Вслед за Великорецкой иконой

В преддверии Великорецкого крестного хода ключарь Успенского кафедрального собора г. Кирова протоиерей Александр Балыбердин рассказал о новых открытиях в истории паломничества на реку Великую.

— Отец Александр, этот год ознаменован 640-летием обретения Великорецкого образа святителя Николая, но существует мнение, что икона может быть древнее…

— Да, есть основания предполагать, что Великорецкий образ старше на десять лет. Дело в том, что общепринятая точка зрения основана на вятских рукописях конца XVII – начала XVIII века. Другие документы долгое время были недоступны, поэтому книжники пользовались сведениями из местных источников. Среди них — «Летописец старых лет», который, предположительно, был привезён из Москвы в Хлынов первым вятским епископом Александром и уже здесь дополнен событиями местной истории, в том числе известием о явлении Великорецкой иконы святителя Николая. В том «Летописце», что хранится в вятском архиве, это событие относится к 1383 году. Дата записана четырьмя буквами, причём третья исправлена. Почему? Долгое время это было непонятно. Однако уже в наши дни учёным удалось установить, что вятский «Летописец» является списком с более древней рукописи, которая хранится в фондах Российской национальной библиотеки Санкт-Петербурга. В ней обретение чудотворного образа помечено 1373 годом. То есть вятский книжник сначала переписал эту дату, а затем её исправил. Зачем? Этого мы не знаем.

— Получается, что надо вести историю Великорецкой иконы с 1373 года?

— Не будем спешить, ведь привычная дата уже давно и прочно вошла в нашу жизнь. Многие считают её верной, поэтому не будем торопиться. Осенью у нас запланирована новая конференция «Обретение святых», которая будет посвящена Великорецкому образу. Надеюсь, что там мы сможем этот вопрос обсудить, услышим новые сообщения по теме и по итогам конференции доложим митрополиту Марку о том, какую же дату, на наш взгляд, следует считать наиболее достоверной.

— А как выглядела та икона, которая явилась на реке Великой? Уже тогда она имела клейма с чудесами Николая Угодника или только средник с ликом святителя?

— В «Повести о стране Вятской», написанной в начале XVIII века, сказано, что на реке Великой был обретён образ с клеймами, описывающими чудеса святителя Николая. Также мы знаем, что, когда в середине XVI века икона впервые «ходила» в Москву, она тоже была с чудесами. Однако специалисты обращают внимание на то, что на некоторых списках Великорецкого образа его средник обложен особым окладом или выделен с помощью художественных средств. Это позволяет предположить, что изначально был обретён только средник с ликом святителя Николая, а уже затем он был вставлен в раму с чудесами. Однако это лишь гипотеза.

При этом у Великорецкой святыни очень простая иконография: мастер взял доску, разделил её на девять равных частей и в центр поместил лик Николая Чудотворца, а по бокам написал клейма. Как правило, подобная простота свидетельствует о древности иконы, а также подсказывает, что так увидеть и написать её мог не простой крестьянин, а, скорее всего, монах. На Вятке в ту пору иноческих обителей не было. Поэтому уместно спросить, где же находился этот монастырь и как из него икона попала на Вятскую землю.

— Какова основная «мысль» Великорецкого образа?

— Известно, что у каждой житийной иконы есть своя «программа», которая, как правило, читается слева направо и сверху вниз, с первого клейма в верхнем левом углу до последнего клейма в нижнем правом углу. В нашем случае от «Приведения во учение» до «Погребения святителя Николая». А теперь посмотрим, чем была наполнена его жизнь. Для этого просто перечислю остальные клейма: «Явление царю Константину», «Спасение Димитрия со дна моря», «Служба святителя Николая», «Спасение корабельщиков», «Спасение трёх мужей от казни», «Возвращение Агрикова сына». Перед нами — житие подвижника, стяжавшего любовь к Богу и ближнему. Мы не зря называем святителя Николая «правилом веры». Это означает, что, если будем поступать, как он, то также наполним свою жизнь любовью. Применительно к крестному ходу, это напоминает, что и в нём надо думать не о километрах, которые предстоит преодолеть, а о том, как их пройти — с любовью к Богу и ближнему.

— Мы часто слышим, что Великорецкому крестному ходу 600 лет. Так ли это?

— Думаю, правильнее говорить не о крестном ходе, а о паломничестве, поскольку в старину основная масса богомольцев в г. Вятку не приезжала и в общую колонну не строилась. Люди самостоятельно отправлялись на реку Великую известными им дорогами и тропами. При этом жители Вятки лишь провожали святыню до реки, которая служила границей города, и через несколько дней там же её встречали. То есть это был не крестный ход, а проводы и встреча Великорецкого образа святителя Николая.

— Почему была именно такая традиция?

— Чтобы это понять, надо обратиться к «Повести о Великорецкой иконе», где сказано, что когда-то именно так священники и «избранные горожане» перенесли святой образ с реки Великой в Хлынов. Так эта традиция возникла и именно в такой форме существовала на протяжении веков, пока уже в наши дни не возродилась в новой форме крестного хода. К тому же известно, что в старину хлыновцы на Великую реку не ходили, а «ездили», то есть плавали на лодках-стругах. И при первом перенесении иконы в свой город также дали обещание не ходить, а «ездить», то есть плавать по реке. Главным было исполнение обета, а как доставить образ на место обретения — по воде или по суше — это уже как получится. Потому что, сказано в «Повести о Великорецкой иконе», пришедшие за ней хлыновцы смогли поднять и сдвинуть с места чудотворный образ только после того, как пообещали каждый год, хотя бы на несколько дней, приносить святыню на реку Великую, чтобы местные жители могли ей поклониться. То есть горожане дали обет не хождения, а братолюбия, пообещали относиться к жителям Великой реки как к равным, братьям и сёстрам во Христе. Именно так возникло Великорецкое паломничество.

— Когда это произошло?

— В древних рукописях об этом ничего не сказано, поэтому умножать количество гипотез и догадок я не буду. Принято считать, что Хлынов был обнесён высокими крепостными стенами в середине XV века, поэтому вряд ли это могло произойти раньше.

— Тогда откуда взялось утверждение, что Великорецкому крестному ходу больше шести веков?

— Первым об этом ещё полтора столетия назад написал ректор Вятской духовной семинарии архимандрит Иосиф (Баженов) в своей статье, которая вышла в «Вятских епархиальных ведомостях» в 1869 году. Он предположил, что чудотворный образ был перенесён в Хлынов около 1400 года, но доказать этого не смог. Однако круглая дата и древность события многим понравились, даже несмотря на то, так ли это на самом деле.

— Почему прежде икону доставляли на лодках, а не на лошадях?

— Потому что в те далекие времена дорог не было, точнее, реки были таковыми. Вдоль них ставили сёла, деревни, основывали города. По ним, скованным льдом, даже войска ходили воевать в соседнее княжество. Когда же со временем русские православные жители расселились по всей округе и возникли дороги между деревнями и сёлами, тогда, образно говоря, паломничество «вышло на сушу», и с 1778 года стало совершаться пешим путём.

— Известно, что епископ Лаврентий (Горка) запретил Великорецкое паломничество, и поэтому в 1734–1736 годах оно не совершалось. Почему?

— Во-первых, незадолго до этого вышел монарший указ, повелевавший запретить паломничества, которые не имеют достаточных оснований, а в древних рукописях об истории возникновения великорецкой традиции сказано очень неопределённо. Видимо, владыка Лаврентий счёл, что этого недостаточно, и решил паломничество запретить. К тому же в те времена торжества на реке Великой сопровождались не только церковной службой, но также ярмаркой и обильной трапезой. Впрочем, это понятно. Ведь они привлекали тысячи людей со всех уголков Вятской земли. При этом некоторые приходили за десятки и даже сотни вёрст. Путь занимал несколько дней, и, чтобы порадовать и поддержать богомольцев, жители села Великорецкого устраивали общую трапезу, готовя бараний суп.

