Святые отцы и духовные писатели о состоянии нравственности в христианском мире

Е. Поселянин: «Чрезвычайная двойственность раздирает многих из верующих людей, составляя настоящее несчастие и проклятие всего их существования. Они живут не так, как веруют. У них святейшие чувства и заветные намерения часто не соответствуют их делам. Они увлекаются церковностью, страшно любят богослужения, готовы строить храмы, соблюдать посты и творить усердную милостыню и в то же время без борьбы предаются увлечениям и страстям.

Как обильна дурным и хорошим, светлыми сокровищами и смрадом и тьмою одна и та же душа человеческая. И ужас противоречия доходит до того, что в одном и том же человеке попутно, разом, одновременно развиваются два противоположных типа. Растёт человек духовный, пламенеет всё более в вере и совершает действительные жертвы для Бога, всё жгучее мучит тоска по небу и желание разрешиться от уз плоти и ценою крестной жертвы войти в обитель неба. А вместе с тем укореняется навык ко греху, который становится второй человеческой природой, и изощрённые способы греха.

Мы живём среди мира, в нас действуют страсти, которые передаются нам в зачатках от наших предков, нас ловят искушения, и все точно желают сгубить нас, а никто не поможет… И вот, почему веруя в Бога, мы жизнью так далеки от Твоей правды?.. Произносим Твоё пречистое имя, а валяемся в бездне грехов. Называем себя христианами, а ведём себя как лютейшие гонители Тебя.

Всякий больной с нетерпением ищет врача и во всём ему подчиняется, а мы страдаем дурно и ничего не делаем, чтобы унять это своё страдание, чтобы изменить жизнь свою к лучшему и перейти к единственному всеисцеляющему Врачу-Христу, Которого мы найдём всегда в Его великой врачебнице – Церкви.

Ненавистник, исконный враг Божий, лютый, непримиримый враг наш имеет целью сгубить нас, отвести нас от Бога, подчинить нас своей растленной, злой, гибельной, мертвящей, проклятой воле, внушить нам всякую мерзость, сделать из нашей жизни игралище страстей, нарисовать нам грех в привлекательных чертах, распаляя нашу душу жаждой греховных упоений.

Но нет, мы слишком небесны, чтобы атмосфера греха, нечисть, самоуслаждение могли доставить нам настоящую радость. Душа жаждет Бога и Его правды. Но к этому Богу, к этой правде не пускает нас враг, и мы живём в унизительном положении созданных для свободы существ, которых привязали на цепь.

Мы не идём за Христом не потому, что не хотим идти, не потому, что считаем незавидным делом служить Христу, а потому, что говорим себе: «Не сейчас, как-нибудь потом». В этом обмане мы живём годами, десятками лет, и когда наступает смерть, мы с ужасом видим, что всю жизнь мы бежали за миром, вместо того, чтобы идти за Христом». (Душа перед Богом [Репр. изд. 1909 г.]. – СПб., 1996).

Сщмч. Серафим Чичагов, митрополит: «У советской молодёжи не было искренней любви и привязанности к родителям. Исчезла та любовь, которая препятствовала людям в продолжении всей жизни совершать что-либо, о чём нельзя было рассказать матери, та привязанность, которая не дозволяла ни жить, ни работать, ни решать дела и свои вопросы без благословения матери. Теперь столько родителей избегающих и не желающих приближаться к внутренней жизни своих детей, увлечённых светскими интересами, искусствами, делами, службой и общественными и государственными вопросами! Ныне родители выражают свою любовь к детям полным своим подчинением их воле». (Да будет воля Твоя: Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). – М., 2003).

Святитель Лука Войно-Ясенецкий: «Грешим в том, что теряем связь с людьми, хотим оторваться друг от друга: жена не чтит мужа, дети – родителей, родители – своих отцов и матерей и тому подобное. Везде своеволие, везде желание создать перегородки, разделяющие нас друг от друга, разбегаться в разные стороны; теряем связь со своими ближними и родными.

Если ругательством отвечаем на ругательство, злословием на злословие – это свидетельствует о том, что мира нет в сердцах наших. Если мира нет в сердце… то обитают в нём бесы.

Некоторые, вернувшись из храма домой, истязают, изводят домашних. Злая свекровь отравляет жизнь несчастной невестке, преследуя её, проклиная и ругая за всякую мелочь, бьёт, гонит из дома, добивается развода с сыном, доводит до самоубийства. Есть и такие невестки, такие сыновья и дочери, которые старых родителей выгоняют из дома» (Принесём Тебе любовь нашу. – М., 2003).

А. С. Бочаров, А. В. Чернышев: «В советские времена целая система работала над сознанием человека с самого его рождения, пытаясь изменить своими установками христианские ценности, уродливо копируя их по форме. В итоге видим несколько поколений людей, не умеющими быть ответственными за свою жизнь, не умеющих жить в условиях свободы выбора.

Человеком в современном обществе руководит не нравственный закон или любовь и даже не здравый смысл, а явления, относящиеся к психологии толпы, групповая внушаемость, авторитет средств массовой информации, поиск лидера, способного решить все проблемы. Телевизор играет роль шамана первобытного племени, дающего своим соплеменникам целевые установки. Человек входит в приятное пассивное состояние.

При просмотре программ телевизора мы загружаем память посторонними и небезобидными образами, которые непременно всплывут из подсознания в самый неподходящий момент. Итог – потеря бдительности на грех, неправду, притупляется чувствительность к чужой боли, способность к восприятию проблем своих ближних. (Очерки современной церковной психологии. – с. Решма [Иван. обл.]. – 2003).

Старец Паисий Святогорец: «Научно-технический прогресс всё более удаляет человека от Бога, сводя многообразную жизнь души исключительно к рассудочности, а мирская логика, стремление и возрастающая возможность всё рассчитать всё более изгоняет из души упование на Бога. По этим причинам из отношений людей уходят простота, открытость, доверительность, воцаряются жёсткость и жестокость.

Расчётливость и рационализм отводят от души благодать Божию, в результате чего человек остаётся без Божественной помощи, падает и терпит полную неудачу. У людей совершенно нет простоты. От этого молодёжь начала бродяжничать, не находит себе места. А духовные люди, не умея жить просто, молодёжи не помогают. Нынешней молодёжи не с кого взять пример. Видя в христианах людей, затянутых в галстуки, молодые не находят в них никакого отличия от людей мира сего, а поэтому противостоят. У молодых есть идеалы, но им не с кого взять пример.

Мирской успех приносит душе мирскую тревогу. Внешняя образованность в сочетании с душевной тревогой ежедневно приводит сотни людей к психоанализу и психиатру.

С помощью успокоительных лекарств и различных учений люди стремятся найти покой, но только к действительному покою, который приходит к человеку смирившемуся и приносит ему божественное утешение, они не стремятся.

Если мы видим человека, страдающего от сильной душевной тревоги, огорчения и печали, несмотря на то, что у него есть всё, чего ни пожелает душа, то это значит, что у него нет Бога.

Сегодня люди стремятся к красоте и обольщаются красотою.

Множество удобств, становясь чрезмерными, делают человека ни на что не пригодным.

Из того, что происходит, следует вывод, что жизнь этого мира приближается к концу.

Угасание веры, забывание Бога есть также одно из следствий многопопечительности.

В нашу эпоху дьявол всецело увлёк людей материей, земными хлопотами.

Стремление к комфорту приводит людей не к радостям жизни, а к страданиям.

Очень помогают людям лишения. Испытывая в чём-то недостаток, люди становятся способными понять цену того, чего у них не стало.

Детей перекармливают науками, но при этом оставляют пустой другую чашу – духовную.

Телевидение, другие современные технические средства оболванили человека.

Бесстыдство изгоняет из души благодать: отсутствие уважения к людям – самое большое препятствие для того, чтобы к человеку приблизилась Божественная благодать. Между родителями и детьми образовалась пропасть. Дети не понимают родителей, родители не понимают детей.

Люди отменили праздники, удалились от Бога и Церкви, в итоге они растрачивают все заработанные деньги на врачей и больницы.

Дайте современным людям денег, автомобилей, – и на веру, честь и свободу отечества им будет наплевать.

Мир превратился в сумасшедший дом. Что мир разложился – это истина, и человек, стремящийся сохранить себя чистым, запачкается, где бы он ни оказался. (Монах есть далёкий маяк. – М., 2013).

О. А. Сивков: «Если в прошлых веках имелось убеждение в необходимости оберегать общество от разрушения духовных устоев, то сегодня эта уверенность сменилась демократическими (либеральными) представлениями о свободе мыслей, свободе творчества, свободе убеждений, не контролируемыми [не ограниченными] нравственными законами. Происходит упрощение языка, межличностного общения. Увеличивается количество незарегистрированных браков, распавшихся семей, опасных для жизни заболеваний ещё не старых людей и младенцев.

Современное состояние информационной системы общества характеризуется переполнением сознания людей повторяющейся, избыточной, несущественной, но ложной информацией. Выбор важной, истинной (правдивой) информации затруднён. Это состояние общества подобно стареющему разрушающемуся организму (Мышление: современное представление. – М., 1997).

Поведение человека и нравственность его зависит не только от его желаний, чувств, страстей, стремлений, но и от допустимости или недопустимости совершения им того или иного движения, поступка, слова или помышления, то есть подлежит контролю разума.

К сожалению, нравственные нормы и поведение человека современного христианского мира определяется общепринятой моралью и безбожным образом жизни большинства, то есть допущением высокомерия, самоугождения, лицемерия, приспособленчества, что в конечном счёте приводит к разрушению семьи, нестроениям в обществе, государстве и во всём христианском мире.

Всё внутренне выносится на поверхность – друзьям или подругам, потому что прервалась связь с Богом, а душа требует утешения и сочувствия, и в то же время проявляется неуважение к окружающим, равнодушие к проявлению добра или зла, если это не касается самого субъекта.

Развращение и бесстыдство воспитываются со школьных лет, когда на уроках физкультуры мальчики и девочки занимаются вместе в спортивной обтягивающей тело форме, во время соревнований по катанию и бегу на коньках, лыжах, гимнастике, а в цирке и балете прививается культ красоты тела – наследие языческого древнегреческого идолопоклонства. Даже в безбожное советское время до 1956 года существовало раздельное обучение юношей и девушек в средних школах в городах.

Большинство девушек и женщин и в общественных местах можно увидеть в трико, коротких юбках, заношенных джинсах: многие из них не стесняются заходить в храмы поставить свечку у иконы святого или Богородицы и в таком виде просят у них помощи; правда, входя в храм, они одевают головной платок, а выходя из храма, снимают его, будто не понимая, что Бог обитает не только в храме, но повсюду. Когда им делают замечание, они начинают оправдываться и спорить, отстаивая свою правоту; не понимают, что нельзя одновременно молиться Богу и нарушать Его заповеди (Втор.22:5).

Часто супруги не желают иметь детей, то есть не ставят ни во что ни заповедь Божию (Быт.1:28), ни институт семьи. Это явление представляет собой уже обычное дело.

Общее снижение нравственного уровня в соблюдении правил внешнего вида христиан сказывается и на внешнем виде священнослужителей, многие из которых одевают одежду, соответствующую их сану только тогда, когда им нужно побывать в епархиальном управлении или совершить богослужение и церковные обряды или таинства, при этом переодеваются уже в храме.

История христианского мира и современное духовное состояние христиан подают плохой пример остальным народам, исповедующим другие религии. Христиане из-за вероисповедных разногласий убивали друг друга. Примеры – борьба ариан и иконоборцев с православными, религиозные войны в Европе, физическое уничтожение ведьм и еретиков. «Где же любовь, – говорят иноверцы, – которую проповедовал им их Бог».

Американцы, на денежной купюре которых написано «Мы верим в Бога», пытаются установить свой порядок в мире, уничтожая тех руководителей государств, которые им кажутся недемократичными. Мусульманский мир ненавидит Америку за тот разврат, который она проповедует по всему миру.

Иеросхимонах Селафиил (Шадрин), клирик Свято-Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря