Распечатать Запись

Откройте сердце свое для радости

02.04.2021

Распечатать Запись

Откройте сердце свое для радости

В год тридцатилетия возрождения Свято-Успенского кафедрального собора Трифонова мужского монастыря мы пообщались с насельником обители клириком Успенского храма иеромонахом Досифеем (Чернядьевым). Отец Досифей поделился воспоминаниями о своем пути к храму и вере, размышлениями о цели жизни, мудрости евангельских притч, о духовном наставничестве, о пути спасения души через участие в Таинствах Церкви и многом другом.

- Отец Досифей, обычно Вас приходится встречать в благодушном расположении, это природный склад характера добродушного человека или сказывается действие молитвенной благодати?
- Добрых людей много, можно часто встретить хорошего человека на своем пути, только нужно хорошенько разглядеть его. Берите пример с художника, как он на чистом холсте изображает красками прекрасное и красивое, то что он увидел, то что почувствовал. Нам ведь бывает приятно любоваться живописными полотнами полными любви и созидания, ведь да?

Если говорить о человеке, о его нравственном начале, то семья является главным институтом духовности. Какие родители, такие и дети. Мы все должны дружить с Заповедями Божиими, питаясь высотой духовной нравственности Божественных велений. Тогда будет меньше жизненных перекосов и сломанных судеб. Так что природный склад характера и доброе расположение – это заслуга родителей и тех людей, которые были хотя и невольно моими добрыми учителями в жизни. Вы спросите, почему же «невольно» были, да все потому, что мы хотим этого или не хотим, но оказываем свое влияние на окружающих, соответственно и окружающие нас люди, оказывают свое влияние на нас. Вот так и бывает в жизни всегда, когда учишь других, то учишься и сам.

- Обычно Ваши проповеди в храме сопровождаются некой долей доброго юмора и складывается ощущение, что слово обращено очень точно и вовремя… словно ответ на какие-то внутренние размышления. Как так получается?
- Тут можно сказать словами апостола Павла: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (Кор.9:16).

В Успенском соборе Трифонова монастыря службы совершаются каждый день, и утром, и вечером. Каждый может прийти помолиться, поставить свечи и написать записки о здравии и о упокоении. По четвергам совершается молебен перед чудотворною иконой святителя Николая. Вот тут важно участие священника, не просто так люди пришли, ушли, а получили еще слово утешения, слово назидания. Слава Богу, если проповедь принесет добрый плод, когда человек услышит и обратится к Богу всем своим сердцем.

Есть два правила, которые мне подсказали добрые люди: когда говоришь проповедь, обращай ее и к себе, учи самого себя; любовь слова найдет; эти наставления всегда помогают мне, когда надо бывает проповедовать.

Самое главное, что всегда хочется сказать людям в проповеди, то что Господь рядом, Господь поможет, что цель жизни человека – это встреча и воссоединение с Богом уже здесь на земле и, главное, не упустить нам Его.

- Какая Вам притча из Евангелия особенно по душе, чему она учит?
- Есть две такие Евангельские притчи, с которыми иду по жизни. Еще юношей, когда первый раз читал Евангелие, притча о Сеятеле (Мф. 13: 3–9) как-то ярко вошла мне в сердце, какая-то она особенная и спасительная.

Не буду пересказывать эту притчу, поделюсь с вами сегодняшним размышлением о ней. Все, что мы видим и слышим, чего касаемся, все вольно и невольно попадает в наше сердце. И тут важно уметь выбирать, чтобы разный сор не заполнял нас с ног до головы. Например: будь то деньги, слава человеческая или бутылка водки, если вовремя не остановиться, то эти страсти глубоко осядут в сердце и пленят его, и человеку будет трудно изменить себя. Скажите, легко ли пьянице избавиться от пьянства… Вот в этом и состоит вся насущная проблема спасения человека.

Слова спасения, Слова Святаго Евангелия, не могут проникнуть в сердце человеку, прорасти и дать обильный плод, ибо сердце занято хламом страстей и искажено грехом. Сердце будет сопротивляться и лгать на все святое. Помните, Спаситель сказал: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Это оскверняет человека…». И тут встает вопрос, как помочь себе?

И вот тут добродетели встанут на нашу защиту: воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, блаженный плач, трезвение, смирение и любовь. Как они работают? Принцип довольно простой: когда добродетель расцветает, то страсть увядает. Вот полюбил целомудрие, уклоняешься от разного рода блудных дел, и растет в тебе чистота душевная и телесная. Полюбил кротость, уклоняешься от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростью, побеждаешь страсть гнева, и так во всем преуспеваешь человек.

Другая притча о десяти девах (Мф. 25: 1–13), которая заканчивается словами Спасителя: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». Вот об этом стоит сейчас поговорить, ибо мы смертны, время жизни человеческой имеет свой предел, каждому придется предстать перед Богом и дать свой ответ. Как прожил жизнь, чего доброго или злого сделал, надо помнить, что Праведного Судию не обманешь, не подкупишь. Но как быть готовым к встрече с Богом, - вот этот вопрос должен всегда стоять перед человеком всю его жизнь. Мне как монаху особо об этом приходится размышлять, чтобы душа моя не оказалась девой неразумной, и светильник мой совсем не угас. «Бодрствуйте» - говорит Господь, не спите сном греховным, предавшись унынию и нерадению. Человек не должен жить беспечно, угождая своим страстям. Прошу вас, пожалуйста, читайте и перечитывайте Святое Евангелие, пусть освящается ваша душа, просвещается ваш ум, и сердце напаяется (наполняется) Божественною благодатью. 

- Расскажите о своем пути к вере, к Богу?
- Благодарю Бога за дивные дела Его, что призвал меня на служение сие, в котором стою до ныне. Расскажу про то, как все началось. А началось это с записи в первую на Вятке воскресную школу при Серафимовском соборе, там мы изучали Закон Божий и постигали церковное пение. Особая   благодарность за это святое дело тем людям, которые все это устроили для нас, для первых воспитанников воскресной школы. В тот год мне подарили книгу – житие преподобного Сергия Радонежского, похоже, что именно эта книга и легла в основу моего желания стать монахом, но тогда я этого еще не осознавал. На следующий год ученики воскресной школы посетили Троице-Сергиеву Лавру, где находились три дня и три ночи. Преподобный Сергий Радонежский, его святые мощи, братский молебен, насельники монастыря, величественная архитектура монастырского комплекса – все это в целом оставило неизгладимый след в памяти паломников из Вятки. Скажу точно, что воскресная школа открыла нам дорогу в храм, показав верный путь к Богу.

- Кто для Вас был или является духовным наставником?
- Первым духовным наставником был архимандрит Макарий (Коробейников). Ездить приходилось в Троицкую церковь села Макарье. Батюшка добрый и тихий, всегда принимал с радостью каждого человека. Бывало, когда придешь к ему на исповедь, так мирно и спокойно становится на душе… чувствуешь, что батюшка близок к Богу.

Внимательный христианин понимает, что своих сил ему не достаточно, что на пути спасения возникают проблемы, которые ему одному не решить, нужен верный духовный наставник, человек духовно опытный, и благо тебе, если ты такого пастыря встретил на своем жизненном пути. Не ленитесь брать благословения у священника, ибо оно здорово выручает и помогает в делах. А бывает и такое, когда батюшка не благословляет, то лучше отложить задуманное, потому что выйдет все криво. Давайте приведу вам два примера из жизни.

Появилась у меня мечта читать в храме, но по-церковнославянски я читал тогда плохо, и вот мне дали одну книгу, по которой можно было бы поучиться читать, книга была весьма старая в твердом кожаном переплете, страницы были сделаны из очень плотной бумаги. Сейчас понимаю, что «душеполезные поучения аввы Дорофея», так эта книга называлась, все это было не случайно. Что Дорофей и Досифей из этой книги будут так мне близки. Книга у меня, пора учиться читать, и сразу возникла серьезная проблема, сильный сон приходил, как только я открывал книгу, закрывал книгу – сон куда-то исчезал. И это продолжалось несколько дней, пока я не съездил к отцу Макарию за благословением, после этого книга читалась легко.

Другой случай показал мне наглядно, как вредно бывает идти против благословения священника. Поездка в Москву, казалась бы по благовидным делам, обернулась для меня и моего товарища страшным мучением: везде мы не успевали, везде нам отказывали и мы не солоно хлебавши вернулись на Вятку. Вот так-то бывает в жизни.

Если вспоминать духовных наставников, то есть тех, кто способствовал моему духовному становлению, хочется упомянуть Серафимовских батюшек того времени (тех, кто нес служение в Серафимовском соборе в годы моей учебы в Воскресной школе при храме): протоиерея Серафима Исупова, протоиерея Александра Образцова, протоиерея Германа Дубовцева, протоиерея Алексия Кряжевских, протоиерея Симеона Петрова, протоиерея Геннадия Сухарева. Эти священники для меня явились образцом подражания, учителями веры, наблюдая за их служением, хотел быть похожим на них. Да, что тут говорить, те прихожане Серафимовского собора, были христиане глубокого содержания, жаль, что их многих уже нет с нами. Взять, к примеру, певчего слепца Владимира, потерял он зрение на войне, не хватало одной руки, но как он стоял прямо на клиросе, не шелохнувшись, всю службу, его чистый, ясный и сильный голос являлся украшением Серафимовского собора. Однажды невольно стал свидетелем его сердечной молитвы к Богу. За час до службы это было, певчие еще не пришли, но он уже стоял на клиросе и шепотом молился, повторяя и повторяя такие слова: «Господи, помоги, Господи, укрепи меня». Вот такой он был человек.

- Когда и при каких обстоятельствах Вы решили посвятить жизнь Церкви и выбрать монашеский путь? Что для Вас послужило причиной выбранного пути?
- Обстоятельств и причин особых не было, а было стремление и желание развиваться. В сердце давно зрело решение идти по монашескому пути, но я не решался, боялся сделать ошибку. Как жить по Божией воле, какой путь избрать, вот об этом стоило хорошо подумать. Благо, что Господь помогал и отвечал на молитвы. В то время духовных книг было мало, интернета не было, как узнать о монахах и монашестве? Только ведь подумал об этом, подходит одна бабушка и дарит мне старую книгу с названием «Огласительные поучения и завещание» преподобного Феодора Студита. Вот такая радость была читать эту книгу, впоследствии я взял ее с собою в монастырь.

И вот настало время для решения вопроса. Какой же путь жизни избрать мне? Решение этого вопроса я доверил опытному духовнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Кириллу (Павлову).

Отец Кирилл на продолжении долгих лет был духовным наставником великому множеству духовных чад не только на Руси, но и за рубежом. Люди стремились попасть к нему на исповедь, взять благословение, решить трудные вопросы, батюшка обладал большим даром любви. Многим его прозорливые советы буквально спасали жизнь, вот с таким хорошим человеком мне посчастливилось встретиться, позже он часто к нам приезжал в монастырь, чтобы поддержать братию, несколько раз мне посчастливилось служить вместе с ним Божественную литургию.

- Вы начинали нести служение в Донском монастыре в столице, о каких аспектах касательно монастырского уклада, духовной жизни и обустройства быта можете рассказать?
- У нас, как и во всех монастырях, есть правила для желающих поступить в монастырь: нужно благословение духовника, благословение родителей, если они еще живы, также стремление, терпение, послушание и смирение. Были люди, которые приходили вопреки родительскому благословлению в монастырь, но таковые долго не задерживались, были и те, кто о себе много думал, или те, кто был не терпелив, - все они вскоре покидали монастырь. Увы, но эта ноша не для всех. Вначале ты трудник, потом послушник, если ты верен своему желанию стать монахом, то в скором времени ты им и станешь.

Если вкратце говорить об устроении обители, то главой монастыря является игумен или архимандрит, хотя если монастырь ставропигиальный, как, например, Донской в столице, то главой настоятелем монастыря является Святейший Патриарх Московский и всея Руси, и монастырем тогда управляет Его первый помощник-наместник монастыря. Важную роль в обители выполняет духовник монастыря, он смотрит внимательно за духовным устроением братии. Хочу вспомнить еще одного доброго человека, батюшку архимандрита Даниила (Сарычева) духовника Донского монастыря.

Проповедник благочестия, великий труженик, для братии и мирян был всегда добрым примером, которому стоило подражать. В свои старческие годы, а было ему уже давно за восемьдесят лет, батюшка Даниил не унывал, хотя болезней у него хватало, монастырские послушания выполнял с радостью. Вот пример: пасхальная ночная служба – он стоит у престола, утром в 10.00 поздняя Литургия – руководит женским хором, после службы до вечера к нему идут поздравлять с Пасхой Христовой духовные чада. Я всегда поражался, откуда батюшка берет столько физических сил. Сейчас понимаю, что батюшка очень любил богослужение, был весь в молитве, и была у него большая любовь к своим духовным чадам.

- Чем для Вас является Трифонов монастырь? Ощущаете ли покровительство преподобного Трифона, духовную связь с ним и братии друг с другом?
- Монастырь, построенный трудами преподобного Трифона, для нас, вятчан, это великое богатство, достояние которое надо хранить и оберегать. Построить храмы, собрать братию, завести хозяйство – все это стоит больших трудов, не каждому это под силу. Но мы с вами знаем, что преподобный был не одинок в своем стремлении, ему всегда и во всем помогала Божия Матерь, и благодарный инок построил Ей храм в честь Ее успения. Святой источник бьет из недр земли за алтарем Успенского собора, мы верим, что по молитвам преподобного Трифона и покровом Царицы Небесной вода имеет особую целебную силу. При источнике устроена купель, где каждый может получить исцеление. Только нужно твердо верить. Мне сразу вспоминается Евангельская купель Вифесда (Ин.5:2-8), в которой исцелялись люди.

В Трифоновом монастыре есть еще одна великая святыня – это Великорецкий образ святителя Николая. Икона находится в надвратной церкви в честь этого святого. Неисчислимый людской поток постоянно стремится к святому образу, как когда-то давно крестьянин Агалаков, так и мы сегодня стоим и поем ему акафист: «Радуйся, Николае, великий чудотворче».

И главная святыня монастыря – это место упокоения преподобного Трифона. В Успенском соборе можно всегда заказать молебен преподобному, ибо мы верим, что святой Трифон – скорый помощник тем, кто с верою обращается к нему за помощью. Место святое, и я рад, что являюсь насельником Свято-Успенского Трифонова монастыря на Вятке.

- Что для Вас на монашеском пути казалось очень сложным, непривычным, неподъемным? С какими искушениями приходится встречаться?
- На монашеском пути нужно и терпение, и смирение, главное, молитву не терять и учиться доверять Богу. Нужно постоянно напоминать себе, для чего ты избрал сей путь. Приведу слова преподобного Иоанна Лествичника, то, что он говорит об отречении от жития мирского: «Всем приступающим к сему доброму подвигу, жестокому и тесному, но и легкому, должно знать, что они пришли ввергнуться в огонь, если только хотят, чтобы в них вселился невещественный огонь. Посему каждый да искушает себя, и потом уже от хлеба жития иноческого, который с горьким зелием, да яст, и от чаши сей, которая со слезами, да пиет: да не в суд себе воинствует. Если не всякий, кто крестился, спасется, то... умолчу о последующем».

Вспоминаю время, когда был послушником, послушание начиналось с семи утра и трудились мы допоздна, нужно было всех накормить рабочих и трудников, потом убрать и помыть  посуду, людей было много, так что приходилось трудно. И вот один из дней, когда выпала свободная минутка, решил погулять по территории монастыря, отдохнуть. В раздумьях зашел на монастырское кладбище, надо сказать, что монастырское кладбище очень удивительное и довольно старое, там похоронены выдающиеся деятели русской церковной, политической и военной истории и литературы. По монастырю проводят экскурсии, там есть что посмотреть, каждая могила – произведение искусств. Неисповедимы пути Господни, Господь знает, как утешить и ободрить человека. Встретился с одним батюшкой, который был с группой паломников. Раз батюшка, то надо взять благословение, подхожу, говорю: «Батюшка, благословите». То, что сказал мне батюшка, меня весьма удивило, ибо на мне был подрясник и четки в руке, и были мы в монастыре. А он сказал следующее: «крестик на тебе есть», недоуменно отвечаю: «да, есть», тогда он мне и говорит: «так и носи». Вы знаете, у меня как бы камень с души спал, и стало легко, вот так удивительно ободрил меня Господь в те дни, когда я был послушником. Поэтому говорю, раз взял крест, то должен его донести до конца, быть постоянным в добродетели.

- Расскажите о чудесах, с которыми пришлось столкнуться в пастырской практике?
- С чудесами надо быть как- то осторожнее, чтобы не впасть в прелесть. Искать или ожидать чудес опасно, особенно тем людям, которые не утверждены еще в вере. Господь близок к каждому человеку, можно сказать, что Его помощь и забота предваряет наши нужды, это есть Промысел Божий о нас. Помните, как в Евангелии сказано: «Проси́те, и даст­ся вамъ: ищи́те, и обря́щете: толцы́те, и от­ве́рзет­ся вамъ: всякъ бо прося́й прiе́млетъ, и ищя́й обрѣта́етъ, и толку́щему от­ве́рзет­ся» (Мф 7: 7,8). Так что когда просите у Бога, верьте, что получите просимое.

Если говорить об истинных чудесах, они есть, и мы, православные христиане, с ними часто встречаемся в Церкви, - это семь Таинств. Для краткости и полной ясности следует прочесть слова иерея Даниила (Сысоева) из книги «Закон Божий»: «Как уже было сказано выше, источником всех добрых дел и корнем духовной жизни является благодать Святого Духа. Эта несотворенная сила подается христианам посредством особых обрядов, называемых Таинствами. Эти священнодействия, преображающие человека, не являются изобретением людей, а установлены Самим Творцом. Именно в Таинствах заключается самая сердцевина христианства. Можно иметь Православную веру, делать добрые дела, молиться, но без участия в таинственной жизни Церкви человек никогда не станет христианином и не сможет достигнуть спасения. Ведь если вера дает правильное представление о Боге и Его Промысле, добрые дела делают похожим на Него, молитва дает возможность общаться с Ним, то лишь в Таинствах происходит реальное соединение с Господом, изменяющее всего человека.

Начиная с XV века, православное богословие выделяет семь главных Таинств, соединяющих нас с Богом. Первое из них – Крещение, в котором происходит духовное рождение. Второе – Миропомазание, дающее силу к духовному росту и к творению добрых дел. Третье – Святое Причастие, соединяющее человека с Богом телесно. Четвертое – Покаяние, лечащее душу от грехов. Пятое – Елеосвящение, врачующее телесные болезни, происходящие от греха. Шестое – Таинство Брака, освящающее семью и телесное рождение, дающее силы к воспитанию детей. Седьмое – Священство, порождающее духовных отцов, которые сами возрождают и воспитывают христиан словом Божиим и совершением Таинств».

Если уж говорить о чудесах в пастырской практике, то не только я, но и все священники видят, как меняется человек в лучшую сторону, приняв святые Таинства, как укрепляется его вера и растет   надежда на Господа. Радостно вспоминаю те дни, когда к нам в монастырь приезжал великим постом отец Кирилл (Павлов), для братии монастыря тогда проводилось общее соборование (таинство Елеосвящения), мы собирались вместе, и отец Кирилл, не спеша, благоговейно молился о нас Богу, помазывал освященным маслом каждого. На соборовании помазывают семь раз, и вот скажу сам за себя, после каждого помазания мне становилось легче, силы возвращались, и сердце наполнялось внеземною радостью. Вообще, в московских храмах принято, что Великим постом собороваться приходят все, даже с виду люди здоровые, ибо они тоже имеют нужду в этом Таинстве. Есть грехи забытые, и есть страсти, которые довольно сильно и долго мучают человека. Мы в Таинстве Соборования врачуемся от недугов душевных и телесных.

- В земной жизни кажется совершенно логичным обустраивать людям свои дома, дачи, приобретать машины, реализовывать таланты, совершенствовать свои умения и навыки, соответственно, кто работает – тот получает похвалу, почему же тогда Церковь предупреждает страшной притчей о безумном богаче?
- Скажу словами Евангелия: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф.6:19–20). Все  мы стремимся к счастью, хотим быть счастливыми, но бывает, часто путаемся, что дороже нам – земное счастье или небесное, т.е. Бог. Вот пример: ты поел, тебе хорошо; выспался, совсем замечательно; дали зарплату, веселишься ты с друзьями, все это приносит тебе счастье. Греха в этом нет, но человек не может остановиться, и здесь уже зарождается грех, в этом вся трагедия жизни. Может быть, приходилось встречать таких людей, которые весь день могут говорить о деньгах, думают о них, как бы больше скопить, как не потерять. В сердце одни деньги, а для Бога в сердце места совсем нет. Господь наглядно это показал в притче о богаче. Люди губят свою бессмертную душу, закопавшись в тленные одежды. Закончу словами из псалма: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша» (Пс. 68).

- Говорят, что нужно изучать Священное Писание, но и прочитать Евангелие – уже труд. Как человеку решится на это? И перечитывать снова?
- Тут проблема намного больше, чем кажется, дело в том, что Священное Писание есть не у всех дома, это выяснилось мною, когда проводил беседы перед крещением. Родители детей крестики носят, иконы дома есть, а Евангелия нету, молитвословы не у всех, к исповеди и причастию давно не подходили или не знают, что это такое. Действительность очень печалит, нет надежного фундамента правой веры, все ненадежно и зыбко. Многие люди свыклись, что Бог где-то там в «душе», по правде если сказать, на последнем месте, вспоминаем о Боге когда уже припекло. Хорошо бы было хоть раз в жизни целиком прочитать Библию. Человек должен развиваться, должен искать истину, иначе жизнь будет, как фальшиво исполненная мелодия, строение построенное кое-как. Евангелие – это благая весть о Господе нашем Иисусе Христе Спасителе мира. Евангелие – это великий учебник нравственности для каждого человека, и глупо будет нам не читать Его, и ужасно будет не иметь Евангелие у себя дома под рукой.

- Какие книги и фильмы произвели на Вас особое впечатление, а возможно, стали руководством к принятому решению, духовно напитали?
- Очень полезно христианам читать православную литературу, книга открывает мир знаний ищущему человеку. Когда начинался мой иноческий путь в Донском монастыре, в книгах мы не испытывали острую нужду, ибо при монастыре было книжное издательство, и возглавлял его тогда иеромонах Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский. Отец Тихон заботился, чтобы братия читала, поэтому изданные им новые книги всегда раздавались братии монастыря. В последствии каждый собрал себе внушительную библиотеку. Если говорить о первых фильмах, которые я посмотрел, то здесь тоже была заслуга отца Тихона, однажды он собрал братию в трапезной монастыря и показал удивительный фильм о жизни псково-печерских старцев, где мы могли ясно увидеть быт монашеской жизни и как бы в живую смогли созерцать труды и подвиги псковских подвижников благочестия. Когда уже я был настоятелем храма Георгия Победоносца в пгт Юрья, то вспоминая труды отца Тихона, также старался, чтобы люди читали, поэтому постоянно жертвовал в Юрьянскую библиотеку духовную литературу. Сознаюсь честно, есть у меня несколько любимых книг, которые всегда рядом со мною: «Молитвы на озере» святителя Николая Сербского, и «Поющее сердце» русского православного философа Ивана Александровича Ильина, – эти книги мне подарили добрые люди, и это для меня самый дорогой подарок.

- Что сейчас читаете?
- Сейчас время Великого поста, поэтому читаю о молитве. «Практическое руководство к стяжанию Иисусовой молитвы» творение иеромонаха Симона, книга очень хорошая, мне нравится ее читать, тоже своевременный подарок мне от близкого друга.

- Сейчас время Великого поста, с другой стороны – время весны, обновления души, радости. Как душе пробудиться навстречу радости? Есть какой-то рецепт, откуда черпать силы и ощущение радости бытия?
- Приближается Пасха Христова, уже скоро услышим радостное «Христос Воскресе», с каждым днем становится больше солнца, тает снег, птицы все громче поют свои весенние песни, осталось немножко потерпеть и силы вернутся. Откройте сердце свое для радости, ибо где покаяние, там и спасение близко. Пусть обиды утекут с весенними ручьями, простим всех ради Воскресения Христова. Прошу и я у вас прощения, если что не то сказал, мир Христов да будет со всеми вами. Аминь.

- Отец Досифей, спасибо за душевную беседу!