19 марта – Неделя Крестопоклонная
20-25 марта в 2023 году 4-я седмица Великого поста — Крестопоклонная, которая начинается после одноименной Недели (воскресного дня — 19 марта).
Накануне вечером в субботу 18 марта в 17.00 в Свято-Успенском кафедральном соборе совершится богослужение с поклонением Кресту Господню, который будет вынесен из алтаря. Воскресным утром в храме будет совершаться Божественная литургия с почитанием Креста в 7.00 и 9.20, в 11.00 – Благодарственный молебен.
Приглашаем верующих соборно помолиться за богослужениями.
Время летит быстро. Еще так недавно, кажется, было Прощенное воскресенье, потом – долгие службы первой седмицы Поста – и вот он уже подошел к своей середине: Крестопоклонной Неделе. Кто-то начал терять усердие первых дней, другой – сомневается, хватит ли сил выдержать пощение до конца. И тогда на средину храма выносится образ Того, кто претерпел не просто малое ограничение пищи, как христиане во время Четыредесятницы, но – страшную, мучительную смерть на Кресте.
По церковной традиции, седмица начинается с воскресного дня, или «недели». На третьей «неделе» (в третье воскресенье) Великого Поста совершается поклонение Распятию Господа – а последующие шесть дней именуются «Крестопоклонной седмицей», которая является четвертой из шести, составляющих Великий Пост. Иногда с Крестопоклонной соединяются другие памятные дни и даже церковные праздники – так что год от года этот день и вся седмица как бы «окрашены» в разные тона. Например,
- в 2023 г. Неделя Крестопоклонная будет 19 марта, а седмица, когда верующие будут поклоняться Кресту, придется на период с 19 по 25 число месяца;
- а вот 2024 г. даты будут другими ввиду того, что и Четыредесятница начнется в иное время – 18 марта; при этом и содержание Крестопоклонной недели будет немного другим: она придется на 7 апреля, тем самым совпав с великим праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, а также свт. Тихона, Патриарха Московского; так Крестопоклонная будет сочетать скорбь о грехах с радостью о Господе и Его святых; продолжится седмица до 13 апреля, а завершится – субботой, когда совершается поминовение усопших – находящихся со Христом наших близких.
Что будет в храме в воскресенье
В сам воскресный день – Литургия. При этом на аналое будет уже лежать Распятие, торжественно изнесенное из алтаря накануне.
Как проходит служба
Крестопоклонная начинается с вечера субботы. В конце всенощного бдения проходит особый чин, практически такой же, какой бывает, например, на Воздвижение Креста: старший из иереев выносит украшенный живыми цветами Крест из алтаря, обходит с ним храм и, благословив им верующих, полагает на аналое. Затем все верующие прикладываются к Распятию и священник помазывает их елеем.
Всенощная и Литургия дня также имеют и другие особенности, связанные с поклонением Распятию:
- во время бдения накануне праздника совершается поклонение Кресту: все трижды совершают земной поклон перед ним;
- по окончании Литургии во многих храмах верующие прикладываются не к вынесенному из алтаря напрестольному кресту, как это бывает обычно, а к Распятию на аналое; так будет во все дни седмицы – до пятницы, 24 марта, когда Крест будет благоговейно унесен в алтарь.
Припев к канону и другие песнопения
Центральное песнопение дня – «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Оно звучит:
· во время поклонения Кресту;
· за Литургией дня – вместо привычного верующим «Трисвятого» (песнопения Святой Троице).
Многие песнопения дня также могут показаться удивительными человеку малоцерковному. Ведь они обращены… к Кресту, как бы живому, одушевленному существу. Но как иначе – если орудие страшной казни освятилось Самим Богом, стало залогом нашего спасения?
Ра́дуйся, живоно́сный Кре́сте, благоче́стия непобеди́мая побе́да,
дверь ра́йская, ве́рных утвержде́ние, Це́ркве огражде́ние,
и́мже тля разори́ся и упраздни́ся,
и попра́ся сме́ртная держа́ва, и вознесо́хомся от земли́
к небе́сным, ору́жие непобеди́мое, бесо́в сопротивобо́рче,
сла́во му́чеников, преподо́бных я́ко вои́стинну удобре́ние,
приста́нище спасе́ния, да́руяй ми́ру ве́лию ми́лость.
Наконец, Крестопоклонная – время не только скорби о грехах, возведших на Крест Сына Божия, но также – радости о грядущей Пасхе. Впервые в году на каноне звучат ирмосы, которые поются на Пасхальной заутрене: «Воскресения день, просветимся, людие…». Так православные, в отличие от католиков, особо почитающих Христовы Страсти, не дают себе предаться чрезмерной скорби о Распятом, и даже – о своих грехах, пусть и тяжелых. Все равно впереди спасение – и Воскресение.
Апостол
Читается отрывок из Послания к Евреям Апостола Павла. Это – слова упования и надежды для всех, изнемогающих – от поста ли, от мирской ли суеты или житейских скорбей. Св. Павел зовет каждого ко Христу, великому Первосвященнику, но и Богу, Единственному, Кто дает благодать, милость, может помочь в любой скорби: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи…» (Евр.4: 14-16).
Евангелие дня
Оно посвящено крестному пути – Самого Христа и всякого верующего, кто захочет следовать за Ним. Вот эти слова Господа, которые содержатся в Евангелии от Марка: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?Или какой выкуп даст человек за душу свою?Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами».
Последние же слова этого «зачала» Евангелия – обетование Царства, которое Господь обещал Своим Апостолам и нам: «… Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 8:34-9:1). Часто читающие Писание знают, о каком историческом событии говорится у св. Марка дальше в этой главе: о Преображении на горе Фавор. Тогда ученикам была явлена Слава Божия, они видели своего Учителя, как Он есть – как Сына Божия. А было это, по церковному преданию, за 40 дней до Его Распятия…
Что вспоминает Церковь
Крестопоклонная – особое время, соединяющее напоминания:
- о Крестной жертве Христа во имя спасения людей;
- о грядущем Воскресении Христовом;
- об историческом событии: обретении Креста во Иерусалиме, что произошло в 1 пол. IV в., когда мать императора Константина Великого, царица Елена, нашла место Распятия и кресты – Христа и двух разбойников, распятых с Ним;
- о возвращении Креста из «плена», когда в начале VII в. он был захвачен персидским царем Хосроем – но после длительной войны возвращен верующим;
- о древней практике Церкви, когда для новоначальных (оглашенных) весь Великий Пост был приготовлением к Крещению – и именно с Крестопоклонной недели будущие члены Церкви усиливали пост, молитву, готовясь к Таинству.
Смысл и значение для верующих
Крестное древо – утешение и надежда для всех, идущих дорогой Поста, укрепление ослабевших, радость о будущем Воскресении – для тех, кто начал унывать от многих искушений, которые, как правило, окружают постящегося, или же от неприглядного зрелища своих грехов и немощей.
Вот что говорит об этом Постная Триодь, напоминая о пути евреев через пустыню, и о горьком источнике воды, который претворился в пригодный для людей по молитве прор. Моисея:
«… Горькому источнику подобна есть Святая Четверодесятница, сокрушения ради и сущия нам от поста горести и печали. Якоже бо во оного среду, божественный Моисей древо вложи и услади его, тако и Бог, проведый нас умнаго Чермнаго моря и фараона, Животворящим Древом Крестным услаждает, иже от четверодесятодневнаго поста, горесть и печаль. И утешая нас, яко в пустыни пребывающих, дондеже ко умному Иеросалиму возведет Своим воскресением».
Интересное из истории
Считается, что традиция изнесения Распятия для поклонения в середине Четыредесятницы установилась примерно с VII в. в Византии. 6 марта 631 г. император Ираклий I вернул в Иерусалим Крестное Древо, которое за 15 лет до этого было захвачено персами.
Какое-то время день возвращения святыни праздновался ежегодно, тогда же воспоминалось обретение Креста царицей Еленой. Однако позже сложилась традиция переносить празднования, приходившиеся на будние дни Четыредесятницы, на ближайший воскресный день. Кроме того, поклонение Распятию связали с Крещением новых христиан и, конечно, с глубоким смыслом Креста, утешения и надежды для всех постящихся. Так и возникла Крестопоклонная Неделя.
Отрывок из проповеди священника о Кресте
Протоиерей Алексий Уминский:
«Для христиан понятие креста нераздельно с самой жизнью. Крест не является для Церкви каким-то отдельным элементом ее, символом или воспоминанием Божественной жертвы. Крест – это единое явление, единый смысл. Человек, принимающий Божественную любовь по отношению к себе через крестную смерть Спасителя, должен быть готов чем-то ответить на это Богу. Бог приносит в дар человеку Самого Себя и совершается это через распятие. В ответ человек приносит Богу самого себя. Это мы и называем нашей крестной жизнью, духовным крестом. Это то, о чем говорит Сам Господь в Евангелии: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 34-35).
Это отрывок мы читаем как раз в неделю Крестопоклонную. И каждый раз на богослужении в конце ектеньи, то есть прошения, мы говорим: «И весь живот наш Христу Богу предадим». Как Христос предал за нас всю Свою жизнь, так и мы должны быть готовы предать Богу всю свою жизнь. В этом, собственно, и заключается смысл принятия на себя креста.
Бог не радуется страданиям человечества. Господь пришел в этом мир, чтобы изъять человека из страданий. Они не посылаются Богом, а являются результатом отпадения человека от Него, результатом того искажения мира, в котором пребывает человечество после грехопадения. Страдания чужды как таковой природе Бога.
Однако, без всякого сомнения, страдания в жизни человека встречаются. Вопрос только в том, насколько человек может их принять и понести достойно, с молитвой и встретить в них Самого Христа. Важно увидеть в своих страданиях присутствие Бога, потому что Он, взяв на Себя страдания людей, присутствует и в каждом личном нашем страдании. Там, где страдает человек, рядом с ним пребывает Бог.
Если у человека хватает мужества, веры, любви, доверия к Богу, то именно тогда в своих страданиях человек и встречает распятого Христа. И тогда человек в них может уподобиться Богу. В этом смысле мы и можем назвать человеческие страдания – несением креста… Вот и сейчас, мы будем стоять в храме перед Крестом и понимать, что наша горькая правда встречи с крестом такова, что это одновременно и страдания и свет, и переживание отдаленности от Бога, и радость от того, что Он нас все же безмерно и бесконечно любит».
Седмица 4-я – Крестопоклонная: когда посещать храм
Ну а что же дальше, после воскресного дня? Богослужения четвертой («средопостной») седмицы поста пойдут своим обычным чередом:
- великопостные службы понедельника, вторника, четверга;
- литургии Преждеосвященных Даров в среду и пятницу.
Три поклонения Кресту
Все дни до пятницы включительно древо лежит на аналое, ему можно поклониться в любое время – за службой или вне ее. Однако, трижды на седмице совершается особый чин поклонения Кресту. Это происходит
- в понедельник и среду – во время чтения Первого Часа;
- в пятницу – после Часов.
Преполовение святой Четыредесятницы
Это среда – ровно половина поста. Только в этот день поются особые песнопения, испрашивается Божие благословение на благополучное окончание Четыредесятницы.
«Возьми крест свой». Так обращается Господь к каждому – и это не требование пострадать и умереть так, как Он. Наши немощи известны Христу лучше, чем нам самим, и Бог лишь просит нас нести крест личный – болезнь ли это, тесные материальные обстоятельства, сложная ли работа, иное ли что. И, утешая, в конце пути обещает каждому «пришедшее в силе» Свое Царство, и вечную Пасху.
По материалам сайта pravslov.ru