«Стояние Марии Египетской» в 2022 году совершится в понедельник вечером 4 апреля

Вечером 4 апреля 2022 года совершается Утреня с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского («стояние Марии Египетской»).

4 апреля – понедельник пятой Седмицы Великого поста. В 17.00 в Свято-Успенском кафедральном соборе города Кирова совершается Утреня с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского (переносится со среды 6 апреля).

В этом году Мариино стояние переносится на вечер 4 апреля, т.е. на понедельник пятой седмицы Великого поста. Если праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает с четвергом 5-й седмицы Великого поста, то чтение Великого покаянного канона («стояние Марии Египетской»)  переносятся на богослужение Утрени вторника той же седмицы, т.е. на вечер понедельника.

Почему служба называется «Мариино стояние»

Это именование не уставное, а скорее народное. По сути же богослужение – не что иное, как утреня, посвященная памяти прп. Марии Египетской, которая будет совершаться также следующим днем.

Кроме того, памяти преподобной посвящены еще два дня: 14 апреля; пятый воскресный день Великого Поста.

Именование «стояние» указывает на то, что люди принимают на себя труд молиться за длительной службой, предполагающей внутреннюю собранность, а также внешнюю сосредоточенность: все время богослужения действительно принято стоять.

История службы

Ее практика – достаточно древняя, однако, не восходит к первым векам Церкви, а возникла несколько позже. Прп. Мария скончалась 14 апреля 524 г., а ее житие было записано свт. Софронием, Патриархом Иерусалимским, к VII в. В конце VII в. свт. Андреем Критским создан покаянный канон.

Считается, что служба, на которой совмещаются чтение Канона и жития святой, возникла после VI Вселенского Собора, с конца VII в.

Что читается

За службой полностью прочитываются:

Великий Покаянный Канон, написанный прп. Андреем Критским; если на первой седмице Четыредесятницы он читается частями, за вечерней службой с понедельника по четверг, то теперь единственный раз в году его можно услышать полностью;

житие прп. Марии; согласно Уставу, по частям, что позволяет верующим глубже вникнуть в отдельные эпизоды жизни святой.

Коротко о Марии Египетской

Подробности ее жизни хорошо известны из рассказа самой же святой. Согласно житию, которое записал со слов иноков одной из обителей Палестины, Марию повстречал в пустыне насельник монастыря, прп. Зосима. Было это Великим Постом, на который иноки традиционно расходились на пустынные подвиги.

Ко времени встречи со св. Зосимой, преподобная подвизалась одна уже более 40 лет, неся тяжелый подвиг покаяния за прежнюю греховную жизнь. Мария родилась, очевидно, в Египте. О ее родителях ничего не известно – кроме того, что уже будучи 12 лет девочка покинула семью, уйдя в Александрию. Здесь она вскоре начала жизнь, далекую от христианского целомудрия, очень скоро получив сомнительную «славу» блудницы.

Сама святая позже признавалась, что она, хотя очень нуждалась, совершала блудные дела бесплатно, ради удовлетворения страсти. При этом молодая женщина, очевидно, продолжала считать себя принадлежащей к Церкви Христовой. Ведь через несколько лет подобной жизни она решила… совершить паломничество к Иерусалиму, дабы поклониться Кресту Господню, на котором был распят Спаситель. Но, придя ко храму, она попросту не смогла войти туда: некая сила раз за разом не дозволяла грешнице вступить на церковный порог – до тех пор, пока она не осознала, за что наказана лишением святыни.

Именно тогда с ней случилось чудо духовного перерождения: стоя в притворе, не имеющая возможности войти внутрь церкви, Мария пред образом Богородицы дала обещание оставить греховную жизнь. Ужасаясь сама о себе, она поклялась Пречистой провести оставшиеся ей дни, каясь во всем содеянном, просила помощи, дабы изменить жизнь. Ответом на молитвенный вопль стала возможность, наконец, войти, поклониться Кресту. Сразу после этого бывшая блудница ушла далеко за Иордан – чтобы лишь через 47 лет поведать свою жизнь о. Зосиме.

К концу земного жития преподобная достигла святости. Она перестала чувствовать жар пустыни днем, холод – ночью, имела дар прозорливости, наконец, ради последнего в жизни Причастия Св. Таин из рук прп. Зосимы, точно по земле, перешла воды Иордана. Большая часть пережитых ею искушений, совершенных пустынных подвигов, осталась сокрытой от потомков. Житие святой сообщает самое важное: нет греха, который Господь не мог бы простить тому, кто кается. Нет чуда, которого бы Он не совершил чрез человека, который предал Ему себя.

Обзорно о Великом Покаянном Каноне Андрея Критского

Он именуется так ввиду: очень большого, по сравнению с другими канонами, объема; произведение свт. Андрея включает около 250 тропарей, тогда как другие каноны – до 40; глубокого покаянного содержания: здесь представлена картина человеческого греха начиная от Адама, перед внутренним взором молящегося проходят десятки ветхозаветных праведников, примером которых душа призывается вдохновиться на покаянное делание.

Считается, что свт. Андрей не предполагал общецерковного употребления своего Канона, который изначально представлял собой его личный покаянный плач, осмысление жизненного пути.

Продолжительность

Те, кто посещал богослужения 1 седмицы поста, знают, что чтение каждой из 4 частей Великого Канона занимает по крайней мере 30-40 минут. Когда они соединяются вместе на «Мариином стоянии», то только продолжительность Канона – около 2 ч. Кроме того, весьма объемно житие св. Марии, другие особые великопостные песнопения. Поэтому службы – одна из самых длинных. Сейчас она длится по крайней мере 3-4 часа, хотя до середины XVII в. на ее совершение требовалось еще больше времени – до 5-7 ч. Одной из причин этого было количество неспешно творимых поклонов.

Земные поклоны

Требования Устава, которые неукоснительно соблюдались Русской Церковью до богослужебной реформы Патриарха Никона (1653-1666 гг.), предусматривали, что на каждый из тропарей Великого Канона верующие трижды кланялись до земли. Как подсчитано, их количество таким образом равнялось 798, а делание представляло собой немалый телесный труд. Именно ради физического отдыха молящихся было принято прерывать Канон чтением жития св. Марии, Трипеснцами. Сейчас обычай совершать столь большое количество поклонов соблюдают только старообрядческие общины, не принявшие реформу Патриарха Никона.

В чем духовный смысл

Богослужение соединяет: детальный «разбор» греховных состояний души, горячий призыв к осознанию, преодолению своих духовных немощей, звучащий из уст свт. Андрея; покаяние делом, которое показывает прп. Мария; не забудем, что близок конец Четыредесятницы, но многие еще не начали работать над собой, или – приступили к этому деланию, но ужасаются своих страстей, кажется, непреодолимых; именно для таковых – притом точно специально на современном русском! – звучит рассказ прп. Марии, бывшей на дне грехопадения, но силой Божией сумевшей подняться.

Поэтому верующие призываются не унывать. Невольно вспоминаются слова свт. Иоанна Златоуста из его слова на Пасху, которые прозвучат уже через пару недель:

«Кто замедлил до девятого часа, — пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь.Кто успел придти только в одиннадцатый час, — пусть и тот не страшится за своё промедление.Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печётся; и тому даёт, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь и расположение хвалит».

Мариино стояние – время, когда еще не поздно начать..

Значение для христиан

Удивительная служба нередко становится поворотным моментом жизни.

Вот как, например, рассказывает об этом священник Максим Приходько:

«В 15-летнем возрасте я впервые попал на Мариино стояние, услышал житие преподобной. На меня оно произвело неизгладимое впечатление. Даже сейчас я помню эту службу в мельчайших подробностях; незабываемо чувство торжества жизни над грехом, которое мне внушило жизнеописание святой. Это чувство не оставляет меня и сейчас, спустя уже почти два десятка лет; житие преподобной Марии продолжает удивлять и вдохновлять».

По материалам сайта: pravoslavie.wiki