А теперь представьте себе такую картину, когда на святом месте рядом с храмами стоит загон, и в нём собрано несколько десятков баранов, которых выдёргивают, режут, снимают шкуры, разделывают. Тут же стоят печи, на которых варят суп. Непривычное для нас зрелище, но в те времена оно никого не смущало. Наоборот, эта гостеприимная трапеза была проявлением братолюбия, когда никто не должен был остаться голодным. Однако владыку Лаврентия это, видимо, всё же смутило, и он решил пиршество запретить. Однако не прошло и сорока дней после его кончины, как хлыновцы обратились к местным властям с просьбой возобновить паломничество, и такое разрешение было получено.

— В XX веке традицию вновь прервали в связи с гонениями на веру?

— Второй раз Великорецкое паломничество было запрещено в 1959 году во время хрущёвских гонений. Напомню, что, критикуя Сталина, Хрущёв опирался на Ленина, а тот боролся с Церковью. Поэтому Хрущёв решил поставить Сталину в вину, что он в годы войны сделал для верующих послабление, и начал новые притеснения. Тогда в селе Великорецком была закрыта последняя церковь, разрушена старинная часовня на берегу реки Великой в месте явления чудотворного образа. Тем не менее паломники всё же продолжали приходить на святое место небольшими группами по 10–15 человек.

В последние годы советской власти в Великорецком собиралось уже несколько сотен богомольцев. Тогда руководство Вятской епархии обратилось к областным властям с просьбой разрешить паломничество, но уже в форме крестного хода, то есть организованного шествия. Для начала в 1989 году пошли из села Чудиново. Опыт оказался успешным, и после этого крестный ход стал ходить на реку Великую из областного центра. И сегодня важно помнить об обете братолюбия, данном нашими предками, ему надо следовать. Когда власти помогают организовать это шествие, выделяют врачей и полицейских, перекрывают дороги для прохода крестного хода, они также исполняют обет братолюбия по отношению к своим гражданам, которые хотят прийти на Великую. Когда кто-то едет по городу, и вдруг нужно остановиться, чтобы пропустить колонну паломников, не надо ворчать, а нужно вспомнить, что эти люди идут за всех нас помолиться. Надо терпеливо подождать и тем самым, сидя в машине или автобусе, тоже исполнить обет братолюбия.

— О высоком духовном смысле паломничества важно помнить и тем, кто отправляется на Великую.

— Думаю, если спросите богомольцев, зачем они идут в крестный ход, вы услышите разные ответы. Как священник могу сказать следующее: важно понимать, что центром великорецких торжеств является Божественная литургия, где мы исповедуемся и причащаемся. Чтобы особым образом подготовиться к этим Таинствам, мы идём три дня, молимся, размышляем о нашей жизни, вспоминаем свои поступки, испытываем свою совесть. Приходя на Великую реку, исповедуемся, причащаемся, молимся святителю Николаю, вместе с ним обращаемся к Богу, просим, чтобы Господь благословил нашу христианскую жизнь. Литургия помогает нам пребывать в Царстве Небесном, которое в этот день именно на Великой реке приближается к нам. Поэтому получается, что идём в Великорецкое, а приходим в Царство Небесное, где мы все братья и сёстры, дети одного Отца Небесного. Не хвалимся тем, что дошли, не показываем всем свои истоптанные кроссовки, а скромно утешаемся благодатью святого места и близостью к нам Бога и Николая Чудотворца. Вернувшись же с Великой домой, приносим другим людям «праведность, и мир, и радость во Святом Духе».

На иллюстрациях:

— Великорецкий образ святителя Николая (празднование на реке Великой);

— протоиерей Александр Балыбердин;

— Великорецкий образ святителя Николая (современный список);

— Проводы иконы Николая Чудотворца (дореволюционная фотография);

— «Проводы Великорецкой иконы» (картина, художник Виктор Попов);

— «Праздник на воде» (картина, художник _Аркадий Рылов);

— Великорецкий крестный ход в 2022 году.

Беседовала Лада Баева