас требуется бороться с грехами, просить у Господа прощения и помощи и стараться приносить плоды покаяния. «Если нет любви к ближним, делать, – как Амвросий Оптинский говорит, – дела любви без любви». Дела любви – это забота о ближнем. Как сказано в Евангелии от Матфея, что как хотите, чтобы к вам люди относились, так и вы к ним относитесь и в этом весь закон и все пророки (Мф. 7:12). И очень просто, если мы не любим того, кого видим, ближних, как можно любить Господа? Особенно, конечно, если человек нам делает какие-то неприятности, пакости, требуется к нему относиться с любовью. Когда соборование происходит такое там чтение как раз последнее, послание к Фессалоникийцам, не отвечайте злом за зло, всё испытывайте, доброго держитесь (1Фес. 5:15, 21-22). Поэтому дай, Бог, нам иметь доброе сердце.

Поскольку мы много согрешаем, стараться не затягивать с исповедью, выбираться на исповедь, каяться в своих грехах с решимостью исправиться. Как батюшка Серафим Саровский говорит, что нет исправления, потому что нет решимости. Одна знакомая женщина 30 лет курила и сейчас года 3 не курит, пачку помяла и всё, и не курит больше. А у нас как говорят: «Я покурю и бросаю, покурю и бросаю». Видите как, нету решимости, зависимость. А зависимость от чего-либо – мы уже являемся рабами этой страсти курения и прочее. То есть ничто не должно довлеть над нами. «Всё мне позволительно, – апостол Павел говорит, – но не всё полезно» (1Кор. 6:12). Кушать можно? Можно. А что грех? Объедение. И так всё остальное. То есть ко всему важно с рассуждением подходить.

Дай, Бог, нам подготовиться, сейчас уже скоро будет, пара недель и уже Вербное воскресение, потом Страстная седмица и Пасха, оглянуться не успеешь. Поэтому не затягивайте на потом. Как некоторые говорят: «Потом, храм поближе построят, – построили поближе, – ну, на пенсию выйду, – вышел на пенсию, – вот дел у меня много сейчас, скоро у меня огород, надо рассаду сажать», – всё дела какие-то, работа. А человек пришёл домой, сел на стул, 45 лет, всё сердце отказало, всё и нету человека, не успел он покаяться. В чём Господь застанет, в том и будем, поэтому не откладывайте.

Потом в субботу мы должны обязательно быть на вечерней службе и в Воскресение на литургии. Если человек болеет, тогда, конечно, или ухаживает за больным, конечно, бывает и график такой, что нет возможности, не попадает на субботу и воскресение. А если человек дома, всё оставляем, себя за шкирку берём и тащим. Если начинаешь оправдываться, что устал, то под зад просто даёшь самому себе и вперёд, как Мюнхгаузен себя за шкирку и вперёд на службу.

Как один пришёл на молебен Николаю Чудотворцу: «Ой, чего-то мне так плохо, может, мне домой пойти». Только помолился: «Чего-то мне полегче стало». Видите как, помолился – полегче стало. Вот и нам дай, Бог, не забывать об этом. Себя надо ну́дить на всякое доброе дело и на молитву и на службу – Царство Небесное ну́дится (Мф. 11:12). И ну́ждницы (тот, кто себя заставляет) его восхищают. Без понуждения никак ничего не получается. Осёл никак не хочет шевелиться, надо ему морковку впереди, чтобы он за ней бежал.

Так что дай, Бог, нам не расслабляться, не охать, не ахать, всё, вперёд, перекрестился, улыбнулся и вперёд. А то человек палец порезал – я мученик, всё, не могу, истекаю кровью. Как один молодой человек в бане холодной водой облился и говорит: «Я мученик». Но мученик – это тот, кто за Христа страдает, а не просто так.

Всем помощи Божией.