Святые отцы и духовные писатели о познании истины

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Падшее человечество приступает к святой истине верою: другого пути к ней нет. Вера от слышания, а слышание от Слова Божия (Рим. 10:17), научает нас апостол Павел.

Слово Божие есть истина (Ин. 17:17), заповеди Божии – истина (Пс. 118:86), а всякий человек – ложь (Пс. 115:2), то есть падший. Как же из того, кто – ложь, думаете услышать голос святой истины?

Тебе стыдно признаться, падший горделивец, гордый в самом падении своём, что ты должен искать истины вне себя, что вход для неё в твою душу – через слух и другие телесные чувства? Но это неоспоримая правда, обличающая, как глубоко наше ниспадение. Так глубоко, так страшно ниспадение наше, то для извлечения нас из гибельной пропасти, Бог-Слово принял на Себя человечество, чтоб человеки из учеников диавола и лжи, сделались учениками Бога и Истины; при посредстве Слова и Духа Истины освободились от греховного рабства и научились всякой (всей) истине (Ин. 8:32; Ин. 16:13).

Изучайте Евангелие, и будет из него вещать тебе неподдельная, святая Истина.

Ежели… кто возмнит слышать внутри себя вещающую истину, тот льстит своей гордости, обманывает себя; он скорее слышит голос того, кто говорил в раю: будете как боги (Быт. 3:5). И этот-то голос кажется ему голосом истины.

Довольно, если Слово Божие, истина взойдёт в дом души при посредстве слышания или чтения. И исцелит отрока, то есть тебя, находящегося ещё во младенческом возрасте по отношению ко Христу, хотя по возрасту плотскому ты, может быть, уже украшен сединами.

Непременно нужна при этом и чистота жизни: потому что только чистые сердцем могут узреть Бога» (Мф. 5:8). (Солнце на закате. – М., 2017).

Прот. Георгий Флоровский: «Для многих из нас кажется и покажется неожиданным и странным, что именно вера и благочестие утверждают необходимость знания и налагают на каждого долг познавать. В лучшем случае мы склоняемся видеть в познании нечто сверхдолжное, допустимое, но небезопасное излишество, роскошь для немногих, для любителей. И редко кто понимает, что долг познания входит необходимым слагаемым в состав всеобщего и всеобязательного христианского послушания.

С древних пор и до нашего времени знание приходится защищать от подозрений. Для этих подозрений есть видимое основание. Несомненно, что область знания полна трудностей и соблазнов, что в самом познавательном пафосе есть внутренняя опасность извращения, самонадеянности, горделивого самопревозношения. Правда и то, что исторически «знание» слишком часто оборачивается против веры и благочестия, ведёт на веру наступление и поход. Но в этом сказывается только общая диалектика и лукавство греха, проникающего во все области человеческого существования и жизни… Познание входит в состав христианского самоосуществления каждого человека, каждого верующего – познание Бога в Его Откровении, в делах Его, познание всего существующего как дело рук Божиих, Его премудрости и любви. Никто не смеет снять с себя этой задачи и призвания; уклонение от неё есть неправедное самоущербление, нарушающее цельность человеческого существа» (Вера и культура. – СПб., 2005).

У всякого человека, переставшего верить совершенной истине, место в его доме занимает ложь. Это непреложный закон ещё раз оправдывается на несчастной части человечества, отступившей от истины. Люди последних времён, отказавшись верить абсолютной истине – Христу, поверили абсолютной лжи в лице антихриста. (Любомудрие. – М., 2004).

Перевезенцев С. В.: «Познание истины убеждает человека в бессмысленной суетности мирских забот, но одновременно многократно укрепляет его духовные силы… Овладевший истиной человек оказывается свободным по отношению к окружающему миру и ко злу, которое этот мир заполняет… Он начинает противостоять злу» (Святорусское царство: история русской святости. – М., 2018).

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси: «Истина обращается к тем, которые упражняются в ней (Сир. 27:9). Божественная истина есть мерило истины человеческой, но никакая человеческая мудрость не является мерилом Божественного откровения. Критически воспринимается всё, что происходит от человеческого ума. Мы преклоняем свои колена и с трепетом, с глубокой непререкаемой верой, как дети, воспринимаем Слово Божие, в котором заключена Божественная Истина» (Патриарший календарь. – М., 2016).

Заблуждение есть искажённое понимание вещей, приобретаемое человеком с помощью несовершенного ума и рассудка. Кто говорит: «Я ищу истину», – тот не знает Писания и трудов святых отцов Восточной Христианской Церкви. Как он будет оценивать истинность того или иного богословского или нравственного учения? Разумом падшего человека? Христос сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6). Только уяснив христианское учение, человек может познать истину, и, руководствуясь этой истиной, совершать свой путь в Царство Небесное, о котором проповедал Спаситель человеков.

Эта истина проповедана более 2000 лет тому назад. Эту истину необходимо знать всем: простым людям, правителям, военным, врачам, учителям, государственным служащим, писателям, художникам, скульпторам, учёным мужам, философам, строителям – всем, от кого зависит благоденственное и мирное житие человеков, семей, обществ, государств. Человек, который изучит пусть только самые известные богословские и нравственные учения, существующие в мире, в поисках истины, получит в уме полную сумятицу и изуверится во всём. Пусть изучением этого занимаются преподаватели; простому человеку это не только не полезно, но и вредно.

Иеросхимонах Селафиил (Шадрин), клирик Свято-Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря