Святые отцы и духовные писатели о смирении

Преп. Исаак Сирин: «Никому не исправить дела своего без смирения и не вразумиться без искушений; а без вразумления никто не достигнет смирения». (Слова подвижнические. Слово 61. – М., 1993).

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Цель… смирения состоит… в достижении христианского совершенства. Святой Иоанн Лествичник назвал смирение погублением страстей».

Преп. Антоний Великий говорит: «Смирение состоит в том, чтобы ты признал всех человеков лучшими себя».

Святой Исаак Сирин утверждает: «Только тот, кто имеет смирение, может быть признан разумным, а не имеющий смирения никогда не стяжет разума».

Справедливо сказали отцы, что вера есть смирение, веровать – значит пребывать в смирении…

Истинное смирение – в полном самоограничении, в полной преданности Богу, в непрестанном служении Богу. Такое смирение привлекает в душу Божественную благодать.

Где нет смирения, там нет христианских добродетелей, а где истинное смирение, там все добродетели во всей полноте их.

Смирение никогда не гневается, не человекоугодничает, не предаётся печали, ничего не страшится. Смирение всецело предаёт себя воле Божией. Нисходя в бездну смирения, восходим на небо. (Избранные творения. Аскетические опыты: в 2-х т. – М., 2011).

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Преп. Антоний Великий сказал: «Смирение состоит в том, когда человек признаёт себя грешным, не делающим никакого добра перед Богом, когда Он тщательно наблюдает молчание, когда вменяет себя за ничто, когда не усиливается, чтобы кто-либо принял его слова, когда отвергает собственную волю, удерживает зрение, имеет смерть перед глазами, воздерживается от лжи, не произносит пустых слов, старшему не противоречит, терпеливо переносит бесчестие…»

Один из старцев Египетских говорит: «Смирение спасло многих и без труда. Труд человека, если у него нет смирения, погубит его».

Другой старец сказал: «Смирение заключается в том, если простишь брату согрешившему против тебя, прежде нежели он попросит у тебя прощения».

Ещё один старец сказал: «Смирение есть древо жизни, возрастающее до неба. Душа может стяжать смирение, если человек будет смотреть только на свои грехи». (Отечник. – М., 1993).

Ф. М. Достоевский: «Не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя в себе, подчини себя себе, совладай с собой – и узришь правду… Победишь себя, усмиришь себя – и станешь свободен… и других свободными сделаешь и узришь счастье» (Дневник писателя. – СПб., 2016).

Прот. Николай Рогозин: «Христианин считает себя достойным всяческих поношений и молится за обижающих. Это – смирение, побеждающее диавола». (Воспоминания. – Верхне-Чусовская Казанская Трифонова пустынь, 2009).

Сщмч. Серафим Чичагов: «Без помощи Божией никакое внутренние изменение не может произойти: чтобы смириться, надо отвергнуть свой самонадеянный и властный разум. Только тогда устоит послушливый, если утвердится в сознании бессилия своего разума». (Да будет воля Твоя / сост. игумения Серафима (Черная-Чичагова). – М., 2003).

Святитель Лука Войно-Ясенецкий: «Смирение – основа всякой праведности» (Дух, душа и тело. – М., 2008).

Схиархимандрит Иоанн Маслов: «О. Макарий говорил: «Смирение освобождает от душевных страстей…» Единственным средством освобождения от тиранства диавола и распознания его злого умысла является смирение, то есть осознание своего ничтожества, и молитва. Это два крыла, могущие вознести на небо каждого христианина». (Глинский патерик. – М., 1997).

Прот. Димитрий Смирнов: «Смирение – важнейшее качество Божества, и, если кто хочет спастись, он должен его приобрести, потому что это и есть спасение. Это свойство даёт возможность человеку получить спасительную благодать Божию» (Проповеди. Кн. 12. – М., 2013).

А. И. Осипов: «Смирение приобретается в ходе познания страстей своих» (Лекции).

Старец Фаддей Витовницкий: «Совершенство христианской жизни – в смирении. Если сами не смиримся, Господь не перестанет нас смирять. Одна и та же беда, которая приносит нам много страданий и боли, будет повторяться, пока мы не научимся побеждать её миром, тишиной и смирением и не предавать ей значения.

Когда мы видим кроткую и смиренную душу, которая неспособна гневаться, ругаться осуждать, обижаться, если её задевают, она служит нам примером на всю жизнь. Мы и сами хотим подражать ей, потому что она с помощью Божией победила зло, и оно уже бессильно перед ней.

Мы, православные, отошли от доброты и часто бываем хуже язычников и безбожников. Но всё-таки среди нас есть смиренные и кроткие души, которые непрестанно молятся, чтобы Господь не попустил зла, и ради таких душ,… и ради невинных детей ещё светит солнце и Бог благословляет нас.

Если мы сами не будем смиряться, нас будет смирять сам Господь. Господь будет смирять нас с помощью окружающих людей.

Бог извлекает из нас лучшее, когда мы смиряемся. Он нам даёт задание и Он руководит нами – верующие мы или нет – мы исполняем Божие намерение.

Нет смирения, пока сердце не успокоится и не начнёт бесстрашно воспринимать внешнее воздействие. Когда душа смирится, покорится воле Божией, духи злобы не имеют власти над ней, потому что она находится под защитой благодати Святого Духа». (Мир и радость в Духе Святом. – М., 2010).

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Смиренный человек тот, кто теснит собственное Я. Смирение – величайшая христианская добродетель, которая является не слабостью человека, а внутренней силой. Не отвечать обидчику, промолчать перед оскорблением, осознать свой грех и свою неправду, когда на тебя обрушивается клевета, есть высочайшая степень духовного совершенства.

Смирение – это, в первую очередь, сознание своего недостоинства перед Богом. Смиренный не осуждает другого… Смирение есть состояние полного предания себя Господу. Смиренный человек обретает внутренний покой». (Патриарший календарь. – М., 2016).

Иеросхимонах Селафиил (Шадрин), клирик Свято-Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря