Вечерня с чином прощения в Свято-Успенском кафедральном соборе

В Прощеное воскресение 17 марта 2024 года в 17.00 в Свято-Успенском кафедральном соборе города Кирова митрополит Вятский и Слободской Марк возглавил Вечерню с чином прощения.

Его Высокопреосвященству за богослужением сослужили секретарь Вятской Епархии настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Кирова иерей Виталий Лапшин, благочинный Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря иеромонах Николай (Белев), клирики Успенского собора: протоиерей Александр Балыбердин, иерей Вадим Маринич, игумен Алипий (Сторожук), схииеромонах Селафиил (Шадрин).

За богослужением молились губернатор Кировской области Александр Соколов, представители региональной власти, многочисленные прихожане.

Богослужебные песнопения исполнили архиерейский хор Успенского кафедрального собора города Кирова под регентством Анны Русаковой и протодиакон Игорь Мельников.

Затем был совершен чин прощения.

В завершение богослужения Владыка Марк обратился к верующим с архипастырским словом:

— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры, дорогие отцы, поздравляю вас с началом Великого поста. Это время не скорбное, не наполненное серьезными различными трудностями или испытаниями. Но как весна – это обычное время, когда природа оживает, расцветает, так и отцы — подвижники говорили о посте, что это время – весна для души, ибо в это время мы призваны к очищению. Давайте не забывать о том, что как Господь говорил о посте, что если ты постишься, то явись обществу, окружающим людям, аки не постящийся. Давайте не забывать, что воздерживаться от того или иного рода пищи – это одно, но отцы воспринимали пост не как воздержание от того или иного рода пищи, а в первую очередь, как воздержание от зла и упражнение в делании добра.

И вот во время Великого поста будет звучать и уже начала звучать молитва Ефрема Сирина. Давайте не забывать также о том, что молитвы не просто читают, молитвы изучают, в молитвы погружаются, в молитве и упражняются. И она хоть и краткая, но она наполнена очень глубоким смыслом и содержанием. Первые слова: «Господи, и Владыко живота моего…», как отцы говорят: к Кому обращаемся, Тот и приходит. Обращаемся к Тому, Кто дал жизнь всякому творению – Творцу неба и земли, к Богу Жизнодавцу, и сразу же мы научаемся следующими молитвами, что может погубить человека: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». То есть нам надо не просто эти слова произносить, а в этом упражняться, не допускать эти вещи в свое сердце, потому что они губят нас. Уныние – это же отчаяние, неверие в Бога. «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему».

Помните, как сказано в Священном Писании: «Претерпевший до конца спасен будет» (Мф. 24:13). А Бог есть Любовь, и Он по Образу Своему и Подобию творит человека, и эти качества, что присущи Богу, они присущи нам. И нам надо не только эти качества в себе сохранить, добрые, положительные, но и как в притче сказано о талантах, их еще и преумножить. И далее говорим: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси», это же говорит о том, что не судите да не судимы будете, каким судом вы судите, таким и вам отмерится. Если мы хотим получить от Бога прощение своих грехов, то нужно научиться прощать и ближнего своего в его прегрешениях, потому что на Страшном суде мы будем отвечать не за кого-то, не за его грехи, а за себя. И давайте вот этим путем идти, путем смирения, упражнения в делании добра, через дисциплину тела, то есть воздержание от того или иного рода пищи к умению воздерживать свои внутренние устремления, которые могли бы нас погубить. И так постепенно восходя от силы в силу через упражнение в делании добра, очищаясь от скверны падшего мира, будем восходить по духовной лестнице становления нашей с вами души, чтобы с духовной радостью встретить Светлое Христово Воскресение и чтобы эта радость нас никогда не покидала.

И это воскресенье называется Прощеным и нужно уметь прощать других, видеть свои ошибки, их исправлять и идти дальше. Спаситель говорит и о том, напоминает нам, что «несть человека, ежели не согрешит» (3 Царств 8:46), нет ни единого. Всякий из нас в чем-либо в своей жизни согрешил, согрешил перед обществом, согрешил перед тем или иным человеком, и поэтому мы все нуждаемся в молитве друг о друге, но и о прощении друг друга, о чем я у вас тоже и испрашиваю, простите меня, грешного. Бог простит, помилует и благословит всех нас.