Святые отцы и духовные писатели о Суде Христовом
В. И. Несмелов: «Великий, как истинный Сын человеческий, примет во внимание все условия и обстоятельства человеческой жизни и внутреннее настроение Своих грешных последователей и, если найдёт в них что-нибудь доброе, Сам окажет людям Божественное снисхождение Своё, потому что в безмерной полноте Своей спасающей любви Он не может дать напрасно погибнуть в немощном человеке святому семени добра.
Спасительную милость святого Суда Господня могут испытать на себе не одни только грешные христиане, но также исповедники других религий (Рим. 2:12-15). Подлинно праведен и милостив будет всемирный Суд Христов. Спаситель изумит всех исполнителей естественного нравственного закона Своим Божественным благословением за верное служение Ему (Мф. 25:35-36). Из Его объяснения люди узнают тогда, что всякий человек, любящий правду и делающий добро, тем самым истинно служит Богу, ибо Сам Он знает всех людей. В день откровения Своего вечного Царства, Он спасёт всё доброе в людях, какую бы религию они ни исповедовали.
Христос может простить все беззакония грешника; Он может помиловать и личного врага Своего (Лк. 12:10).
Весь Израиль, по обетованию Божию, будет спасён Избавителем, ибо дары и призвание Божие непреложны (Рим. 11:25-29).
На всемирном Суде Христовом исчезнет всякое ослепление человека, иудеи сами увидят и горько раскаются в том, что они имели ревность по Богу не по разуму (Рим. 10:2). Тогда исполнится крестная молитва Иисуса Христа о прощении Его хулителей и мучителей. Сам Он желает только спасения людям. Он не перестаёт быть Богом Спасителем даже на всемирном Суде Своём и, кого только может помиловать, всех помилует» (Рим. 11:31). (Наука о человеке: в 2-х т. – Репр. изд. – СПб., 2000).
В. Н. Лосский: «По святому Симеону Новому Богослову – имеются два суда: один содержится здесь на земле – это суд, имеющий ввиду спасение; другой – по окончании мира – есть суд и осуждение. «В настоящей жизни, когда, благодаря раскаянию, мы входим свободно и добровольно в Божественный свет, мы оказываемся обвинёнными и осуждёнными; однако по Божественной любви и милосердию это обвинение и этот суд происходит втайне, в глубине нашей души для нашего очищения и для прощения грехов. Только Бог и мы сами видим тогда сокрытые глубины наших сердец.
Те, которые подвергаются в настоящей жизни подобному суду, могут не бояться другого испытания. Для тех, которые не хотят ещё здесь, на земле войти в свет, чтобы быть обвинёнными и судимыми, для тех, кто ненавидит свет, второе пришествие Христово откроет свет, скрытый ныне, и сделает явным всё то, что до сих пор оставалось тайным. Всё то, что мы скрываем ныне, не желая открывать в раскаянии глуби́ны наших сердец, откроется тогда во свете, перед лицом Божиим, перед всей вселенной, и то, что мы представляем собой в действительности, станет явным».
Полное сознание появится у всех в Божественном свете, при втором пришествии Христовом. Но это не будет сознанием, свободно раскрывающемся в благодати в согласии с волей Божией; это будет сознание, пришедшее, так сказать, извне, открывающееся в личности помимо её воли, свет, соединяющийся с человеческим существом, внешним образом, то есть, по преп. Максиму Исповеднику «вне благодати». Божественная любовь станет нестерпимым мучением для тех, кто не стяжал её внутри себя.
Тела святых станут подобными преславному телу Спасителя, каким оно явилось апостолам в день Преображения… Благодать Божия, свет Пресвятой Троицы воссияет во множестве человеческих ипостасей, во всех тех, кто стяжал её, которые, как новые солнца в Царстве Отца, станут подобными Сыну, преображённые Святым Духом, подателем Света.
Преп. Симеон Новый Богослов: «Благодать Пресвятого Духа воссияет как светило над праведниками. Тогда все они будут просвещены по мере их веры и их дел, их надежды и их любви, по мере очищения и озарения Святым Духом». (Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – М., 1991).
Святитель Лука Войно-Ясенецкий: «Грехи нераскаянных грешников пойдут с ними в посмертную жизнь. Они подвергнутся предварительному суду, который испытывает каждый скончавшийся в течение сорока дней, и который будет состоять в том, что душа, освобождённая от тела и осознавшая свою причастность к духовному миру, попав в этот светлый мир, остро почувствует своё несоответствие ему, свою темноту и тяжесть духовную, свою косность и духовную слепоту, что вызывает тяжкие мучения и обличения совести вследствие неправильно прожитой жизни.
Живя на земле, в теле душа грешника телесно-душевно смотрит на всё окружающее и даже на саму себя. Духовное же понимание себя и истекшей греховной жизни для неё закрыто, не пробуждено и открывается только после освобождения от тела. Тогда в свете вечности начинает раскрываться весь свиток совершённых деяний, и они начинают укорять, обличать и жечь душу, выставляя на показ всему духовному миру всё уродство, всю преступность пройденной на земле жизни.
От слов своих оправдаемся и от слов своих осудимся (Мф. 12:37). На предварительном суде наша совесть осудит и накажет нас страданиями и муками за грехи нашей земной жизни. Вражеская демонская сила будет усугублять эти обличения. Милосердие, любовь и молитва всех родных и близких поддерживают душу усопшего и вселяют в неё надежду на милосердие Божие на следующем Суде, во втором пришествии в мир Сына Божия.
Только за дела милосердия или их отсутствие будет Господь судить людей.
Всё сотворённое, сказанное, помысленное нами навеки неизгладимо запечатлевается в духе нашем. Дух хранит это, и когда он освободится от оков плоти…, он откроет перед духовными очами (совестью) человека всё то, что происходило в течение его жизни. Это будет страшный суд человека над самим собой… Его совесть осудит его.
В страшный день Суда раскроются книги совести, и каждый внезапно вспомнит до мельчайших деталей всё то, что он соделал во все дни жизни своей; с ужасом он увидит всю страшную греховность души своей, припомнит все злые дела свои, все худые слова, которые он произнёс. Все увидят Судию вселенной, которого бесчестили, в которого не верили – увидят и содрогнутся, увидят и возопиют; увидят и восплачут кровавыми слезами, увидят и будут скрежетать зубами и бить себя в грудь» (Принесём Тебе любовь нашу. – М., 2003).
Каждый ещё при жизни готовит себе суд всеми делами, словами, мыслями, чувствами, обузданием страстей или потаканием им, воздержанием от греха или соизволением к нему, добродетелями или злыми делами, служением Богу или дьяволу, любовью или ненавистью. Суд Божий выносится ещё при жизни человека, но исполнение приговора бывает отложено до исхода души из тела.
Страшный суд Божий во второе пришествие Христа называется так ещё потому, что обнажится ужасное зрелище грехов всех людей, за всё время существования человечества, которое все увидят духовными очами.
Иеросхимонах Селафиил (Шадрин), клирик Свято-Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря