Слово протоиерея Александра Балыбердина в неделю 20-ю по Пятидесятнице на поздней Литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе

22 октября 2023 года со словом проповеди обратился к верующим ключарь Свято-Успенского собора протоиерей Александр Балыбердин.

Однажды митрополита Антония Сурожского спросили, как он пришёл в Церковь, и владыка вспомнил о том, как 16-летним юношей он впервые открыл Евангелие от Марка, начал читать и вдруг почувствовал, что по другую сторону стола стоит Христос. «Это было настолько разительное чувство, — рассказывал владыка Антоний, — что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я долго смотрел; я ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было то же самое яркое сознание, что тут стоит Христос, несомненно». Именно это ощущение близости Христа со временем привело его в Церковь.

Почему я об этом говорю? Потому что бывает так. Пригласят священника домой, чтобы освятить квартиру. Приедешь и попросишь принести иконы. Принесут иконы матушки Матроны, Николая Чудотворца или целителя Пантелеимона. Говоришь: «Хорошо, что они у вас есть, но для водосвятного молебна нужна икона Христа. Можете принести?» Хозяева теряются, начинают метаться по квартире, вспоминать, что и где у них стоит, и в итоге, в лучшем случае, принесут икону Божией Матери с Богомладенцем, а, бывает, что не принесут никакой. Не задумываясь над тем, почему называются христианами, а иконы Христа у них нет? И, если мечтают о вечной жизни, то она никак не связана с Христом и Его Благой вестью.

Между тем, сегодняшнее Евангелие именно об этом. По сути Христос открывает тайну нашего спасения, тайну вечной жизни, о которой, обращаясь к Богу Отцу, говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).
О том, как понимать эти слова, сказано и написано немало. В том числе это означает, что мало ходить в церковь только для того, чтобы услышать красивые песнопения, узнать нечто интересное, проявить верность старинным обычаям и традициям, навестить старых знакомых или познакомиться с новыми людьми. Все это хорошо, и тем не менее есть нечто большее, ради чего Церковь создана, и ради чего мы в неё приходим — это познание истинного Бога и посланного Им Спасителя мира. А для этого надо встретиться со Христом, ощутить Его присутствие, услышать Его Благую весть, пойти за Ним. Как пошли за Ним апостолы, или как это произошло в жизни митрополита Антония.

Если приглядеться, именно на это направлена вся церковная жизнь. Начиная со слов, которыми начинается богослужение «Придите, поклонимся и припадем Христу», до звучащего в конце службы отпуста «Христос истинный Бог наш». В центре её — Христос. Ему мы исповедуемся, Его Тела и Крови причащаемся, Ему стараемся подражать. Благодаря чему, собственно, и называемся «христианами», как когда-то подражали Христу святитель Николай, праведная Матрона и другие святые. Но как подражать Тому, Кого ты не знаешь? Чьей иконы у тебя нет? Чьё Евангелие ты не читаешь? Кто тебе не интересен? Что же тогда делает нас христианами да еще «православными», то есть правильно славящими Бога?
Конечно, жизнь непроста, полна дел и забот. Как дом, в котором есть множество комнат и, в какую не загляни, всегда найдётся, чем заняться. Только Церковь — это не просто одна из комнат, в которую мы время от времени, по необходимости заглядываем. Церковь — основание, фундамент, на котором дом стоит, и главный, краеугольный камень в нём — Христос.

Поэтому, давайте, постараемся поставить в центр нашей жизни Христа, Его Евангелие, Его слова, Его дела, Его жизнь. Подобно тому как крестик с Его изображением мы носим у самого сердца. С Ним будем стремиться соединиться и Его искать — в молитве и крестном ходе, культуре и образовании, общественной и семейной жизни, в том, как следует отнестись к тем или иным событиям. По старой доброй поговорке, давайте «поведёмся» со Христом, и тогда мы «наберёмся» у Него той вечной жизни, о которой Он сказал в сегодняшнем Евангелии, и о которой мы все мечтаем.